logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Выступление на тему «Литературная студия «Проба пера»

как форма работы с одарёнными детьми

 

Работа с одарёнными детьми – одно из ключевых направлений ФГОС, которое позволяет реализовать индивидуальный подход и максимально раскрыть личностный потенциал как обучающихся, так и самого педагога. Каким образом построить работу с такими обучающимися? Какие формы, методы, приёмы и технологии использовать, чтобы достичь максимальных результатов при работе с одарёнными? Эти и другие вопросы встают перед педагогом-практиком.

 

В современных документах, психологической и методической литературе используются различные определения одарённости, подчас отличающиеся друг от друга. Для меня одарённые дети – это дети «направленные» или «мотивированные».

Ещё в первые годы своей работы я понял, что возможностей урока не может быть достаточно для максимального раскрытия способностей таких детей. На помощь пришла внеурочная и кружковая работа. Восемь лет назад я, как учитель-словесник, открыл двери литературной студии «Проба пера», объединившей творческих пишущих школьников. За эти годы студия добилась немалых успехов и теперь представляет собой неожиданный, актуальный и инновационный методический опыт.

Цель работы студии «Проба пера» - приобщение школьников к миру литературного творчества. Задачи, которые ставят перед собой дети, различны. Кто-то желает развить свою устную или письменную речь, обогатить литературный кругозор и творческий опыт, а кто-то – научиться профессионально писать стихотворения, рассказы, сказки. Занятия нашей студии являются с одной стороны логическим продолжением уроков и готовят школьников к ОГЭ и выпускному сочинению, а с другой стороны – это серьёзная площадка для развития детей, увлекающихся искусством слова.

Работа студии ведётся по авторским программам, которые в данный момент разработаны на 5 лет обучения. Первый год обучения – это учащиеся ещё начальной школы, 2-3 класс. С ребятами, которые дошли до старшей школы, ведётся индивидуальная работа. Каждый год обучения имеет свою внутреннюю логику, построенную по спиральному принципу: от простого к сложному. Первая четверть – это работа над малыми жанрами литературы и фольклора: считалка, закличка, скороговорка, дразнилка, лимерик, синквейн. Далее, во второй и третьей четверти учащиеся работают над более крупными литературными жанрами, последовательно знакомятся с разными типами и стилями речи. Четвёртая четверть посвящена работе над лирическими текстами. Каждый год воспитанники студии возвращаются к этому же материалу, но на качественно новом уровне. Например, в первый год узнают, чем отличаются стихи от прозы, во второй год знакомятся с рифмой, третий – со стихотворными размерами и способами рифмовки.

Каждое занятие также имеет свою внутреннюю логику (этапы). Это обязательно целеполагание, исследовательская работа, в ходе которой ученики открывают для себя признаки какого-либо жанра, далее – работа над анализом текстов выбранного жанра и последовательная работа над самостоятельным написанием произведений в данном жанре. Упражнения по созданию текстов расположены тоже по принципу нарастающей сложности: первое задание – расставить строчки в правильном порядке, второе – добавить слово, третье – добавить строчку, и последнее задание на каждом занятии – самостоятельно составить текст и презентовать его.

В качестве учебного пособия литературной студии «Проба пера» я предлагаю рабочие тетради на печатной основе, которые полностью повторяют логику авторской программы. Перед вами – тетради второго, третьего и четвёртого годов обучения. Они содержат целостную систему заданий по каждой теме, а также такие рубрики как «Проекты? Проекты… Проекты!», «Минутка для отдыха» и «Дополнительные задания». Материалы рабочих тетрадей были выпущены в виде отдельного методического пособия в издательстве «Учитель» в 2018 году.

Реализовать данную программу помогают следующие формы работы.

1) Мастер-класс. Суть такого занятия заключается в том, что учитель последовательно делится с воспитанниками секретами написания текстов определённого жанра. Мастер-класс для младших учеников могут проводить и старшие ребята.

2) Литературная гостиная. Эта форма работы предлагает встречу с профессиональными поэтами и писателями, а возможно – с целыми творческими объединениями. Обязателен «разбор полётов», на котором созданные школьниками тексты оцениваются уже с профессиональных позиций.

3) Чайная церемония. Это такая форма, которая отличает занятия студии от урока и традиционных внеурочных занятий. Под чай сочинять и читать художественные тексты гораздо интереснее! Следует отметить, что чайная церемония – это не просто школьное чаепитие. Это особая культура, особый этикет, неспешное общение и в то же время творческая раскрепощённая атмосфера.

4) Занятия на свежем воздухе. Это могут быть прогулки с блокнотом в руках, во время которых ребята записывают мысли, творческие пленэры.

5) Литературные экскурсии. Такие экскурсии могут заменить порой полгода традиционных уроков или внеурочных занятий. Одна из самых ярких экскурсий, на которой мы побывали с ребятами – в село Усолье Переславского района Ярославской области. Мы встретились с ФИО, которая была прототипом Настеньки из «Кладовой солнца», прошли Пришвинскими тропами, побывали на Блудовом болоте и увидели, как растёт клюква.

6) Работа над творческими проектами. Такими проектами стали литературные сборники, куда вошли рассказы, стихотворения и сказки собственного сочинения, литературные журналы и газеты. Весной 2018 года учащиеся младшей школы создали два достаточно необычных проекта – литературный дневник и литературный календарь. Они перед вами на слайде.

7) Одна из самых ярких форм работы литературной студии «Проба пера» - творческий лагерь, который работает на базе школы в период осенних, весенних и летних каникул. Во время лагеря воспитанники посещают музеи, театры и прочие культурные достопримечательности и работают над проектами. Летом 2018 года наши ребята работали над созданием литературного путеводителя по городам и сёлам Ярославской области – Борисоглеб, Гаврилов-Ям, Великое, Мышкин. Путеводитель перед вами.

В чудный Мышкин держишь путь ты

Через тёмные леса,

На автобусе, пароме,

Вот какие чудеса!
Колокольня. Восхититься.

И подняться по ступеням.
Чудным видом вдохновиться,

И спуститься вновь на Землю.

Эти строчки написала десятилетняя Варя Ускова после путешествия в Мышкин. А вот такое стихотворение написал её одноклассник про самый обыкновенный автомобильный мост.

Вижу мост автомобильный
Очень, очень, очень длинный...
По нему спешат машины
Шины, шины, шины, шины...
А в машинах едут люди,
Что же дальше с ними будет?

 

В заключение хочется сказать, что именно в сочетании этих форм работы, в их системе и кроется успех литературной студии. И пусть дети не станут профессиональными писателями и поэтами, но их души всегда будут открыты миру литературы и искусства. Миру прекрасного.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх