Опыт работы со школьниками по журналистике, выпуск школьных печатных изданий
1) Выпуск классной газеты
В 2010-2013 годах, будучи классным руководителем, я координировал выпуск классной газеты «Новости нашего класса». Газета представляла собой несколько сброшюрованных листов, которые (благодаря родителям) тиражировались в чёрно-белом варианте и были у каждого из класса. Один экземпляр – цветной, красивый, был вывешен в классном уголке, один номер обязательно был у администрации школы. Средняя периодичность выпуска газеты – 1 месяц.
Были периоды, когда даже в летние месяцы приключения класса не затихали, и тогда выходили «спецвыпуски» со «срочными» новостями. Классная газета решала сразу два комплекса задач:
- воспитательные (сплочение коллектива, формирование актива, построение взаимоотношений, реализация воспитательных направлений, информирование всех учащихся о текущих событиях…);
- журналистские (обучение навыкам создания различных текстов, приёмам и методам работы журналиста, работа с текстами различных жанров, навыки редактирования текста, формирование ИКТ-компетентности…)
В классе был сформирован актив – несколько человек, отвечающих за выпуск газеты. Однако это не означало, что другие ребята не имели доступа к созданию газеты. Напротив, участие каждого ученика в общем деле приветствовалось. Классная газета могла как создать ситуацию успеха (например, лучшие сочинения, зарисовки и т.д. публиковались с указанием автора), так и высмеять нерадивого ученика, указать на какие-либо классные проблемы.
Традиционно в газете были следующие рубрики:
- Фотолетопись класса. Фотографии могли выбираться как из классного фотоальбома, так и из собственных «копилок» детей: с телефонов, страниц социальных сетей. Обязательно к фотографиям старались делать интересные подписи, возможно, с юмором.
- «Внимание, конкурсы!» (или «Внимание, объявления!») Данная рубрика помогала держать ребят в курсе всех интересных школьных дел.
- «Вспомним, как это было». Небольшие эссе, зарисовки, воспоминания ребят о наиболее ярких эпизодах жизни класса за последний месяц.
- «Улыбнись». Весёлые, остроумные истории из школьной жизни.
- «Благодарности…» Кого и за что можно похвалить?
- «Мы - таланты!» Страничка, посвящённая увлечениям ребят, в которых они достигли особых успехов.
- «На злобу дня». Сатирическая страничка о некоторых явлениях, имеющих место в жизни класса (кстати, любимая рубрика абсолютно всех!)
Кроме того, в газете появлялись и сменные рубрики, посвящённые правилам безопасности, каким-либо датам и событиям, и т.д.
Обращалось внимание и на дизайн выпусков: ребята подбирали иллюстративный материал, создавали сами картинки, учились их грамотно и красиво размещать в текстах.
Выпуск нового номера газеты всегда был большой радостью, как для ребят, так и для их родителей. Газеты до сих пор каждый из них хранит и вспоминает интересное классное дело, которое принесло многим тёплые и увлекательные минуты.
2) Выпуск школьной газеты «Школа-новости»
Пресс-центр «Школа-новости» уходит корнями в далёкое советское прошлое. Изначально это была поселковая газета «105-й маршрут», которую выпускала школа, но публиковались там новости на уровне посёлка. В 2010-х годах школьная газета приобрела уровень настоящего «пресс-центра». Совместно с центром детского творчества «Ступеньки» была организована студия юных журналистов, которые работали по интересной программе. Курс предполагал большое количество практических заданий, направленных на выполнение конкретных заданий.
Ежемесячная газета «Школа-новости» включала в себя традиционные рубрики:
- «Самое интересное» - наиболее интересные моменты, которые происходили в школе за прошедший отрезок времени.
- «А у вас?» - информация о наиболее «выдающихся» событиях из жизни каждого класса.
- «Спорт – это здорово» - информация о самых ярких событиях спортивной жизни школы.
- «Что было, что есть, что будет» - сводки, объявления, анонсы.
- «Литературная страничка» - первые творческие опыты учащихся Красноткацкой школы.
- «Неожиданный кадр» - какая-либо неординарная фотография, сделанная фотокорреспондентами в коридорах школы, спортзале, столовой и т.д.
Были в газете и сменные рубрики, посвящённые особо интересным событиям.
Особое слово хочется сказать о краеведческом приложении к газете, которое существовало в 2014-2015 учебном году. Называлось оно «Край родной» и выходило под редакцией учителя истории Красноткацкой школы Вевель А. В. Приложение повествовало об истории и современности родного посёлка Красные Ткачи, о его достопримечательностях и знаменитых людях. Особое место уделялось истории школы. Приложение включало в себя элементы интерактива: конкурсы, викторины, задания.
И «Школа-новости», и «Край родной» ежемесячно вывешивались на стенды в самом видном месте школы, их с удовольствием читали и обсуждали.
Бутусов Алексей Владимирович, учитель русского языка, литературы, изобразительного искусства, руководитель литературной студии «Проба пера»