logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное образовательное учреждение
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
кружка «Строчка за строчкой»
Возраст обучающихся,
на которых рассчитана образовательная программа – 9-14 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2015


Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание курса
4. Методическое обеспечение
5. Мониторинг образовательных результатов
6. Библиографический список

Приложение. Календарно-тематическое планирование

I. Пояснительная записка


«Ребёнок по природе – творец и мечтатель», - пишет Н. Н. Каландарова, автор методического пособия «Уроки речевого творчества». Именно поэтому у современного учителя, работающего по стандартам нового поколения, возникает необходимость поиска и разработки таких методических приёмов и средств обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся.
В рамках уроков русского языка и литературного чтения не всегда достаточно времени и возможностей для развития креативных качеств личности. Насыщенные учебные программы, сложность и объём учебного материала уже на ступени начальной школы оставляют литературное творчество на уроках словесности на второй план. Наконец, в классе, как правило, собраны обучающиеся разного уровня с разными индивидуальными способностями.
Программа кружка «Строчка за строчкой» составлена на основе программы занятий внеурочной деятельности «Проба пера». Она предполагает реализацию содержания во внеучебное время, где обучающиеся под руководством учителя будут последовательно и целенаправленно работать над сочинением миниатюр разных жанров. Особенностью данного кружка является практическая составляющая, представляющая собой подготовку к школьным, районным и областным литературным конкурсам.
Данная программа предназначена для воспитанников, которые занимаются в кружке второй год. Эти обучающиеся уже овладели первичными сведениями по теории литературы, научены основам анализа текста, пробовали себя в роли юных поэтов, писателей, артистов.
В основе программы второго года обучения лежит логика литературного творческого кружка, предложенного Н. Н. Каландаровой в методическом пособии «Уроки речевого развития». Срок реализации программы – 1 учебный год (70 учебных часов, 2 часа в неделю). Согласно программе, к концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
- владеть представлением о жанровых признаках малых жанрах фольклора (пословица, поговорка, загадка) и литературы (рассказ, стихотворение);
- знать особенности поэтики прозаических и поэтических жанров;
- овладеть навыками анализа художественных текстов: изобразительно-выразительных средств, сюжета, композиции, стиля.;
- уметь создавать, анализировать, редактировать и презентовать собственные тексты в соответствии с указанными жанровыми особенностями;
- уметь реализовывать приобретённые знания и умения в проектной деятельности.
Способы выявления данных результатов – творческие работы обучающихся, которые ребята создают на каждом занятии, участие в районных и областных литературных конкурсов, мини-проекты, предусмотренные рабочей программой, «блокноты идей», которые ведут обучающиеся.

Цель работы кружка – приобщение обучающихся к миру литературного творчества. Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1) Расширение и углубление лингвистических и литературоведческих знаний, полученных на уроках литературы и занятиях литературной студии «Проба пера»
2) развитие грамотной, связной, богатой устной и письменной речи;
3) продолжение развития навыков анализа литературного текста;
4) воспитание нравственного отношения к окружающему миру.
5) формирование навыков осуществления проектной и исследовательской деятельности.
Данная цель и задачи являются актуальными, так как развитие креативных качеств личности обусловлено стандартами нового поколения. «Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи)», - сказано в стандарте.
Наконец, одной из целей нового стандарта по литературе является «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности». Работа литературной студии была сформирована в результате выявления ряда важнейших проблем современного школьника, таких как отсутствие интереса к чтению художественной литературы, узость кругозора современных школьников, низкая культура речи, низкая мотивация к учебному процессу.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. В группу входят обучающиеся разного возраста (9-15 лет), пробующие себя в роли юных поэтов и писателей, желающие углубить и расширить имеющиеся у них лингвистические и литературоведческие знания. Это те обучающиеся, которые целенаправленно готовятся к участию в конкурсах, мероприятиях, фестивалях.
Программа предполагает 5 выездных занятий: в музей-усадьбу Н.А. Некрасова «Карабиха», на занятие литературной студии «Парабола» в областную Юношескую библиотеку г. Ярославля, в библиотеку посёлка Красные Ткачи, в музей Богдановича в город Ярославль. Кроме того, включает такие нетрадиционные формы занятий как литературный вечер, на котором состоится встреча с поэтами из Ярославского Союза писателей; литературная гостиная, «Чайная церемония» и так далее.
Наконец, занятия кружка предполагают выход на школьные, районные и областные творческие конкурсы, такие как «Проба пера», «Вдохновение», «И вновь душа поэзией полна», «Радуга», «Сочи-МОСТ 2016» и т.д.

II. Учебно-тематический план

Теория
Малые жанры фольклора. «Необычные тексты»: акростих, стих в рисунке, фигурный стих. Рассказ, жанровые особенности. Рассказ на основе реальных событий. Юмористический рассказ. Сказка. Волшебная сказка. Стили речи. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, стихотворный размер. Изобразительно-выразительные средства. Редактирование текста. 31 час
Практика
Литературные экскурсии и прогулки. Выездные экскурсии. Мастер-классы. Творческие мастерские. Литературные гостиные. Посещение мероприятий музея-усадьбы «Карабиха» и областной юношеской библиотеки имени Н. А. Некрасова. Подготовка и участие в литературных конкурсах районного, областного и всероссийского уровня. Подготовка итогового творческого проекта – сборника работ собственного сочинения. 39 часов
ВСЕГО 70

III. Содержание курса


Теория.
Вводное занятие. Литературное творчество и творческая деятельность. Виды творчества. Творческий продукт. План работы литературной студии на учебный год. Литературные конкурсы. Формы работы литературной студии. «Блокнот идей». Опыт работы предыдущих обучающихся и прошлого года обучения.
Малые жанры фольклора и «необычные» речевые жанры. Закличка как жанр фольклора, её магическая и игровая роль. Каламбур, небылица как литературные приёмы. «Необычные тексты» в истории русской литературы. Акростих, акротекст. Фигурные тексты. «Текст в рисунке».
Рассказ. Виды рассказа по типу речи (повествование, описание, рассуждение). Особенности повествования как типа речи. Структурные компоненты повествования. Рассказ с основой на жизненных впечатлениях. Юмористический рассказ, его особенности. Рассказ-миниатюра, рассказ по картинкам. Рассказ с использованием фразеологизмов. Рассказ с использованием пословиц и поговорок.
Сказка и её виды. История возникновения жанра «сказка». Народные и авторские сказки. Сказки русских писателей, сказки народов мира. Композиция волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки: речевые формулы, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Сказочные герои. Герои-образы. Время и пространство в сказке. Волшебные предметы, их роль. Природа в волшебной сказке. Авторская сказка, её отличия от фольклорной.
Стили речи. Научный, официально-деловой, публицистический стили. Жанры, написанные этим стилем. Язык каждого стиля: лексика, морфология, синтаксис. Вопрос о месте художественного стиля. Язык художественной литературы. Разговорный стиль. Просторечная, диалектная и профессиональная лексика.
Стихотворения. Понятие о стихотворной и прозаической речи. Рифма. Ритм. Виды рифм: точная-неточная, мужская-женская. Способы рифмовки: парная, перекрёстная, кольцевая. Стихотворный размер: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Выразительные средства в стихотворении. Образность слова. Лирический сюжет. Многообразие изобразительно-выразительных средств: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Их роль в художественных текстах.

Практика
1. Литературные экскурсии, выездные занятия. Литературные экскурсии в музей-усадьбу Н. А. Некрасова «Карабиха». Знакомство с усадьбой, её устройством. Посещение личных комнат поэта. Знакомство с особенностями творческого процесса поэта. Прогулки по паркам. Посещение экспозиции «Чему и как учили 100 лет назад». Выразительное чтение любимых стихотворений Некрасова. Чтение наизусть стихотворений собственного сочинения. Самостоятельное написание творческих работ по впечатлениям. Выездное занятие в музей Богдановича. Знакомство с творческой личностью поэта, с мемориальной экспозицией. Выездное занятие в библиотеку посёлка Красные Ткачи. Посещение занятия литературной студии «Парабола» в областной юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова.
2. Чайные церемонии. Выполнение практических, творческих заданий. Лингвистические и литературные игры. Презентации результатов собственного литературного творчества, обсуждение первых творческих опытов в домашней, тёплой обстановке за чайным столом.
3. Литературные гостиные. Встречи со старшими ребятами, которые пробуют сочинять. Выполнение совместных творческих заданий, общение, деление опытом. Встреча со студентами Ярославского индустриально-педагогического колледжа, пишущими стихотворения и прозу. Встреча с Ярославскими поэтами и писателями. Мастер-классы, вопросы-ответы, творческие беседы.
4. Творческие мастерские. Мастер-классы, самостоятельная работа обучающихся над полюбившимися жанрами, работа в группах, работа над мини-проектами, самообучение, взаимообучение.
5. Подготовка творческого проекта. По плану, таковым проектом станет сборник, в который войдут стихотворения, рассказы, сказки, загадки, считалки и прочие миниатюры, написанные самими детьми. Для реализации проекта будут выбраны наиболее активные обучающиеся. Проект будет включать следующие этапы: отбор материалов для сборника, их редактирование совместно с авторами, обсуждение структуры сборника, оформление и создание иллюстраций, компьютерная вёрстка, защита сборника.
6. Подготовка к районным и областным литературным конкурсам и участие в них: «Край родной», «Вдохновение», «Проба пера», «И вновь душа поэзией полна», «Умка» и т.д.

IV. Методическое обеспечение


Курс делится на теоретические и практические блоки. В то же время курс кружка является практикоориентированным, следовательно, теоретические занятия включают упражнения на закрепление и обязательно творческие задания.
Занятия проходят в форме мастер-классов, литературных гостиных, творческих мастерских, литературных экскурсий, практических заданий, занятий, направленных на проектную деятельность. На занятиях преподаватель применяет следующие методы: словесные (эвристические и проблемные беседы, обсуждения в группах, защита продуктов творческой деятельности, рассказ и т.д.), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (упражнение, анализ текстов, составление текстов собственного сочинения, редактирование текстов, оформление созданных текстов и т.д.). Методическое обеспечение кабинета, где проходят занятия: компьютер, проектор, экран, выход в сеть Интернет, образцы газет, журналов, методическая литература.
Занятия кружка «Строчка за строчкой» строятся на основе следующих дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода.
• Принцип добровольности.
• Принцип глубокого взаимодоверия между учителем и учеником.
• Принцип связи обучения литературному творчеству с жизнью и окружающей средой;
• Принцип опоры на положительное.
Каждое занятие литературной студии состоит из нескольких этапов. Первый – организационный, на котором учитель ставит перед обучающимися цель (или же, предпочтительнее, дети сами приходят к ней). На этом же этапе дети могут выполнить вводные задания, цель которых – создать творческий настрой.
Второй этап – лингвистический, где идёт работа над языковым материалом, отбор слов, словосочетаний, предложений для последующей работы, создание «словарика».
На этом же этапе ведётся орфографическая и грамматическая работа: с помощью учителя (или под его руководством) проговариваются наиболее важные и сложные орфограммы, которые встречаются в опорных словах.
Третий этап – литературоведческий. На этом этапе обучающиеся получают сведения по теории литературы, необходимые для написания творческой работы.
Четвёртый этап – творческий. Это самый важный и самый интересный этап, так как именно при выполнении творческих заданий в полном объёме проявляется индивидуальность пишущего. Задания этого этапа построены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей шестиклассников и по принципу нарастающей трудности.
Логика выбора жанров, над которыми ведётся работа, строится по принципу от простого к сложному: начиная от жанров устного народного творчества – считалки, загадки и, далее, к таким жанрам как рассказ, сказка и стихотворения.

V. Мониторинг образовательных результатов

В течение занятий ведётся наблюдение за каждым ребёнком и его творческой деятельности. По результатам наблюдений и индивидуальных показателей освоения знаний, можно сделать выводы:
- о качестве теоретической и практической подготовки обучающихся;
- о развитии творческих способностей к данному виду деятельности;
- об умениях работать на результат, участвовать в проектной деятельности.
(Приложение 2)
А также проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:
1) Выполнение упражнений индивидуально, а парах, в микрогруппах.
2) Самоанализ и анализ творческих работ друг друга
3) защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме представления личного творческого досье, в которое входит «Блокнот идей», публикации в сборниках, результаты школьных, районных и областных конкурсах.

VI. Информационные источники


1. Бершадская Н.Р. и Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986.
2. Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте: психологический очерк/ книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. – М., 2008.
4. Корсунский В. В. Психология литературного творчества школьников. – Ленинград, 1983.
5. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977. – 62 с., с. 26
6. Михайлов С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2. – С. 420
7. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998. – 296 с. 98-99

Приложение 1
План занятий

1 Вводное занятие. Вот и снова осень!
2. Практикум: Литературное творчество. Игры со словами, упражнения на обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
3. Сочиняем «Стихи в рисунке»
4. Необычные формы текстов: акротекст, фигурный текст
5. Закличка как жанр фольклора. Составление и презентация закличек.
6-7 Литературная прогулка в парки музея-усадьбы «Карабиха»
8. Лимерик как жанр поэзии. Сочинение лимериков по опорным словам, анализ текстов.
9. Рассказ (сказка) на одну букву. Понятие «каламбур» «небылица». Анализ текстов.
10. Рассказ-миниатюра. Признаки рассказа. Сюжет, композиция.
11. Практикум: рассказ-миниатюры. Составление миниатюр на заданную тему. Презентация результатов.
12-13 Подготовка к текущим литературным конкурсам.
14. Рассказ с опорой на жизненный опыт. Составление рассказа по плану. Словарик рассказа.
15. Рассказ с опорой на жизненный опыт. Продолжение работы.
16. Чайная церемония «В осеннем вальсе». Презентация рассказов собственного сочинения.
17 Юмористический рассказ. Понятие «юмор». Анализ текстов детской литературы, составление юмористического рассказа.
18. Рассказ по картинкам. Работа с иллюстрациями Х. Бидструпа.
19. Литературная гостиная. Встреча с поэтом или писателем.
20-21 Выездные занятия в областную юношескую библиотеку имени Н. А. Некрасова.
22. Сказочная история «Я превратился в…»
23-25 Творческая мастерская. Самостоятельная работа над составлением текстов наиболее полюбившихся жанров.
26. Что я знаю о жанре «сказка». Виды сказок. Анализ текстов.
27. Волшебная сказка. Особенности поэтики, сочинение волшебной сказки.
28. Волшебная сказка. Презентация творческих работ, разыгрывание фрагмента сказки.
29. Мастер-класс «Самая необычная сказка»
30-31 Литературная гостиная. Встреча с писателями местного молодёжного литературного объединения.
32. Новогодний литературный вечер.
33. Цирк, цирк, цирк. Написание и презентация рассказов с использованием фразеологизмов.
34. Кто грамоте горазд… Рассказ (сказка) с пословицами и поговорками.
35. Выездное занятие в музей-усадьбу Н. А. Некрасова «Карабиха».
36. Стили речи. Научный стиль. Инструкция по применению.
37. Инструкция. Научный текст.
38-39 Подготовка к районному конкурсу «Проба пера-2016»
40. Публицистический стиль. Написание и редактирование заметки в газету.
41. Художественный стиль. Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста.
42. Практикум: художественный стиль. Написание текстов с использованием сравнений, метафор, эпитетов.
43. Художественный стиль. Презентация творческих работ.
44-45 Подготовка к областному конкурсу юных поэтов «И вновь душа поэзией полна»
46. Литературная гостиная. Встреча с поэтами и писателями Ярославского края.
47 Творческая мастерская. Индивидуальная работа обучающихся над полюбившимися жанрами.
48 Творческая мастерская. Подготовка к текущим конкурсам.
49 Официально-деловой стиль. Объяснительная записка, заявление. Написания и анализ текстов.
50 Чайная церемония «Весна идёт, весне дорогу!»
51-52. Выездные занятия в областную юношескую библиотеку имени Н. А. Некрасова (литературная студия «Парабола»)
53. Стихи, стихи, стихи! Закрепление понятий «ритм», «рифма»
54-55 Мы все живём в прекрасном мире. Сочинение стихотворений, закрепление понятий «виды рифмы», «способы рифмовки».
56 Мастер-класс «И чем случайней, тем вернее, слагаются стихи навзрыд»
57-58. Стихотворный размер. Знакомство с понятием «стихотворный размер»; анализ текстов, сочинение стихотворений определённым размером.
59-60. Подготовка к районному конкурсу проектно-исследовательском деятельности «Умка»
61. Практикум: Моя малая Родина. Сочинение стихотворений, редактирование текстов.
62. Литературная экскурсия
63-64. Подготовка итогового проекта. Отбор и редактирование работ для сборника.
65-66 Подготовка итогового проекта. Оформление, дизайн сборника.
67-68. Подготовка итогового проекта (техническая подготовка, вёрстка)
69. Защита, презентация итогового проекта.
70. Итоговое занятие. Чайная церемония «Лето, лето, лето!»

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх