logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное образовательное учреждение
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
курса для учащихся 1-х классов
«Азбука рисования»
Возраст обучающихся, на которых рассчитана образовательная программа – 7 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2012

 

Пояснительная записка

Данная авторская программа, включающая систему упражнений по рисунку, является дополнением к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского. Согласно этой программе, целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Традиционно определяются следующие образовательные задачи обучения рисованию:
• формирование у учащихся нравственно-эстетических жизненных принципов, направленных на выявление «прекрасного» в искусстве и жизни;
• формирование художественно-творческой активности учащихся;
• овладение учащимися образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных компетенций (знаний, умений и навыков).
Данная программа направлена на реализацию третьей задачи, которая является актуальной, так как, во-первых, рисунку в современной практике изобразительного искусства уделяется недостаточно внимания. Во-вторых, в первых классах недостаточно часов, чтобы выполнить поставленные задачи, а в-третьих, в имеющихся программах нет чёткой системы обучения рисунку. Данная программа, разработанная Н. Н. Бутусовой – это «попытка разработать чёткую систему обучения рисунку. Здесь затрагивается вопрос обучения рисунку, основам живописи, Композиционные и тональные моменты».
Новизна программы заключается в том, что методика обучения рисунку в данной программе строится аналогично системе обучения письму. Письмо традиционно предполагает следующие элементы: элементы букв, буквы, слоги, слова, предложения, правила языка, сочинения. По аналогии, этапы обучения рисунку следующие:
1) «Буквы» рисунка (линии);
2) «Слова» рисунка (простые рисунки из разных линий, одиночные предметы);
3) «Предложения» (группы взаимосвязанных предметов, состоящих из разных линий»;
4) Правила изображения (законы рисунка);
5) Сочинение (композиция).
Первый год обучения (возраст детей 6-7 лет) предполагает обучение 5 «буквам»:
 круг;
 прямая линия;
 волнистая линия;
 линия в форме капли;
 сложная линия.
В программе Н. Н. Бутусовой обоснование последовательности обучения этим «буквам» выглядит следующим образом.
На первом месте – закруглённая линия, т. к. это первые движения, которыми овладевают дети в возрасте ещё 1,5 – 3 лет. Прямая линия – второй компонент, необходимый для большинства рисунков. Волнистая линия – это дальнейшее развитие закруглённой линии, это часто встречающийся элемент рисунка, наконец, волнистая линия предшествует сложной линии. Линия в форме капли встречается довольно часто в рисунках и в большинстве случаев вызывает у детей затруднение. Наконец, сложная линия – это сочетание всех предыдущих линий.
Графические задачи программы:
- научить рисовать круг, прямую и волнистые линии;
- дать представление о линии в форме капли и сложной линии.
Тональные задачи:
- дать представление о 5 тонах: белом, светло-сером, сером, тёмно-сером, чёрном.
Живописные задачи (основы цветоведения):
- различать основные цвета (3) и их смеси (6), уметь ими пользоваться в нужной ситуации.
- дать практическое представление о контрастно-цветовых парах: красный – зелёный, жёлтый – фиолетовый, синий – оранжевый;
- дать представление о сложных смесях: красный + зелёный = коричневый;
- различать до 5 оттенков цветов (красные, синие и т.д.);
- дать понятие о тёплой и холодной гамме.
Композиционные задачи:
- дать понятие о ритме,
- понятие о контрасте формы (большой – маленький);
- дать понятие о контрасте тона (свет – тень);
- дать представление о контрасте размера;
- дать понятие осевой симметрии, основы изображения человеческого лица и фигуры.
Работа учащихся предполагается на листах формата А3, акварель 12 цветов + отдельно белила (титановые или цинковые).
В единстве графических, тональных, живописных и композиционных задач, а так же в принципе построения обучения рисунку аналогично обучению письму заключается отличие данной программы от уже существующих.

Данная программа рассчитана на обучающихся 1 класса образовательной школы (7 лет).

Срок реализации программы – 1 учебный год. Согласно программе, к концу 1 класса ребёнок должен продемонстрировать следующие результаты:
 свободно владеть формообразующими движениями (рисовать круг, овал, прямые, волнистые и другие линии;
 легко копировать простые изображения (состоящие из простых фигур – круг, овал, треугольник и линии разных типов.
Кроме того, у учащихся должны сформироваться навыки работы акварельными красками: работы по сырому, смешивания краски, добиваясь точного оттенка, знать порядок расположения цветов в спектре, знать контрастные цвета.


Способы выявления данных результатов – тестовые методики, анализ стартовых возможностей ребёнка и сравнение с итоговыми. По окончанию определённого срока (полугодия, года) предполагается такая форма подведения итогов как выставка работ обучающихся.


Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью не более 35 минут. Комплектация групп – не более 12 человек в группе.
Данная программа была апробирована в 1985-2010 годах в общеобразовательных школах города Ярославля и села Карабиха, в изостудиях и подготовительных отделениях детских художественных школах.

План занятий


1 четверть
1 Солнышко. Научить рисовать лицо, смешивать жёлтый и красный и получать оранжевый. 1
2 Шарики. Дать представление о контрасте размера, об основных цветах и их смесях. 1
3. Цыплёнок. Дать представление о контрасте цвета, основных цветах. 1
4. Колобок и Смешарики. Продолжить работу по рисованию лица, работа со смесями. 1
5. Сороконожки. Дать представление о контрасте формы, последовательности спектра. 1
6. Чебурашка. Смешивать красный и зелёный, получать коричневый. 1
7. Зайчиха и зайчата. Дать понятие об оттенках серого, тоне. 1
8.Рыбки (итоговая работа) Обобщить знания по темам «Ритм», «Контраст». 2
9. Рыбки. Продолжение работы.
2 четверть
10. Винни-Пух. Смешивать красный и зелёный, получать коричневый. 1
11 Улитки. Продолжить работу по теме «Контраст цвета» 1
12 Неваляшки. Закрепить ритмические умения, развитие творческих качеств. 1
13. Весёлые снеговики. Продолжить работу над контрастом формы, оттенкам холодного. 1
14. Ёлка. Закрепить ритм 1
15.Дед Мороз и Снегурочка у ёлки. Закрепить всех полученные знаний и умений 2
16. Дед Мороз и Снегурочка у ёлки. Продолжение работы.
3 четверть
17. Весёлые карандаши. Дать практическое представление о рисовании прямых линий. 1
18. Снежинки. Закрепить рисование прямых линий. 1
19. Город. Продолжить работу по рисованию линий. 2
20. Город. Продолжение работы.
21. Варежка. Дать практическое представление о рисовании волнистой линии 1
22. Мать и ребёнок. Научить рисовать лицо человека, правильно располагать композицию на листе 2
23. Мать и ребёнок. Продолжение работы.
24. Царь, царица и царевна. Научить рисовать лицо человека, правильно располагать композицию на листе, развитие чувства ритма. 2
25. Царь, царица и царевна. Продолжение работы.
26. Рыбки. Закрепить умения и навыки по теме «Волнистая линия» 1
4 четверть
27. Зонтик и зверята. Дать практическое представление о рисовании линий в форме капли, развить навыки композиции 1
28. Храмы. Закрепление линий в форме капли. 1
29. Птицы. Творческое применение полученных знаний – создание композиций. 2
30. Птицы. Продолжение работы над композицией.
31. Бабочки. Творческое применение полученных знаний – создание композиций. 2
32. Бабочки. Продолжение работы над композицией.
33. Цветы. Творческое применение полученных знаний – создание композиций. 2
34. Цветы. Продолжение работы над композицией.

Итого часов: 34

Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / психологический очерк. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Головач Л. На третьей обложке// Юный художник, 1994.
3. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс: Книга для учителя/ Б. Н. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В Гросул и др. – М.: Просвещение, 1991.
5. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 класс: программы для средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1992.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО «Столетие», 1994.
8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1 Великая дидактика/ пер. с латинского проф. Д. Н. Королькова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939.
9. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребёнка в семье. – М. : Педагогика, 1987.
10. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
11. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: учебник для студентов художественно-графического факультета пединститутов. – М.: Просвещение, 1984.


Приложение

Техническое оснащение занятий:
Для учителя – доска, мел, пособия-алгоритмы к каждому занятию, магнитофон и аудиозаписи, компьютер с проектором.
Для учащихся – краски акварельные 18-24 цветов, белила гуашь (отдельно), простые карандаши, ластик, точилка, баночка-непроливашка, кисточки разной толщины, листы бумаги формата А3.

Диагностическая методика
Проводится два раза в год: в начале (сентябрь) и в конце (май). Цель – сравнить начальный результат (стартовый возможности каждого ребёнка) и результат обучения. Обучающиеся получают задание самостоятельно выполнить рисунок, сочетающий в себе все элементы: круги, овалы, прямые, волнистые, сложные линии (нарисовать своё лето: дом, над домом – солнышко, около дома – деревья, речка). Этот же самый (или аналогичный) рисунок обучающиеся выполняют в конце года.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх