logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

- Ребята, сегодня урок русского языка у вас буду вести не я, - сказала учительница пятиклассникам. – К вам придёт студентка-практикантка из университета. Любите её и жалуйте, и ведите себя хорошо!

Класс оживился: ребятам очень нравилось, когда на урок к ним приходили новые люди. Тем более практиканты всегда придумывают что-нибудь интересное и увлекательное! Однако на этот раз ожидания ребят не оправдались: как только новая «учительница» вошла в класс, ребята чуть не попадали со стульев.

Одетая в ярко-розовую блузку и модные джинсы с дырками на коленях, с ярко-красными напомаженными губами и фиолетовыми ресницами, а ещё с торчащими кверху волосами, девушка быстро взялась за дело.

- Здравствуйте, меня зовут Полина Аллегориевна, - быстро протараторила она. – Все запомнили? Для глухих повторять не стану. Итак, сегодня на уроке мы будем писать сочинение на тему «Весна».

 

- А мы уже писали такое сочинение в прошлом году, - разочарованно сказал кто-то из ребят.

- Ничего-ничего, повторение – мать учения, - сказала Алегориевна. – На тему «Весна», значит, «Весна». Вот вам план. Первый пункт: «Наступила весна», второй – «Снег стал таять», третий – «Дни стали длиннее, а ночи – короче», и последний – «Прилетели грачи и остальные птицы». Всё понятно? Раз так, можно начинать писать.

С этими словами Полина Аллегориевна села за учительский стол, достала журнал «СООL» с Димой Биланом на обложке и стала читать. С минуту класс сидел молча, пока, наконец, кто-то не сказал:

- Так а что писать-то?

- Как что? – удивилась Аллегориевна. – Вот вам план, вы и пишите. О том, что наступила весна, снег стал таять, ну и всё в таком духе.

- А как начать писать сочинение?

- Да так и начните. Вам план-то на что? Там чётко и ясно написано: «Наступила весна».

- Так прямо и писать?

- Ну конечно!

На несколько минут ребята зашуршали ручками по бумаге, но не успела Полина Аллегориевна начать читать интереснейшую статью про модный клуб «Инфинити», как кто-то из ребят прервал её.

- Написали, - сказали они.

- Как, всё сочинение написали?

- Нет, только «Наступила весна».

- А дальше что не пишите?

- А что писать?

Тут уж Аллегориевна рассердилась.

- Как «что»? План то вам зачем нужен? И смотрите, пишите подольше, у меня в методичке написано, что вы целый урок должны его писать. Чего ещё неясно?

- Неясно, что писать во втором пункте плана.

- Так ёлки-палки, у вас же русским языком написано. «Снег стал таять».

- Это понятно, а ещё-то что писать про снег?

- Ммм… - протянула Аллегориевна. – Ну напишите, как он тает.

- А как он тает?

- Как тает? Ммм… Сейчас скажу. Как тает, как тает… Да очень просто, берёт и тает. Вот вы это подробно и опишите.

- Так и записать?

- Ну естественно.

Полина Аллегориевна снова открыла журнал и уже хотела начать читать интереснейшую статью «Новый альбом певицы Максим», как снова послышались голоса детей:

- А что писать там, где «Дни стали длиннее, а ночи – короче»?

- Ммм… Ну это и напишите.

- Да написали уже. А ещё-то что?

- Хмм, - промычала Аллегориевна. – Ну напишите, как день становится длиннее, а ночи короче. Или почему дни становятся длиннее, а ночи – короче.

- А почему они становятся короче?

- А вот этого уж стыдно не знать, - аж крякнула Аллегориевна. – Ммм… Ну как бы вам объяснить это попроще, чтобы дошло? Солнце начинает быстрее вертеться вокруг Земли, сильнее пригревает её, и поэтому день становится длиннее. А ночи короче. Не успеваешь заснуть, а уже будильник звенит.

- А мы слышали, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, - сказали ребята.

- Ну пускай Земля вокруг Солнца, - согласилась Аллегориевна. – Какая разница? Пишите, давайте.

- Послушайте, - вдруг вставился Алёша, очень умный мальчик. – А зачем мы это пишем? Ведь и так понятно, что раз пришла весна, то снег стал таять. Давайте уж тогда напишем, что у кошки четыре лапы и один хвост, собака не мычит, а лает и что дважды два – четыре, а не пять.

- Пишем мы это сочинение, так как оно стоит в тематическом планировании. Впрочем, сейчас я вам скажу, зачем мы это пишем, у меня где-то тут цель была написана. А, во, нашла. Цель – «развитие коммуникативных навыков, креативного мышления, а ещё – языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся». Поняли? Тогда пишите.

- А подскажите, какие ещё птицы к нам прилетают в четвёртом пункте плана?

- Слушайте, может, хватит меня отвлекать? – рассердилась Аллегориевна. – Дайте мне почитать жур… то есть, позаниматься своими делами.

- Ну хотя бы одну птицу подскажите, которая прилетает к нам весной, а мы уж дальше сами вспомним!

- Стыдоба! Эх вы, доучились до 5 класса, а не знаете таких элементарных вещов. То есть вещей. Птицы… весной… гммм... Подождите, дайте подумать. Птицы, птицы… А, ну эти, как там их? Воробьи!

- А вроде воробьи и зимой у нас живут? – сказала Оля.

- Конечно, живут, - подхватил Вадик.

- Да? – удивилась Аллегориевна. – Это плохо. Совсем уже обленились воробьи, раз им лень на юг лететь.

- А ещё какие птицы прилетают с юга весной?

- Ещё? Ммм… А, мухи!

- А разве мухи – это птицы???

- Ну… понимаете, в науке существуют разные точки зрения на этот вопрос. Окончательную решению наука ещё не выдвинула. Ну согласитесь, почему бы и нет? Ведь мухи крыльями машут? Значит, птицы.

- Что-то я не помню, чтобы мухи собирались в стаи и улетали на юг, - заметил Ваня. – Они что, ночью улетают?

- Гмм… Допустим, ночью. Судите сами, ночью не так жарко лететь. И загрязнённую атмосферу ночью не видно. Ещё ночью безопаснее. Враги не заметят.

- А какие у мух враги?

- Хищные, какие же ещё. Всякие там лисы, волки.

- А как же лисы и волки ловят мух?

- Ммм… Наверно, подпрыгивают и ртом ловят. Пастью, то есть. Гам – и всё.

- А можно я напишу о том, что на первых проталинах расцвели белые подснежники? – спросила Настя, очень хорошая и творческая девочка.

- Подснежники? – задумалась Аллегориевна. – Гммм… Нет, про подснежники у меня в методичке ничего не сказано. Вам что, плана мало?

- А я уже написал всё сочинение, - сказал вдруг Лёня. – Что мне дальше писать?

- Ммм… - промычала Аллегориевна. – Н-да. Незадача. Гммм…Ммммм… Что делать, что делать… Ну напиши ещё раз о том, что наступила весна.

- А можно ещё раз написать о том, что «снег стал таять»?

- Ой, да пишите всё, что угодно, только не отвлекайте меня.

И перед глазами Полины Аллегориевны снова замелькала галерея из певицы Максим, Димы Билана и Тимати.

Уже после обеда в учительской учительница 5 класса наткнулась на стопку тетрадей с сочинениями своих ребят.

- Ну, посмотрим, что они там написали, - сказала учительница, взяв одну тетрадь. – Наверно, что-то интересное!

Она принялась читать и вдруг захохотала.

- Что? Что такое? – вскричали другие учителя и тоже взяли по тетрадке.

Через несколько минут в учительскую прибежал сторож дядя Боря, схватив на ходу зачем-то топор и огнетушитель: учителя смеялись так громко, что было слышно на первом этаже. Они хватались за животы, визжали, корчились и катались по полу со смеху. Дядя Боря подумал, что случился пожар, ограбление или что-то в этом роде, но, увидев всю эту картину, плюхнулся на диван и громче всех захохотал.

Перед учителями лежало 25 сочинений ребят абсолютно одинакового содержания:

«Наступила весна. Снег стал таять. Он очень просто тает: берёт и тает. Дни стали длиннее, а ночи – короче, потому что солнце начинает быстрее крутиться вокруг Земли. Прилетели грачи, остальные птицы, а ещё – воробьи и мухи. Наука ещё не доказала, мухи – это птицы или нет. Воробьи и мухи летают ночью, чтобы враги (а именно волки и лисы) не смогли подпрыгнуть и ртом, то есть пастью, их съесть. Наступила весна. Снег стал таять. Прилетели грачи и остальные птицы. А воробьи и зимой у нас живут. Снег стал таять. Наступила весна».

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх