logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное образовательное учреждение
«Красноткацкая средняя школа» Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
Литературной студии «Проба пера»
для учащихся 2-х классов
Возраст обучающихся, на которых рассчитана образовательная программа – 8 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2014

Пояснительная записка


«Ребёнок по природе – творец и мечтатель», - пишет Н. Н. Каландарова, автор методического пособия «Уроки речевого творчества». Именно поэтому у современного учителя, работающего по стандартам нового поколения, возникает необходимость поиска и разработки таких методических приёмов и средств обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся.
В рамках уроков русского языка и литературного чтения не всегда достаточно времени и возможностей для развития креативных качеств личности. Насыщенные учебные программы, сложность и объём учебного материала уже на ступени начальной школы оставляют литературное творчество на уроках словесности на второй план. Наконец, в классе, как правило, собраны обучающиеся разного уровня с разными индивидуальными способностями.
Данная программа предполагает работу в рамках литературной студии, где второклассники во внеурочное время под руководством учителя будут последовательно и целенаправленно работать над сочинением миниатюр разных жанров.
Цель работы студии – приобщение обучающихся к миру литературного творчества. Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1) первоначальное знакомство обучающихся с теорией по конкретным жанрам фольклора и литературы;
2) развитие грамотной, связной устной и письменной речи;
3) развитие творческих способностей обучающихся: оригинальности мыслей, умения найти нестандартное решение и т.д.
4) воспитание нравственной, гармоничной личности
Данная цель и задачи являются актуальными, так как развитие креативных качеств личности обусловлено стандартами нового поколения. «Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи)», - сказано в стандарте.
Наконец, одной из целей нового стандарта по литературе является «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности». Работа литературной студии была сформирована в результате выявления ряда важнейших проблем современного школьника, таких как отсутствие интереса к чтению художественной литературы, узость кругозора современных школьников, низкая культура речи, низкая мотивация к учебному процессу.
2 класс – это возраст, когда обучающиеся уже овладели навыками письма и чтения и готовы для расширения и углубления знаний по филологическим дисциплинам. В это время обучающиеся уже могут создавать самостоятельно простые тексты, выполнять упражнения по литературному творчеству самостоятельно, в парах, в группах, с помощью педагога. Согласно исследованиям педагогов-психологов, ведущим видом деятельности в данном возрасте является учебная деятельность. Это сензитивный период для обучения основам литературного творчества.
Занятия литературной студии «Проба пера» строятся на основе следующих дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода.
• Принцип добровольности.
• Принцип глубокого взаимодоверия между учителем и учеником.
• Принцип связи обучения литературному творчеству с жизнью и окружающей средой;
• Принцип опоры на положительное.
Каждое занятие литературной студии состоит из нескольких этапов. Первый – организационный, на котором учитель ставит перед обучающимися цель (или же, предпочтительнее, дети сами приходят к ней). На этом же этапе дети могут выполнить вводные задания, цель которых – создать творческий настрой.
Второй этап – лингвистический, где идёт работа над языковым материалом, отбор слов, словосочетаний, предложений для последующей работы, создание «словарика».
На этом же этапе ведётся орфографическая и грамматическая работа: с помощью учителя (или под его руководством) проговариваются наиболее важные и сложные орфограммы, которые встречаются в опорных словах.
Третий этап – литературоведческий. На этом этапе обучающиеся получают сведения по теории литературы, необходимые для написания творческой работы.
Четвёртый этап – творческий. Это самый важный и самый интересный этап, так как именно при выполнении творческих заданий в полном объёме проявляется индивидуальность пишущего. Задания этого этапа построены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей шестиклассников и по принципу нарастающей трудности.
Логика выбора жанров, над которыми ведётся работа, строится по принципу от простого к сложному: начиная от жанров устного народного творчества – считалки, загадки и, далее, к таким жанрам как рассказ, сказка и стихотворения.
Такие темы как «типы речи», «ритм и рифма», «поэтика волшебной сказки» во 2 классе изучаются лишь обзорно, так как к ним планируется возвращение в последующие годы уже на более глубоком уровне.

Срок реализации программы – 1 учебный год. Согласно программе, к концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
- научатся ориентироваться в малых жанрах фольклора (пословица, поговорка, загадка) и литературы (рассказ, стихотворение);
- научатся видеть отдельные особенности поэтики изученных жанров;
- научатся создавать собственные тексты в соответствии с указанными жанровыми особенностями.
Способы выявления данных результатов – творческие работы обучающихся, которые ребята создают на каждом занятии.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Комплектация групп – 8 человек в группе.
Программа предполагает 3 выездных занятия: в музей-усадьбу Н.А. Некрасова «Карабиха» (2), в библиотеку посёлка Красные Ткачи. Кроме того, включает такие нетрадиционные формы занятий как литературный вечер, литературная гостиная, «Чайная церемония», флешмоб и так далее.
Кроме того, литературная студия предполагает выход на школьные, районные и областные творческие конкурсы, такие как «Проба пера», «Вдохновение», «И вновь душа поэзией полна…» и т.д.

План занятий

1 четверть

1 Вводное занятие. Что такое литературное творчество? Понятие творчества, творческой деятельности.
2. Говорим чисто, красиво, правильно. Сочинение чистоговорок.
3. Музей русской загадки. Многообразие загадок. Конкурс на знатока загадок. Способы сочинения загадок. Выполнение упражнений по составлению загадки.
4. «Всех скороговорок не перескороговоришь…». Скороговорка и её значение в жизни человека. Конкурс на лучшее произнесение скороговорки. Сочинение скороговорки с помощью учителя.
5. «Стих в рисунке». Учимся сочинять, рисуя. Презентация своей работы.
6. Удивительные небылицы. Как сочинить небылицу? Составление небылицы с помощью учителя по данному началу.
7. Закличка как жанр фольклора. Выразительное чтение закличек. Упражнение «Закончи закличку»
8. Рассказ «Путешествие осеннего листка». Структура рассказа-повествования. Понятие о сюжете. Работа с деформированный текстом.
9.Цветная сказка (Жёлтая, белая, зелёная…) Особенности сказки как жанра (пропедевтика). Работа с образцами текстов. Групповое составление цветной сказки по опорным словам.

2 четверть
10. Моя домашняя любимица (текст-описание). Особенности описания как типа речи (препедевтика). Работа с текстами-описаниями сверстников. Создание описания домашнего животного по образцу.
11 Ежели вы вежливы… Сочинение рассказа с использованием «вежливых» слов и словосочетаний.
12 Выездное занятие в библиотеке посёлка Красные Ткачи
13. Сказка про снежинку. Рисование диафильма по сказке. Работа в группах.
14. Фигурный рассказ. Сочинение рассказа-миниатюры в форме собачки, ёлки, кошки.
15.Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году. Структура письма. Стиль письма. Сочинение, редактирование и творческое оформление работы.
16. Творческий литературный вечер «В гостях у новогодней сказки»

3 четверть
17 Рассказ со словами на одну букву. Исследование текстов данного жанра. Составление «словарика рассказа». Сочинение и презентация собственных рассказов, в которых как можно больше слов на одну букву.
18. Что я знаю о слове «ручка». Сочинение миниатюры «Портрет одного слова».
19. Литературная экскурсия в музей-усадьбу Н. А. Некрасова.
20. Сказка «Я превратился в…» Развитие фантазии, творческого мышления, нестандартной мысли. Индивидуальная работа.
21. Сказка по опорным словам. Сочинение сказки о животных по собственному или знакомому сюжету. Работа в парах.
22. Волшебная сказка. Знакомство с поэтикой волшебной сказки. Сюжет и композиция сюжетные и речевые штампы. Сказочные герои, роль волшебства. Сочинение собственной волшебной сказки.
23. Текст-поздравление маме на 8 марта. Самостоятельная работа. Творческое оформление поздравительной открытки.
23. Работа над проектом «Инсценируем сказку собственного сочинения». Распределение ролей, репетиции, отработка сценария.
24. Работа над проектом «Инсценируем сказку собственного сочинения». Репетиции, подготовка декораций.
25. Работа над проектом «Инсценируем сказку собственного сочинения». Репетиции, постановка сценария.
26. Чайная церемония «Встречаем весну»

4 четверть
27. Знакомство с понятием «Рифма». Сочинение четверостиший в парах по заданным рифмам.
28. Игра «Буриме». Сочиняем по заданным рифмам смешные четверостишия, кричалки, дразнилки, ворчалки, пыхетлки, сопелки и т.д.
29. Флешмоб «Коллективное стихотворение на заданную рифму». Сочинение монорима.
30. «Кто во что горазд» Творческая мастерская. Индивидуальная работа обучающихся над наиболее полюбившимся жанром под руководством учителя.
31. «Кто во что горазд» Творческая мастерская. Индивидуальная работа обучающихся над наиболее полюбившимся жанром под руководством учителя. Продолжение работы.
32. Выход в литературно-мемориальный музей Н.А. Некрасова «Карабиха»
33-34 Подготовка выставки творческих работ и (или) творческого сборника. Индивидуальная работа. Отбор и редактирование наиболее удачных ученических работ. Их оформление.
35. Итоговый литературный вечер «Мои достижения». Презентация творческого сборника, оформленных работ. Чтение обучающимися собственных творческих работ.

Библиографический список
1. Бершадская Н.Р. и Халимовой В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986.
2. Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте: психологический очерк/ книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. – М., 2008.
4. Корсунский В. В. Психология литературного творчества школьников. – Ленинград, 1983.
5. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
6. Михайлов С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2.
7. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык. Методическое пособие и рабочая тетрадь. – М.: РОСТ книга, 2013.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998.
9. Синицын В. А. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. – М.: РОСТ книга, 2010.
10. Соколова Т. Н. Школа развития речи. Курс «Речь». Методическое пособие для 3 класса. – М.: РОСТ книга, 2010.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх