logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное образовательное учреждение
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
Литературной студии «Проба пера»
для обучающихся 5-х классов
Возраст обучающихся,
на которых рассчитана образовательная программа – 11-12 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2015

Пояснительная записка


«Ребёнок по природе – творец и мечтатель», - пишет Н. Н. Каландарова, автор методического пособия «Уроки речевого творчества». Именно поэтому у современного учителя, работающего по стандартам нового поколения, возникает необходимость поиска и разработки таких методических приёмов и средств обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся.
В рамках уроков русского языка и литературы не всегда достаточно времени и возможностей для развития креативных качеств личности. Насыщенные учебные программы, сложность и объём учебного материала уже на ступени начальной школы оставляют литературное творчество на уроках словесности на второй план. Наконец, в классе, как правило, собраны обучающиеся разного уровня с разными индивидуальными способностями.
Данная программа продолжает систему занятий литературной студии «Проба пера», заложенную в предыдущих годах обучения.
Цель работы студии – приобщение обучающихся к миру литературного творчества. Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1) Углубление знаний обучающихся по теории литературных жанров;
2) развитие грамотной, связной устной и письменной речи;
3) воспитание нравственной, активной, критически мыслящей личности, умеющей творчески подходить к решению жизненных ситуаций;
4) обучение навыкам проектно-исследовательской деятельности.
5) формирование потребности в творческой деятельности.
Данная цель и задачи являются актуальными, что обусловлено ФГОС 2010 года, согласно которому выпускник школы должен быть: «умеющим учиться, осознающим важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способным применять полученные знания на практике». Согласно требованиям Стандарта, предметные результаты обучения литературе должны отражать: «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Таким образом, программа литературной студии призвана дополнить содержание общеобразовательных программ и направлена на конкретный результат – самостоятельное сочинение обучающимися литературных произведений различных жанров.
Работа литературной студии была сформирована в результате выявления ряда важнейших проблем современного школьника, таких как отсутствие интереса к чтению художественной литературы, узость кругозора современных школьников, низкая культура речи, низкая мотивация к учебному процессу.
Занятия литературной студии «Проба пера» строятся на основе следующих дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода.
• Принцип добровольности.
• Принцип глубокого взаимодоверия между учителем и учеником.
• Принцип связи обучения литературному творчеству с жизнью и окружающей средой;
• Принцип опоры на положительное.
Программа построена по линейно-ступенчатому принципу и расширяет, дополняет теоретические знания, полученные обучающимися в предыдущих годах. Как и прежде, включает в себя разнообразные формы деятельности, такие как литературная гостиная, чайная церемония, мастер-класс, выездные занятия, литературные экскурсии. Кроме того, данная программа включает проектно-исследовательские задания, которыми завершается каждая учебная четверть. Работа над проектом представляет собой ряд взаимосвязанных этапов: формулировка проблемы, постановка задач, отбор материала, мини-исследование, оформление результатов, защита проекта и обсуждение. Процесс создания проекта может быть как индивидуальным, так и групповым.
Итоговым проектом литературной студии станет творческий сборник, в который войдут лучшие работы обучающихся, написанные в течение учебного года.
Логика программы, как и в предыдущем году, строится по принципу «от простого к сложному». Однако содержание программы отличается от изученного в начальной школе. В первой четверти обучающиеся будут работать над текстами, использующими лексику ограниченной сферы употребления: диалектизмы, профессионализмы, а также разговорные слова. Вторая четверть – работа над типами речи (повествование, описание и рассуждение). В повествование включены такие лингвистические явления как прямая речь и диалог. Третья четверть посвящена стихотворным текстам. Обучающиеся закрепляют имеющиеся знания о рифме и ритме, знакомятся с понятием стихотворного размера. В четвёртой четверти впервые в программе «Пробы пера» появляется работа над драматическим произведением. Особое место в программе 5 класса занимает редактирование текстов, анализ изобразительных средств языка. Чаще появляется формулировка «Презентация результатов работы», которая может проходить как на уровне студии, так и на уровне школы, посёлка, района.

Срок реализации программы – 1 учебный год. Согласно программе, к концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
- знать особенности поэтики таких жанров как рассказ, стихотворение;
- уметь создавать собственные тексты в соответствии с указанными жанровыми особенностями;
- уметь участвовать в проектно-исследовательской деятельности, защищать результаты собственного творчества.
- уметь редактировать собственные тексты; знать, уметь находить изобразительно-выразительные средства в художественных текстах, использовать их в своих текстах.
Способы выявления данных результатов – творческие работы обучающихся, которые ребята создают на каждом занятии.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Комплектация групп – от 12 человек в группе.
Программа предполагает 4 выездных занятия: в музей-усадьбу Н.А. Некрасова «Карабиха», в библиотеку посёлка Красные Ткачи, в музей Богдановича.
Кроме того, литературная студия предполагает выход на школьные, районные и областные творческие конкурсы, такие как «Проба пера», «Вдохновение», «И вновь душа поэзией полна…» и т.д.

План занятий

1 четверть

1 Вводное занятие. «Унылая пора! Очей очарование»
2. Литературная экскурсия в музей-усадьбу Н. А. Некрасова «Карабиха» (с посещением бельведера)
3. Лексика с точки зрения сферы употребления: рассказ с использованием слов-профессионализмов».
4. «Замолаживает…» Рассказ с использованием диалектных слов. Начало работы.
5. Рассказ с использованием диалектных слов. Продолжение работы, презентация результатов.
6. Разговорная, просторечная лексика в текстах. Редактирование текста.
7. Поработаем корректором? Редактирование прозаических текстов.
8. Поработаем корректором? Редактирование поэтических текстов.
9.Литературная гостиная. Встреча с местным поэтом или писателем.

2 четверть
10. Рассказ-описание природного объекта (река, озеро, дерево, камень…)
11 Рассказ-рассуждение «Моё любимое блюдо»
12 Литературная гостиная. Встреча с Ярославскими поэтами и писателями.
13. Мероприятие в библиотеке посёлка Красные Ткачи
14. Рассказ-повествование с использованием прямой речи
15.Рассказ-повествование с использованием диалога. Подготовка проекта
16. Новогодний творческий вечер «Миром правит волшебство»

3 четверть
17 Стихотворная и прозаическая речь. Закрепление понятий «ритм», «рифма».
18. «Царство матушки-зимы». Сочинение стихотворений-миниатюр на заданную тему. Закрепление понятий «виды рифм», «способы рифмовки».
19. «Не мог он ямба он хорея, как мы ни бились, отличить». Работа над двусложными размерами стиха. Сочинение стихотворений-миниатюр определённым стихотворным размером.
20. Работа над трёхсложными размерами стиха. Сочинение стихотворений определённых стихотворным размером.
21. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение
22. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Стилистические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм.
23. Редактирование стихотворных текстов. Закрепление понятий «стихотворный ритм», «стихотворный размер».
24. Чайная церемония «Весна, весна! И всё ей радо!»
25. Подготовка мини-проекта «Поэтическая тетрадь».
26. Защита мини-проекта «Поэтическая тетрадь».

4 четверть
27. Драма как род литературы. Знакомство с пьесой как литературным жанром.
28. Анализ поэтики драматического произведения (на примере сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и М. Метерлинка «Синяя птица» (фрагмента)
29. Написание сценок-миниатюр по заранее данным сюжетам. Обсуждение работ.
30. Литературная экскурсия в город Ярославль в музей Богдановича.
31. Участие в подготовке итогового проекта – творческого сборника работ собственного сочинения
32. Участие в подготовке итогового проекта – творческого сборника работ собственного сочинения
33. Защита (презентация) творческого сборника
34. Итоговое занятие. Награждение. Чайная церемония в библиотеке посёлка Красные Ткачи.

Библиографический список
1. Бершадская Н.Р. и Халимовой В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986.
2. Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте: психологический очерк/ книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. – М., 2008.
4. Корсунский В. В. Психология литературного творчества школьников. – Ленинград, 1983.
5. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
6. Михайлов С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2.
7. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык. Методическое пособие и рабочая тетрадь. – М.: РОСТ книга, 2013.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998.
9. Синицын В. А. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. – М.: РОСТ книга, 2010.
10. Соколова Т. Н. Школа развития речи. Курс «Речь». Методическое пособие для 3 класса. – М.: РОСТ книга, 2010.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх