logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ЦДТ «Ступеньки»

Утверждаю
Директор _____________Михайлова Н. А..
Педсовет от __________________________

Дополнительная образовательная программа
Пресс-центр «Школа-новости»

Возраст детей: 13-15 лет (7-8 классы)
Срок реализации программы: 2 года

Автор-составитель:
Бутусов Алексей Владимирович,
педагог дополнительного образования

2014 

I. Пояснительная записка


В современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания. Наиболее подходящим вариантом в условиях кружковой работы с обучающимися является газета, работа над которой формирует журналистские и творческие умения.
В том, что газета является актуальным источником информации, в современном обществе сомнений нет. Газета, как живой человек, способна не только проинформировать, но и взволновать, зажечь, повести за собой.
Необходимость школьной прессы и основ журналистики стала очевидна в условиях более тесных взаимоотношений с социумом. Интерес к школе со стороны родителей стал неформальным, живым. «Школа-новости» формирует в микрорайоне общественное мнение о школе. Опыт показывает, что сотрудничество школы с общественностью, родителями, приносит большую пользу воспитания школьников.
Реализация программы творческого объединения «Школа-новости» предполагается для детей возраста 13-15 лет. Это тот возраст, когда обучающиеся, с одной стороны, уже достаточно хорошо владеют навыками письменной речи, согласно программам по русскому языку, знакомы с текстами разных типов, стилей и жанров; с другой стороны, когда ведущим видом деятельности является межличностное общение, что стимулирует интерес к журналистике.
Программа объединения относится к социально-педагогической направленности и является профессионально ориентированной.
Данная программа составлена на основе программы Московской Н. А, которая была разработана в 2002 и отредактирована в 2011 году. Первоначально курс был рассчитан на 108 часов (36 учебных недель, занятия проводятся в течение учебного года два раза в неделю по 1,5 часа). Однако в связи с высоким интересом к данной деятельности со стороны обучающихся и успешной результативностью, в 2014 году курс был продлён на два года, что нашло отражение в тематическом планировании.
Первый год обучения предполагает основную теоретическую подготовку и первичное овладение практическими умениями, необходимыми для журналистской деятельности. Второй год обучения направлен на расширение и углубление полученных знаний и умений, на изучение более частных моментов, он является практикоориентированным.
Программа предполагает как теоретические часы, так и часы практической направленности. Результатом работы творческого объединения является школьная газета «Школа-новости», которая выпускается ежемесячно. Кроме того результатом освоения данной программы может являться участие обучающихся в различных конкурсах по журналистской тематике.
Цель курса – создание условий для активизации творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей обучающихся посредством включения их в журналистскую деятельность.
Задачи:
- Научить воспитанников воспринимать и формировать информационное пространство;
- Развивать творческое мышление, коммуникативные способности;
- создать базу в мире профессий по основам журналистики – дать возможность теоретических знаний и практических навыков в создании текстов разных жанров.
Программа ставит своей целью формирование и воспитание высокоинтеллигентной и высокоинтеллектуальной нации, чей научно-созидательный потенциал закладывается в процессе школьного обучения, развитие творческого воображения. Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.
Основы журналистики выбраны потому, что именно занятие этой профессии решает одну из главных задач воспитания – формирование социально активной личности.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
- иметь представление о журналистике как профессии;
- знать основные жанры журналистской деятельности;
- овладеть технологией создания интервью, репортажа, очерка;
- знать профессиональные термины данной профессии;
- приобрести начальные профессиональные навыки журналиста.

II. Учебно-тематический план


1 год обучения
№, темы занятий, часы
Теория
1. Знакомство с профессией «Журналистика» 6
2. Профессиональные качества, умения и возможности журналиста. 6
3. Основы творческой деятельности журналиста. Правила работы журналиста. 6
4. Информационные жанры и их назначение (общие сведения) 6
5. Журналистские тексты (путевые очерки, интервью, репортаж) 6
6. Общее понятие о газете. Виды газет. История газетных жанров. 8
7. Композиция (строение) газеты 8
8. Основные рубрики газеты. Правила оформления рубрик газеты. 8
Итого 54


Практика
1. Подготовка номеров газеты «Школа-новости» 20
2. Анализ образцов в жанре газетной статьи. 3
3. Обсуждение газетных статей и написание самостоятельного тексты по заданной теме. 2
4. Написание и анализ образцов путевых заметок. 2
5. Работа в группах по заданиям для определения особенностей жанра путевых заметок. 2
6. Составление и анализ образцов интервью. 3
7. Работа в парах по составлению интервью по заданным темам 2
8. Сопоставительный анализ заметки и репортажа. 3
9. Самостоятельная подготовка репортажа на заданную тему. 3
Итого 40
Организационно-массовые мероприятия 14
Всего 108

2 год обучения
№, темы занятий, часы
Теория
1. Деятельность журналиста. История возникновения и развития журналистики в России. Круглый стол «Проблемы современной журналистики». 3
2. Журналистское произведение. Замысел. Общественная значимость, актуальность. Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза. 5
3. Основы творческой деятельности журналиста. Правила работы журналиста. 2
4. Методы сбора информации: наблюдение, эксперимент, интервью, прогнозирование, биографический метод. 7
5. Журналист и его герой. Самостоятельный выбор героя и «навязанный» герой. 5
6. Стили речи: публицистический, научный, официально-деловой, художественный. 6
7. Типы речи: повествование, описание, рассуждение 6
8. Как делается газета? Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (фортам, объем, тираж и т.д.) 6
Итого 40


Практика
1. Подготовка номеров газеты «Школа-новости» 20
2. Анализ журналистских произведений 4
3. Практическая работа по теме «Методы работы журналиста» 6
4. Написание статей с выбранным героем 2
5. Написание статей с «навязанным» героем 2
6. Создание текстов разных стилей речи 4
7. Создание текстов разных типов речи 4
8. Практическая работа по теме «Как делается газета» 4
9. Анализ периодических изданий регионального и муниципального уровней 4
10. Анализ школьных газет 3
Итого 53
Организационно-массовые мероприятия 15
Всего 108

III. Содержание курса

1 год
Теория
- Понятие журналистики, информации. Работа журналиста для обеспечения потребностей обществ в новой информации. Профессиональные качества журналиста. Виды средств массовой информации: газета и журнал. Аудитория – потребитель информации. Формирование общественного мнения. Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ. Этические кодексы и нормы журналистского поведения.
- Культура письменной речи. Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных текстов. Место и роль описания, повествования и рассуждения в газетных текстах. Редактирование в журналистской деятельности. Анализ структуры и ошибок. Профессиональные качества, умения и возможности журналиста.
- Журналистские тексты (путевые очерки, интервью, репортаж…) Особенности жанра.
- Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами. Методика интервью, беседы, опроса, анкетирования. Структура журналистского текста: заголовок (его основные функции и требования к нему). Лид (вводная часть), смысловые части (абзацы), подпись. Основные жанры журналистского текста: заметка, репортаж, интервью, статья.

Практика
- Номер газеты «Школа-новости» - 20 часов. Структура редакции и распределение функций в ней. Композиционно-графическая модель. Формат и объём издания. Название и его оформление. макетирование – создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков, лида. Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
- Анализ газетных статей, путевых заметок, репортажа. Написание собственных газетных статей различных жанров.

2 год
- Деятельность журналиста. История возникновения и развития журналистики в России. Круглый стол «Проблемы современной журналистики». Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.
- Журналистское произведение. Замысел. Общественная значимость, актуальность. Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.
- Основы творческой деятельности журналиста. Правила работы журналиста. Журналист – профессия или увлекательная деятельность? Личностные качества и умения журналиста.
- Методы сбора информации: наблюдение, эксперимент, интервью, прогнозирование, биографический метод. Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
- Журналист и его герой. Самостоятельный выбор героя и «навязанный» герой. Откуда журналист «берет» своего героя? Какие отношения складываются между журналистом и героем его будущей статьи. Роль редакции и редколлегии для выбора журналистом темы и героя («навязывание героя»).
- Стили речи: публицистический, научный, официально-деловой, художественный. Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
- Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.
- Как делается газета? Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (фортам, объем, тираж и т.д.) Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).
Практика
- Номер газеты «Школа-новости» - 20 часов. Структура редакции и распределение функций в ней. Композиционно-графическая модель. Формат и объём издания. Название и его оформление. Макетирование – создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков, лида. Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
- Анализ готовых образцов журналистских жанров, школьных, муниципальных и региональных изданий
- Написание собственных газетных статей различных жанров.
- Упражнения, практические работы, круглые столы, обсуждения.

Организационно-массовые мероприятия
Творческие вечера. Подготовка в организации концертов, выставок. Огонька, посвящённые праздникам (8 марта, 23 февраля, Новый год…) Мероприятия ЦДТ «Ступеньки».

IV. Методическое обеспечение

Курс делится на обязательные блоки теории творческих заданий, а также блоки по практике. Общее требование для учащихся – накопление личного творческого досье творческими работами и аналитическими материалами.
Занятия проходят в форме лекций, семинаров-дискуссий, круглых столов, группового проектирования, практических заданий. На занятиях преподаватель применяет следующие методы: словесные (эвристические и проблемные беседы, обсуждения в группах, защита продуктов творческой деятельности, рассказ и т.д.), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (упражнение, анализ текстов, составление собственных текстов, редактирование текстов, оформление созданных текстов и т.д.). Методическое обеспечение кабинета, где проходят занятия: компьютер, проектор, экран, выход в сеть Интернет, образцы газет, журналов, методическая литература.

V. Мониторинг образовательных результатов

В течение занятий ведётся наблюдение за каждым ребёнком, правильным выполнением заданий, качеством работ. По результатам наблюдений и индивидуальных показателей освоения знаний, можно сделать выводы:
- о наличии интереса к данному творческому объединению;
- о развитии творческих способностей к данному виду деятельности;
- об умении концентрации качества на результат (Приложение 1)
А также проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучащимися выполняемых заданий;
2) взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных с группах);
3) защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме представления личного творческого досье.

VI. Информационные источники


1. Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста. – М., 1985.
2. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. – М., 2003.
3. Ворошилов В. В. Журналистика. – М., 2003.
4. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. – М., 1988.
5. Горохов В. М. Слагаемые мастерства. – М., 1982.
6. Григорян М. В. Пособие по журналистике. – М.: «Права человека», 2007.
7. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб, 2001.
8. Кохановский В. П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.
9. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2001.
10. Накорякина К. М. Литературное редактирование материалов массовой информации: учебное пособие, - М., 1994.
11. Орлова Т. Д. Введение в журналистику. – Минск, 1989.
12. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 2001.
13. Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. – М., 2006.
14. Свитич Л. Г. Профессия журналист. – М., 2003.
15. Терехова В. С. Литературное редактирование: учебное пособие. – Л., 1975.
16. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2000.

Приложение 1.
Поурочное планирование
1 год

№, тема занятия, методы
1. Знакомство с профессией журналиста. Слово учителя, оформление записей, составление плана, работа с иллюстрациями.
2. Функции и роль журналистики в обществе. Слово учителя, оформление записей, проблемная беседа, обсуждение в парах.
3. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Слово учителя, оформление записей, проблемная беседа, обсуждение в парах.
4. Профессия журналиста в современном мире Диалог, тренинг, выполнение заданий в группе, устный ответ, защита мнения.
5. Подготовка сентябрьского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение, диспут.
6. Подготовка сентябрьского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение, диспут.
7. Профессиональные качества, умения и возможности журналиста. Слово учителя, оформление записей, беседа, исследование.
8. Профессиональные качества, умения и возможности журналиста. Исследование, ответ ученика, анализ ответов, упражнение.
9. Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Проблемная беседа, обсуждение в парах и группах, защита проделанной работы.
10. Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?
Тренинг, ответ обучающегося, обсуждение в парах и группах.
11. Подготовка октябрьского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
12. Подготовка октябрьского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
13. Основы творческой деятельности журналиста. Правила работы журналиста. Лекция, рассказ учителя, обсуждение в группах.
14. Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Слово учителя, оформление записей, проблемная беседа, обсуждение в парах.
15. Секреты мастерства журналиста.. Как не потеряться в информационном поле? Практическая работа, эксперимент, анализ результатов работы журналиста.
16 Дебаты. Деловая игра «Юный журналист» Дебаты, деловая игра.
17. Интервью: жанровые признаки. Слово учителя, обсуждение, составление плана.
18. Секреты хорошего интервью. Обсуждение, упражнение.
19. Секреты хорошего интервью. Анализ текстов интервью из разных изданий, упражнение.
20. Роль и место интервью в публицистике. Обсуждение, работа с информационными источниками, анализ текстов интервью.
21. Правила интервьюирования. Обсуждение, анализ, проблемная беседа.
22. Анализ текстов-интервью из газет, журналов. Анализ текстов интервью, ответ обучающегося.
23. Создание и анализ собственных текстов-интервью Самостоятельная работа.
24. Подготовка и выпуск ноябрьского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
25. Подготовка и выпуск ноябрьского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
26. Подготовка и выпуск ноябрьского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
27. Информационные жанры и их назначение (общие сведения). Лекция, поисковая беседа, работа с текстами, самостоятельная работа.
28. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Беседа, выступления обучающихся по теме, обсуждение в парах, поиск изучаемого явления в текстах.
29. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Лекция, составление плана.
30. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы Ответ обучающегося по плану, поиск необходимой информации.
31. Анализ образцов в жанре газетной статьи. Анализ текста.
32. Анализ образцов разных газетных жанров Анализ текста с последующим обсуждением в группах.
33. Анализ образцов разных газетных жанров Анализ в группах с последующей защитой результатов деятельности.
34. Этапы работы над интервью в условиях школьной газеты. Лекция, беседа, исследование.
35. Этапы работы над интервью в условиях школьной газеты. Лекция, беседа, исследование, ответ обучающегося.
36. Распределение ролей и обязанностей (интервью у учителей, учеников, родителей…) Деловая игра, комментарий учителя.
37. Практическая работа: интервьюирование, обработка, анализ получившихся работ. Упражнение, тренинг, комментарий учителя, анализ собственной деятельности обучающегося.
38. Практическая работа: интервьюирование, обработка, анализ получившихся работ. Упражнение, тренинг, комментарий учителя, анализ собственной деятельности обучающегося.
39. Практическая работа: интервьюирование, обработка, анализ получившихся работ. Упражнение, тренинг, комментарий учителя, анализ собственной деятельности обучающегося.
40. Подготовка декабрьского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
41. Подготовка декабрьского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
42. Подготовка декабрьского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
43. Участие в новогоднем мероприятии ЦДТ «Ступеньки» Практическая работа, выступление, анализ, составление на основе мероприятия текстов-рассуждений, описаний, повествований.
44. Журналистские тексты (путевые очерки, репортаж…). Слово учителя, работа с интернет-источниками, беседа.
45. Особенность путевого очерка как жанра. Слово учителя, анализ журналистских текстов данного жанра.
46. Анализ путевых очерков, написание собственных путевых очерков на заданную тему. Анализ путевых очерков.
47. История репортажа. Законы репортажа. Основа репортажа. Лекция, составление плана лекции, самостоятельная работа.
48. Формы выражения авторского "Я" в репортаже. Анализ текстов. Особенности проведения репортажа, интервью. Слово учителя, беседа, ответ обучающегося, выявление особенностей проведения репортажа, интервью.
49. Самостоятельное написание репортажа, анализ работ. Практическая работа.
50. Заметка как публицистический жанр. Особенности заметки. Рассказ учителя, выступления с докладами обучающихся.
51. План сравнения заметки и репортажа. Основные критерии для сравнения. Анализ заметки и репортажа, сравнение жанров по критериям.
52. Сопоставительный анализ заметки и репортажа. Сравнение жанра по критериям.
53. Сопоставительный анализ заметки и репортажа. Сравнение жанра по критериям.
54. Подготовка январского номер газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
55. «Подготовка январского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
56. Подготовка январского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
57. Общее понятие о газете. История газеты. Слово учителя. Ответ обучающегося.
58. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса. Рассказ учителя, анализ разных видов газет.
59. Структура газеты. Как сделать газету интересной? Секреты хорошей газеты. Анализ структуры газеты, самостоятельная работа в группах.
60. Штат газеты. Распределение ролей. Тренинг, деловая игра, беседа.
61. Анализ периодической печати. Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты. Анализ текстов, самостоятельное выступление обучающихся, вопросы друг другу.
62. Текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Практическая работа. Комментарий учителя.
63. Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова. Лекция, рассказ учителя, беседа.
64. Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; Проблемное обсуждение в парах и группах, составление плана ответа.
65. Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; Упражнение: творческая лаборатория, тренинг, анкетирование, самостоятельная работа.
66. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг
Характеристика аналитических жанров. Упражнение: творческая лаборатория, тренинг, анкетирование, самостоятельная работа
67. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности. Анализ текстов аналитических жанров. Слово учителя. Ответ обучающегося.
68. Обсуждение газетных статей и написание самостоятельных текстов по заданной теме. Слово учителя. Ответ обучающегося. Беседа, защита мнение.
69. Обсуждение газетных статей и написание самостоятельных текстов по заданной теме. Слово учителя. Ответ обучающегося. Беседа, защита мнение. Упражнение.
70. Обсуждение газетных статей и написание самостоятельных текстов по заданной теме. Слово учителя. Ответ обучающегося. Беседа, защита мнение. Упражнение.
71. Подготовка февральского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
72. Подготовка февральского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
73. Подготовка февральского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
74. Композиция (строение) газеты. Самостоятельная работа.
75. Работа над видами заметок. Практическая работа по плану.
76. Углублённая работа над жанром «заметка». Анализ текстов данного жанра, упражнение.
77. Углублённая работа над жанром «заметка». Анализ текстов данного жанра, упражнение.
78. Конкурс на лучшую заметку. Анализ в группах. Упражнение, обсуждение, оценивание.
79. Редактирование заметки. Практикум. Анализ текста, редактирование, обсуждение.
80. Редактирование заметки. Практикум. Анализ текста, редактирование, обсуждение.
81. Подготовка и выпуск мартовского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
82. Подготовка и выпуск мартовского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
83. Подготовка и выпуск мартовского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
84. Проектная деятельность. Литературное творчество и журналистская деятельность. Упражнение, анализ, беседы.
85. Сотрудничество с литературной студией «Проба пера» (МОУ Красноткацкая СОШ). Упражнение, анализ, беседы.
86. Сотрудничество с литературной студией «Проба пера» (МОУ Красноткацкая СОШ). Упражнение, анализ, беседы.
87. Участие в подготовке творческого сборника литературной студии «Проба пера». Упражнение, анализ, беседы, создание иллюстраций, оформление.
88. Участие в подготовке творческого сборника литературной студии «Проба пера». Упражнение, анализ, беседы, создание иллюстраций, оформление.
89. Выпуск творческого сборника. Обсуждение, работа в группе, защита проекта.
90. Выпуск творческого сборника. Обсуждение, работа в группе, защита проекта.
91. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Лекция, слово учителя, беседа, обсуждение в группах.
92. Анекдот. Анализ текстов художественно-публицистических жанров. Лекция, работа с источниками информации, анализ текстов и подготовленные на основе этого выступления обучающихся.
93. Подготовка и выпуск апрельского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
94. Подготовка и выпуск апрельского номера газеты «Школа-новости». Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
95. Основные рубрики газеты. Лекция, слово учителя, беседа, обсуждение в парах.
96. Требования к рубрикам газеты. Лекция, слово учителя, беседа.
97. Правила оформления рубрик газеты. Лекция, слово учителя, беседа, обсуждение в группах.
98. Рубрики газеты «Школа-новости»: усовершенствование старых рубрик. Практическая работа.
99. Самостоятельная подготовка репортажа на заданную тему. Самостоятельная работа.
100. Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города" Практическая работа над проектом.
101. Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города" Практическая работа над проектом.
102. Оформление выставки по итогам работы кружка. Обсуждение, практическая работы.
103. Подготовка и выпуск майского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
104. Подготовка и выпуск майского номера газеты «Школа-новости» Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
105. Организационно-массовые и досуговые мероприятия творческого объединения «Пресс-центр» ЦДТ «Ступеньки», Красноткацкой СОШ). Практическая работа, задания с соответствии со спецификой конкретного мероприятия.
106. Организационно-массовые и досуговые мероприятия творческого объединения «Пресс-центр» ЦДТ «Ступеньки», Красноткацкой СОШ). Практическая работа, задания с соответствии со спецификой конкретного мероприятия.
107. Организационно-массовые и досуговые мероприятия творческого объединения «Пресс-центр» ЦДТ «Ступеньки», Красноткацкой СОШ). Практическая работа, задания с соответствии со спецификой конкретного мероприятия.
108. Организационно-массовые и досуговые мероприятия творческого объединения «Пресс-центр» ЦДТ «Ступеньки», Красноткацкой СОШ). Практическая работа, задания с соответствии со спецификой конкретного мероприятия.

2 год

№, тема занятия, методы
1. Деятельность журналиста. Игровой (внесение игровых моментов); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера).
2. История возникновения и развития журналистики в России. Слово учителя, рассказ, беседа.
3. Круглый стол «Проблемы современной журналистики». Обсуждение проблемы, вопросы-ответы, письменная фиксация.
4. Журналистское произведение. Диалог, тренинг, выполнение заданий в группе, устный ответ, защита мнения.
5. Замысел журналистского произведения. Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение, диспут.
6. Общественная значимость журналистского произведения. беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств
7. Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза. Слово учителя, оформление записей, беседа, исследование.
8. Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза. Исследование, ответ ученика, анализ ответов, упражнение.
9. Практическое занятие. Анализ журналистских произведений: заметки и статьи. Проблемная беседа, обсуждение в парах и группах, защита проделанной работы.
10. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки» В соответствии с планом ЦДТ
11. Подготовка сентябрьского номера газеты «Школа-новости» Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
12. Подготовка сентябрьского номера газеты «Школа-новости» Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
13. Практическое занятие. Анализ журналистских произведений: очерк и репортаж Аналитическая работа в группах и парах, упражнение, диспут.
14. Основы творческой деятельности журналиста. Слово учителя, оформление записей, проблемная беседа, обсуждение в парах.
15. Практическое занятие. Анализ журналистских произведений: рецензия и отзыв. Практическая работа, эксперимент, анализ результатов работы журналиста.
16. Правила работы журналиста. Дебаты, деловая игра.
17. Практическое занятие. Анализ журналистских произведений по выбору. Аналитическая работа в группах и парах, упражнение, диспут.
18. Методы сбора информации: вводное занятие. беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы
19. Методы сбора информации: наблюдение. Слово учителя, самостоятельный поиск информации, работа с текстами.
20. Практическая работа по теме «Методы работы журналиста». Наблюдение Упражнение, работа в парах, презентация результата, выступление обучающихся.
21. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки»
22. Методы сбора информации: эксперимент. Упражнение, работа в парах, презентация результата, выступление обучающихся.
23. Подготовка октябрьского номера газеты «Школа-новости» Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
24. Подготовка октябрьского номера газеты «Школа-новости» Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
25. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки» В соответствии с планом ЦДТ
26. Практическая работа по теме «Методы работы журналиста». Эксперимент. Самостоятельная работа
27. Методы сбора информации: интервью. Лекция, поисковая беседа, работа с текстами, самостоятельная работа.
28. Методы сбора информации: интервью (продолжение темы) Беседа, выступления обучающихся по теме, обсуждение в парах, поиск изучаемого явления в текстах.
29. Практическая работа по теме «Методы работы журналиста». Интервью (начало работы) Самостоятельная работа, выполнение проектного задания.
30. Практическая работа по теме «Методы работы журналиста». Интервью (продолжение работы) Самостоятельная работа, выполнение проектного задания.
31. Методы сбора информации: прогнозирование. Анализ научного текста, исследование.
32. Практическая работа по теме «Методы работы журналиста». Прогнозирование. Упражнение, самостоятельная работа, выступление с результатами.
33. Методы сбора информации: биографический метод. Анализ в группах с последующей защитой результатов деятельности.
34. Практическая работа по теме «Методы работы журналиста». Биографический метод. Самостоятельная работа, взаимообучение, взаимопроверка.
35. Подготовка ноябрьского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
36. Подготовка ноябрьского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
37. Журналист и его герой. Средства создания образа героя. Условия успешной презентации героя. Упражнение, тренинг, комментарий учителя, анализ собственной деятельности обучающегося.
38. Самостоятельно выбранный герой. Средства передачи индивидуальности героя. беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы
39 Самостоятельно выбранный герой. Языковые средства презентации героя. Упражнение, тренинг, комментарий учителя, анализ собственной деятельности обучающегося.
40 Практическое занятие. Написание статьи с выбранным героем (начало работы). Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
41. Практическое занятие. Написание статьи с выбранным героем (завершение и презентация работы). Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
42. «Навязанный» герой. Методы исследования личности героя. Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
43. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки». В соответствии с планом ЦДТ
44. «Навязанный» герой. Эмпатия как профессиональное качество журналиста. Слово учителя, работа с интернет-источниками, беседа.
45. Практическое занятие. Написание статьи с выбранным героем (начало работы). Самостоятельная работа
46. Практическое занятие. Написание статьи с выбранным героем (завершение и презентация работы). Самостоятельная работа
47. Подготовка декабрьского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
48. Подготовка декабрьского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
49. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки». В соответствии с планом ЦДТ
50. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки». В соответствии с планом ЦДТ
51. Стили речи: вводное занятие. Элементы лекции, слово учителя, слушание по плану, эксперимент.
52. Стили речи: научный стиль, его характерные особенности. Беседа, рассказ учителя, выступления обучающихся, упражнение
53. Практическое занятие. Создание и анализ текстов научного стиля. Упражнение, самостоятельная работа, обсуждение..
54. Стили речи: официально-деловой стиль, его специфика. Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
55. Практическое занятие. Создание и анализ текстов официально-делового стиля. Упражнение, обсуждение, анализ результатов.
56. Подготовка январского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
57 Подготовка январского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
58. Стили речи: публицистический стиль как основной в работе журналиста Рассказ учителя, работа с литературными источниками.
59. Стили речи: особенности публицистического текста. Работа в парах и группах, анализ теоретического материала.
60. Практическое занятие. Создание и анализ текстов публицистического стиля. Тренинг, деловая игра, упражнение.
61. Стили речи: художественные стиль и его своеобразие, особое место положения в системе стилей. Работа с литературными источниками, составление плана и памятки, индивидуальные задания.
62. Практическое занятие. Создание и анализ текстов художественного стиля. Самостоятельная работа, анализ собственных текстов, комментарий учителя.
63. Типы речи. Вводное занятие. Лекция, рассказ учителя, беседа.
64. Типы речи: повествование и его специфика. Проблемное обсуждение в парах и группах.
65. Типы речи: приёмы создания текстов-повествований. Упражнение: творческая лаборатория, тренинг, анкетирование, самостоятельная работа.
66. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки». В соответствии с планом ЦДТ
67 Практическое занятие. Создание текстов-повествований (начало работы) Слово учителя. Творческая лаборатория, мастер-класс.
68. Подготовка февральского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
69. Подготовка февральского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
70. Практическое занятие. Создание текстов-повествований (завершение работы и презентация результатов.) Упражнение, обсуждение, анализ собственных работ, выступления обучающихся.
71. Типы речи: описание. Изобразительные средства текстов-описаний. Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
72. Практическое занятие. Создание текстов-описаний. Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
73. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки». В соответствии с планом ЦДТ
74. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки». В соответствии с планом ЦДТ
75. Типы речи: рассуждение, его отличительные структурные и содержательные особенности Рассказ учителя, проблемная беседа, исследование, упражнение, выступления обучающихся, вопросы учителя.
76. Практическое занятие. Создание текстов-рассуждений, их анализ и презентация. Самостоятельная работа.
77. Типы речи: итоговое занятие. Выполнение проектного задания.
78. Как делается газета? Рассказ учителя, подготовка и оформление материала, обсуждение.
79. Практическая работа по теме «Как делается газета» (начало работы). Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
80. Подготовка мартовского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
81. Подготовка мартовского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
82. Практическая работа по теме «Как делается газета» (продолжение работы) Упражнение, тренинг, подготовка и оформление материала, обсуждение.
83. Практическая работа по теме «Как делается газета» (завершение работы) Упражнение, подготовка и оформление материала, обсуждение.
84. Практическая работа по теме «Как делается газета» (презентация результатов работы) Выступления обучающихся, обсуждение, самооценка и оценка выступлений друг друга.
85. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки» В соответствии с планом ЦДТ
86. Технологический цикл выпуска газеты. Распределение обязанностей. Сотрудничество редколлегии. Лекция, выступления обучающихся, обсуждение в парах, творческие задания, упражнения.
87. Технологический цикл выпуска газеты. Оперативные приёмы работы. Деловая игра.
88. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж и т.д.) Выступления обучающихся с докладами, подготовка ответов друг другу, конспектирование.
89. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки» В соответствии с планом ЦДТ
90. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж и т.д.) Выступления обучающихся с докладами, подготовка ответов друг другу, конспектирование.
91. Как делается газета? Итоговое занятие. Самостоятельная работа.
92. Практическое занятие. Анализ периодических изданий регионального и муниципального уровней (начало работы) Индивидуальный и групповой анализ, обсуждение, оформление записей.
93. Практическое занятие. Анализ периодических изданий регионального и муниципального уровней (продолжение работы) Индивидуальный и групповой анализ, обсуждение, оформление записей.
94. Подготовка апрельского номера газеты «Школа-новости». Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
95. Подготовка апрельского номера газеты Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
96. Практическое занятие. Анализ периодических изданий регионального и муниципального уровней (завершение работы) Индивидуальный и групповой анализ, обсуждение, оформление записей.
97. Практическое занятие. Анализ периодических изданий регионального и муниципального уровней (презентация результатов работы) Презентация результатов, самооценка и оценка друг друга, анализ проделанной работы.
98. Практическое занятие. Анализ школьных газет Самостоятельная работа.
99. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки» В соответствии с планом ЦДТ
100. Практическое занятие. Анализ школьных газет Обсуждение в группах, творческая презентация результатов анализа.
101. Практическое занятие. Анализ школьных газет Обсуждение в группах, творческая презентация результатов анализа.
102. Подготовка майского номера газеты Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
103. Подготовка майского номера газеты Подготовка и оформление материала, обсуждение, оформление номера
104. Итоговый анализ газеты «Школа-новости» Практическая работа
105. Итоговый анализ газеты «Школа-новости» Практическая работа
106. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки» В соответствии с планом ЦДТ
107. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки» В соответствии с планом ЦДТ
108. Мероприятие ЦДТ «Ступеньки» В соответствии с планом ЦДТ

Приложение 2.

Индивидуальная карточка учёта

по программе «Пресс-центр «Школа-новости». Основы журналистики.
Ф.И. обучающегося _____________________________________________
Ф.И.О. п.д.о.___________________________________________________
Дата заполнения ________________________________________________

Показатели 1 полугодие 2 полугодие
1. Теоретическая подготовка.
а) теоретические знания по основным разделам плана программы.
б) владение специальными технологиями.
2. Практическая подготовка.
а) практические умения, предусмотренные программой (по разделам тематического плана)
б) умение вести полемику, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.
в) учебно-организационные умения (организация рабочего места)
г) умение аккуратно выполнять свою работу.
3. Организационно-волевые качества.
а) терпение
б) воля
в) самоконтроль.
4 Ориентационные качества
а) самооценка
б) интерес к занятиям

Показатели: высокий, средний, низкий.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх