logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное образовательное учреждение
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
курса для учащихся 2-х классов
«Азбука рисования»
Возраст обучающихся, на которых рассчитана образовательная программа – 8 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2013

Пояснительная записка


Данная авторская программа, включающая систему упражнений по рисунку, является дополнением к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского. Согласно этой программе, целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Традиционно определяются следующие образовательные задачи обучения рисованию:
• формирование у учащихся нравственно-эстетических жизненных принципов, направленных на выявление «прекрасного» в искусстве и жизни;
• формирование художественно-творческой активности учащихся;
• овладение учащимися образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных компетенций (знаний, умений и навыков).
Данная программа направлена на реализацию третьей задачи, которая является актуальной, так как, во-первых, рисунку в современной практике изобразительного искусства уделяется недостаточно внимания. Во-вторых, в первых классах недостаточно часов, чтобы выполнить поставленные задачи, а в-третьих, в имеющихся программах нет чёткой системы обучения рисунку. Данная программа, разработанная Н. Н. Бутусовой – это «попытка разработать чёткую систему обучения рисунку. Здесь затрагивается вопрос обучения рисунку, основам живописи, композиционные и тональные моменты».
Новизна программы заключается в том, что методика обучения рисунку в данной программе строится аналогично системе обучения письму. Письмо традиционно предполагает следующие элементы: элементы букв, буквы, слоги, слова, предложения, правила языка, сочинения. По аналогии, этапы обучения рисунку следующие:
1) «Буквы» рисунка (линии);
2) «Слова» рисунка (простые рисунки из разных линий, одиночные предметы);
3) «Предложения» (группы взаимосвязанных предметов, состоящих из разных линий»;
4) Правила изображения (законы рисунка);
5) Сочинение (композиция).
Второй год обучения (возраст детей 7- 8 лет) предполагает закрепление умения рисовать следующие линии:
 круг;
 прямая линия;
 волнистая линия;
Линия в форме капли и сложная линия в первый год обучения давались ознакомительно, и на второй год обучения ставится задача начинать овладевать этими типами линий. Естественно, сложная линия даётся в самом простом, примитивном виде, как небольшое усложнение круглой, прямой и волнистой линии.
И на втором году обучения переходим на второй этап обучения рисунку: простые рисунки из разных линий, одиночные предметы (слова» рисунка).

В программе Н. Н. Бутусовой обоснование последовательности обучения этим «буквам» выглядит следующим образом.
На первом месте – закруглённая линия, т. к. это первые движения, которыми овладевают дети в возрасте ещё 1,5 – 3 лет. Прямая линия – второй компонент, необходимый для большинства рисунков. Волнистая линия – это дальнейшее развитие закруглённой линии, это часто встречающийся элемент рисунка, наконец, волнистая линия предшествует сложной линии. Линия в форме капли встречается довольно часто в рисунках и в большинстве случаев вызывает у детей затруднение. Наконец, сложная линия – это сочетание всех предыдущих линий.
Графические задачи программы:
- закреплять навыки изображения круглой, прямой и волнистой линии;
- учить изображать линии в форме капли и сложной линии.
Тональные задачи:
- дать представление о 5 тонах: белом, светло-сером, сером, тёмно-сером, чёрном.
Живописные задачи (основы цветоведения):
- различать основные цвета (3) и их смеси (6), промежуточные цвета между основными (12), уметь ими пользоваться в нужной ситуации.
- дать практическое представление о контрастно-цветовых парах: красный – зелёный, жёлтый – фиолетовый, синий – оранжевый;
- дать представление о сложных смесях: красный + зелёный = коричневый;
- различать до 5 оттенков цветов (красные, синие и т.д.);
- дать понятие о тёплой и холодной гамме.
Композиционные задачи:
- дать понятие о ритме,
- понятие о контрасте формы (большой – маленький);
- дать понятие о контрасте тона (свет – тень);
- дать представление о контрасте размера;
- дать понятие осевой симметрии, основы изображения человеческого лица и фигуры.
Конечной целью всех вышеприведённых задач является развитие воображения, и, как следствие, мышления, в том числе пространственного мышления.
Работа учащихся предполагается на листах формата А3, акварель 12 цветов + отдельно белила (титановые или цинковые).
В единстве графических, тональных, живописных и композиционных задач, а так же в принципе построения обучения рисунку аналогично обучению письму заключается отличие данной программы от уже существующих.

Данная программа рассчитана на обучающихся 2 класса образовательной школы (8 лет).

Срок реализации программы – 1 учебный год. Согласно программе, к концу 2 класса ребёнок продемонстрирует следующие результаты:
 свободно владеть формообразующими движениями (рисовать круг, овал, прямые, волнистые) и не испытывать сложности в изображении простых рисунков, состоящих из усложнённой линии, на основе вышеперечисленных формообразующих.
 легко копировать более сложные изображения (состоящие из комбинаций простых фигур – круг, овал, треугольник и линии разных типов).
Кроме того, у учащихся сформируются навыки работы акварельными красками: работы по сырому, смешивания краски, добиваясь точного оттенка, знать порядок расположения цветов в спектре, знать контрастные цвета.


Способы выявления данных результатов – тестовые методики, анализ стартовых возможностей ребёнка и сравнение с итоговыми. По окончанию определённого срока (полугодия, года) предполагается такая форма подведения итогов как выставка работ обучающихся.


Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Комплектация групп – от 12 человек в группе.
Данная программа была апробирована в 1985-2010 годах в общеобразовательных школах города Ярославля и села Карабиха, в 2011-2013-х годах – в Красноткацкой СОШ, изостудиях и подготовительных отделениях детских художественных школах.

План занятий

1 четверть
1 Жар-птица. Дать представление о контрастных цветах, научить смешивать цвета, работать с оттенками цвета.
2. Колобок. Закрепить умения рисовать округлые и волнистые линии.
3. Кузнечик. Расширить представление о тёплых и холодных цветах. Продолжить работу над смешиванием цветов.
4. Крокодил Гена. Овладение сложной составной линией.
5. Осенние листья. Научить получать сложные оттенки цвета, рисовать сложные линии.
6. Грибы. Дать представление о форме, фоне, переднем и заднем плане на картине.
7. Осенний пейзаж. Научить по-сырому писать цветовые переходы (небо и горизонт), научить писать кистью тонкие ветки и кроны деревьев.
8. Зверята под зонтиком. Продолжить работу над волнистой и сложной линией.
9. Деревенский дом. Продолжить работу над волнистыми, прямыми и сложными линиями. Дать представление о наличниках как произведениях искусства
2 четверть
10. Хоровод неваляшек. Композиционные задачи: ритм, силуэт; округлая линия.
11 Семейный портрет. Композиционные задачи, работа над портретом.
12 Игрушки: кукла и солдатик. Сложная линия, работа над портретом.
13. Дымковская игрушка. Продолжение работы над волнистыми линиями. Дать понятие орнамента.
14. Машины. Сложная составная линия, развитие пространственного мышления.
15.Мешок с конфетами. Композиционно-декоративные задачи, умение сделать мелкие детали.
16. Новогодний хоровод. Композиционные задачи, развитие воображения.
3 четверть
17 Зверята и кубики. Развитие пространственного мышления.
18. Домики из кубиков. Развитие пространственного мышления.
19. Городская башня сверху. Дать представление о перспективе.
20. Городская башня. Продолжение работы.
21. Заснеженное дерево. Развитие чувства ритма, овладение моделировкой мелких деталей.
22. Зимний закат Закрепление навыка живописи по-сырому. Цветовые переходы (небо и горизонт).
23. Зимние забавы: ребята на лыжах и санках. Композиционные задачи.
23. Зимние забавы: продолжение работы.
24. Роза в вазе. Подарок маме. Сложная линия, декоративность.
25. Натюрморт: чайник и яблоко. Сложная линия, декоративность.
26. Орнамент: мишка, пчёлы и ягоды Ритм, декоративность.
4 четверть
27. Весёлый жук. Композиционные задачи, развитие воображения, декоративность, сложная линия.
28. Весёлый жук. Продолжение работы.
29. Волшебный цветок. Композиционные задачи, развитие воображения, декоративность, сложная линия.
30. Волшебный цветок. Продолжение работы.
31. Бабочки, стрекозы, паучки. Учебное копирование. Проверка умения передать (скопировать) рисунок сложной линией.
32. Воздушные облака. Сложная линия, цветовой нюанс.
33. Итоговая работа. Композиция «Лето». Композиционные задачи, развитие воображения, умение составить рисунок из многих объектов, декоративность.
34. Итоговая работа. Композиция «Лето». Продолжение работы.

Итого часов: 34

Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / психологический очерк. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Головач Л. На третьей обложке// Юный художник, 1994.
3. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс: Книга для учителя/ Б. Н. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В Гросул и др. – М.: Просвещение, 1991.
5. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 класс: программы для средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1992.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО «Столетие», 1994.
8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1 Великая дидактика/ пер. с латинского проф. Д. Н. Королькова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939.
9. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребёнка в семье. – М. : Педагогика, 1987.
10. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
11. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: учебник для студентов художественно-графического факультета пединститутов. – М.: Просвещение, 1984.


Приложение

Техническое оснащение занятий:

Для учителя – доска, мел, пособия-алгоритмы к каждому занятию, магнитофон и аудиозаписи, компьютер с проектором.
Для учащихся – краски акварельные 18-24 цветов, белила гуашь (отдельно), простые карандаши, ластик, точилка, баночка-непроливашка, кисточки разной толщины, листы бумаги формата А3.

Диагностическая методика
Проводится два раза в год: в начале (сентябрь) и в конце (май). Цель – сравнить начальный результат (стартовый возможности каждого ребёнка) и результат обучения. Обучающиеся получают задание самостоятельно выполнить рисунок, сочетающий в себе все элементы: круги, овалы, прямые, волнистые, сложные линии (нарисовать своё лето: дом, над домом – солнышко, около дома – деревья, речка). Этот же самый (или аналогичный) рисунок обучающиеся выполняют в конце года.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх