logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноткацкая средняя школа» Ярославского муниципального района

Утверждена
Приказ № _______________
от «___»_____________2014 г.
Директор __________ Мухина М. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятия внеурочной деятельности
«Азбука рисования»
для 3 классов

Учитель: Бутусов Алексей Владимирович,
1 квалификационная категория

2014

Пояснительная записка


Данная авторская программа, включающая систему упражнений по рисунку, является дополнением к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского. Согласно этой программе, целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Традиционно определяются следующие образовательные задачи обучения рисованию:
• формирование у учащихся нравственно-эстетических жизненных принципов, направленных на выявление «прекрасного» в искусстве и жизни;
• формирование художественно-творческой активности учащихся;
• овладение учащимися образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных компетенций (знаний, умений и навыков).
Данная программа направлена на реализацию третьей задачи, которая является актуальной, так как, во-первых, рисунку в современной практике изобразительного искусства уделяется недостаточно внимания. Во-вторых, в первых классах недостаточно часов, чтобы выполнить поставленные задачи, а в-третьих, в имеющихся программах нет чёткой системы обучения рисунку. Данная программа, разработанная Н. Н. Бутусовой – это «попытка разработать чёткую систему обучения рисунку. Здесь затрагивается вопрос обучения рисунку, основам живописи, композиционные и тональные моменты».
Новизна программы заключается в том, что методика обучения рисунку в данной программе строится аналогично системе обучения письму. Письмо традиционно предполагает следующие элементы: элементы букв, буквы, слоги, слова, предложения, правила языка, сочинения. По аналогии, этапы обучения рисунку следующие:
1) «Буквы» рисунка (линии);
2) «Слова» рисунка (простые рисунки из разных линий, одиночные предметы);
3) «Предложения» (группы взаимосвязанных предметов, состоящих из разных линий»;
4) Правила изображения (законы рисунка);
5) Сочинение (композиция).
Третий класс продолжает задачи прежних лет. Идёт повторение первого и второго этапа, продолжается освоение третьего этапа и вводятся элементы 4-го и 5-го этапа. Более того, именно пятый этап постепенно становится главным.
Более, чем в предыдущие два года, изучается цветоведение. Изучаются отдельные цветовые гаммы: красные, синие, жёлтые, зелёные. Если во втором классе достаточно было различать и уметь смешивать до 5 оттенков цвета, то в 3-м классе предполагается довести умение до 10-12 оттенков каждого цветового тона.
Программа третьего класса предполагает ряд заданий на теплохолодность (одна и та же тема представлена то в тёплой, то в холодной гамме);
Композиционные задачи остаются те же самые, но расширяются, поднимаются на ступеньку выше:
- дать понятие о ритме,
- понятие о контрасте формы (большой – маленький);
- дать понятие о контрасте тона (свет – тень);
- дать представление о контрасте размера;
- дать понятие осевой симметрии, основы изображения человеческого лица и фигуры.
Продолжается развитие воображения и зрительной памяти, но опять же, на более высоком уровне.
Логика занятий подразумевает, что дети в виде игры-путешествий рисуют разнообразные пейзажи, технику, города и деревни. Четвёртая четверть посвящена коллективной работе, и одновременно изучаются русские промыслы.
Работа учащихся предполагается на листах формата А3, акварель 12 цветов + отдельно белила (титановые или цинковые).
Данная программа рассчитана на обучающихся 3 класса образовательной школы (8 лет). Срок реализации программы – 1 учебный год. Согласно программе, к концу 3 класса ребёнок продемонстрирует следующие результаты:
1. Не потерять навыки прошлых лет (у художников, как и у музыкантов, если нет регулярной работы, идёт потеря навыков), а именно:
 свободно владеть формообразующими движениями (рисовать круг, овал, прямые, волнистые) и не испытывать сложности в изображении простых рисунков, состоящих из усложнённой линии, на основе вышеперечисленных формообразующих.
 легко копировать более сложные изображения (состоящие из комбинаций простых фигур – круг, овал, треугольник и линии разных типов).
2. Приобрести стойкий навык в рисовании более сложных предметов (3 этап), и начинать узнавать основы композиции и пытаться создавать простейшие композиции.
3. Приобрести более свободные, по сравнению с предыдущим годом, навыки писания акварелью и владения кистью.
4. Развитие и постановка глаза – то есть постепенно глаз привыкает видеть ещё больше цветовых оттенков, тональных отношений и т.д.

Способы выявления данных результатов – тестовые методики, анализ стартовых возможностей ребёнка и сравнение с итоговыми. По окончанию определённого срока (полугодия, года) предполагается такая форма подведения итогов как выставка работ обучающихся.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Комплектация групп – от 12 человек в группе.
Данная программа была апробирована в 1985-2010 годах в общеобразовательных школах города Ярославля и села Карабиха, в 2011-2013-х годах – в Красноткацкой СОШ, изостудиях и подготовительных отделениях детских художественных школах.

План занятий

1 четверть
1 Красное лето. Постановка глаза: умение отличить оттенки красного цвета по тону, насыщенности и цветовому тону. Продолжение формирования навыка рисования сложной составной линии
2. Синее лето. Постановка глаза: умение отличить оттенки синего цвета по тону, насыщенности и цветовому тону. Продолжение формирования навыка рисования сложной составной линии
3. Рисуем берёзу. Сложная линия, умение работать методично, по этапам, умение срисовывать (копировать) с образца, навык изображения кистью листвы.
4. Рисуем ель. Сложная линия, умение работать методично, по этапам, умение срисовывать (копировать) с образца, навык изображения кистью листвы.
5. Рисуем дуб. Сложная линия, умение работать методично, по этапам, умение срисовывать (копировать) с образца, навык изображения кистью листвы.
6. Тёплая осень. Композиционные задачи, развитие воображения. Тёплые цвета.
7. Холодная осень. Сложная линия, умение работать методично, по этапам, умение срисовывать (копировать) с образца, навык изображения кистью листвы. Холодные цвета.
8. Мои друзья: кукла, мишка, клоун, зайчик Продолжение формирования навыка рисования сложной составной линии, композиционные задачи, симметрия
9.Машины и игрушки. Композиция, пространственное воображение.
2 четверть
10. Рисуем собаку. Развитие воображения, навыки сложной составной линии.
11 Кошка и котята. То же и композиционные задачи.
12 Зимка – графика. Ритм, композиционные задачи.
13. Карнавальная маска. Рисунок. Развитие пространственного воображения, ритм, декоративность.
14. Карнавальная маска. Вырезание, склеивание.
15.Чудо-ёлка с игрушками: коллективная работа.Развитие чувство декоративности.
16. Чудо-ёлка с игрушками. Продолжение работы
3 четверть
17 Моя деревня. Зима. Композиционные навыки, колористические навыки.
18. Путешествуем на поезде. Развитие воображения и зрительной памяти, пространственного мышления.
19. Горы, озёра. Композиционные навыки, колористические навыки.
20. Путешествуем на самолёте. Развитие воображения и зрительной памяти, пространственного мышления.
21. Жёлтые пустыни. Композиционные навыки, колористические навыки.
22. Путешествуем на корабле. Развитие воображения и зрительной памяти, пространственного мышления.
23. Море, пальмы. Композиционные навыки, колористические навыки.
24. Едем на лошадках. Развитие воображения и зрительной памяти, пространственного мышления.
25. Пейзажи Азии. Композиционные навыки, колористические навыки.
26. Коллективная работа «Моя Родина»: зверята – курицы, утята, телята. Развитие навыков рисования по образцу и по воображению.
27. Коллективная работа «Моя Родина»: колодец знакомство с русским дерев зодчеством, развитие пространственного мышления и воображения.
4 четверть
28. Коллективная работа «Моя Родина»: русский домик. Развитие чувства ритма, симметрии, знакомство с русскими обычаями.
29. Коллективная работа «Моя Родина»: барышни. Знакомство с декоративным искусством, Дымковской игрушкой.
30. Коллективная работа «Моя Родина»: барышни. барышни. Знакомство с декоративным искусством, Дымковской игрушкой.
31. Коллективная работа «Моя Родина»: деревянная церковь. Развитие пространственного мышления и воображения.
32. Коллективная работа «Моя Родина»: вырезание. Закрепление приобретённых навыков и умений.
33. Коллективная работа «Моя Родина»: коллективная работа над панно. Закрепление приобретённых навыков и умений.
34. Коллективная работа «Моя Родина»: склеивание, завершение работы. Закрепление приобретённых навыков и умений.
35. Презентация творческой работы. Оформление выставки по итогам года.

Итого часов: 35

Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / психологический очерк. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Головач Л. На третьей обложке// Юный художник, 1994.
3. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс: Книга для учителя/ Б. Н. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В Гросул и др. – М.: Просвещение, 1991.
5. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 класс: программы для средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1992.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО «Столетие», 1994.
8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1 Великая дидактика/ пер. с латинского проф. Д. Н. Королькова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939.
9. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребёнка в семье. – М. : Педагогика, 1987.
10. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
11. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: учебник для студентов художественно-графического факультета пединститутов. – М.: Просвещение, 1984.


Приложение

Техническое оснащение занятий:

Для учителя – доска, мел, пособия-алгоритмы к каждому занятию, магнитофон и аудиозаписи, компьютер с проектором.
Для учащихся – краски акварельные 18-24 цветов, белила гуашь (отдельно), простые карандаши, ластик, точилка, баночка-непроливашка, кисточки разной толщины, листы бумаги формата А3.

Диагностическая методика
Проводится два раза в год: в начале (сентябрь) и в конце (май). Цель – сравнить начальный результат (стартовый возможности каждого ребёнка) и результат обучения. Обучающиеся получают задание самостоятельно выполнить рисунок, сочетающий в себе все элементы: круги, овалы, прямые, волнистые, сложные линии (нарисовать своё лето: дом, над домом – солнышко, около дома – деревья, речка). Этот же самый (или аналогичный) рисунок обучающиеся выполняют в конце года.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх