logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Звенит звонок. 8 «Б» класс, неохотно достав вещи и приготовившись к занятию, смотрит в окно. Сейчас начнётся литература, самый скучный предмет, как считали почти все восьмиклассники. Вернее, предмет-то интересный, но вот учитель… Софья Иосифовна, преподаватель литературы, была нелюбимой учительницей у всех за то, что она постоянно кричала на детей, ворчала и ругалась, а самое главное – совсем не умела общаться с учениками. Поэтому, урок превращался в какую-то тягомутину, если только такое слово есть в русском языке.

А вот и она.

– Та-а-к, ну что, лоботрясы, – грозно говорит Фрекен Бок вместо приветствия, входя в класс. – Ивушкин, ты почему опять без учебника? Да что же это такое в конце концов, когда же я вас всех приучу к тому, что учебник надо носить регулярно? А ты, Синицина, опять с Петровой села, чтобы языком болтать? Я-то знаю, он у тебя как помело.

Фрекен Бок недовольно хмурит брови, указательным пальцем поправляет очки и продолжает тем же ворчливым тоном:

– А, по-правде, вы все хороши. И за что это я с вами тут мучаюсь? Значит так, сегодня мы с вами будем изучать сказку, то есть, повесть Тургенева «Ася». Все текст взяли в библиотеке? 8 «Б», я не по-русски вам сказала в тот раз, чтобы вы взяли «Асю»? Что за шум в классе? Тишина!

 

Однако слова Фрекен Бок ни на кого впечатления не производят. Все продолжают заниматься своими делами, зевая и тупо глядя в тетрадь. К крикам Фрекен Бок все уже давно привыкли и «Ася», преподнесённая в таком виде, никого не интересует. Все мечтают лишь об одном: чтобы поскорее закончился урок.

А Фрекен Бок продолжает вещать:

– Так, Ивушкин, у тебя есть книга? Начинай читать вслух первую главу. Да, я знаю, ты сейчас начнёшь отговариваться. И нечего сопеть, давай читай.

Ивушкин неохотно открывает книгу и начинает с запинкой читать прекрасный тургеневский текст.

– А вы, лоботрясы, слушайте, – кричит Фрекен Бок. – Вот щас контрольную вам сделаю, будете знать, как дурака валять на уроке.

Ивушкин продолжает читать. Сзади слышатся смешки.

– Читай, Вась, медленнее, – тыкает пальцем его в спину сосед. – Весь урок читай, чтобы Фрекен не успела контрошу нам впарить. Давай, давай, ты сможешь.

– Та-а-ак, разговорчики! – кричит опять Фрекен Бок. – Народ, вы издеваетесь надо мной? Хватит уже языком трепать. Ивушкин, ты «Асю» читаешь или похоронный марш?

– Да я, Софья Иосифовна…

– Молчать!!! Да знали бы вы, что за произведение вы читаете! Это же Иван Алексеевич, то есть, Сергеевич, Тургенев! Савельев, что ты опять в учебнике Сидорова ночуешь? Ну естественно, свой не взял. Я так и знала. А ну-ка, выйди вон.

– Софья Иосифовна, что я такого сделал? Разве можно выгонять с урока за то, что учебник забыл?

– Ты ещё и советы мне давать будешь? И так я уже пол-урока на вас, лоботрясы, потратила. Я продолжу, ещё одно замечание – и вы все у меня вылетите вон!

Но никто Фрекен Бок не боится – ни её, ни её угроз. Все уже привыкли к этим крикам, которые составляют её стиль жизни, и все знали, что она накричит, выгонит, но тройку в конце четверти поставит всё равно. А кому надо – и четвёрку. Значит, произведения можно не читать…

Урок продолжается.

– Итак, главными героями «Аси» Является Гагин и этот… этот, ну как его? Сидоров, хватит в окно глядеть. А ну-ка повтори, что я сейчас сказала?

– Вы сказали, что главным героем «Аси» является «этот, как его», – звонко отбарабанивает Сидоров.

– А за то, что ты мне дерзишь, дай-ка дневник, – злится Фрекен Бок. – Итак, главным героем «Аси» является Грушницкий. Что? Только не говори мне, опять, Сидоров, что забыл его дома.

– Не-а, – с глупой деланной улыбкой говорит Сидоров. – Я его потерял.

– Лучше б ты голову свою потерял, – говорит Фрекен Бок. – Так на чём мы с вами остановились? На том, что главным героем «Аси» является Чичиков… То есть тьфу, совсем вы меня с толку сбили. Не Чичиков, а Гагин. Теперь давайте поговорим на тему «любовь в повести Тургенева «Ася». Фрекен Бок заглядывает в методичку.

– Итак, любовь – это высокоэстетизированное чувство, которое… Сидоров, ты опять меня не слушаешь! До чего же вы, нынешнее поколение, распущенное! В наши времена дети нормальными были, уважали учителя. Итак, господин N встречается с Асей и понимает, что влюблён с ней… в ней… в нею… Ну короче, народ, вы меня поняли. Никитин, что ты за шпаргалку бросил Белкиной? Когда же вы, наконец, научитесь сидеть на уроке, а не вертеться, как обезьяны? Из-за вас я всё время теряю мысль. Господин N встретил Белкину… Ой, да что же я говорю такое? И вовсе не Белкину, а Асю. Таким образом, любовь в повести Тургенева – счастливое счастье, то есть искреннее, чистое… ммм, что же чистое? Чистое, чистому… Ивушкин, ты опять меня не слушаешь!

Звенит звонок.

– Фу ты, слава богу, – вздыхает Фрекен Бок. – Как я от вас устала, молодёжь. Дома прочитаете «Асю» и попробуйте только не прочитать. Всё!!!

 

... Вася и Саша возвращаются домой. Весна, светит солнце, текут ручьи.

- Слушай, а чё это мы сегодня на литературе изучали? - спросил Вася. - Лермонтова вроде, а может, и не Лермонтова.

- Да, ерунда на постном масле. Пойдём лучше гулять после обеда - это куда интереснее.

Поют синицы, в лужах отражаются весенние облака. Светит солнце.

 

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх