logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Всем известно, что подарки бывают двух видов: интересные и неинтересные. Интересные – это когда приезжает бабушки с огро-о-омной сумкой, а там – новые коньки. Или красивая книга с яркими большими картинками. Или огромный торт-мороженое, от одного вида которого текут слюнки. Или настоящий карманный компьютер. А неинтересные – это когда ждёшь новую куклу, маленький фотоаппарат или хотя бы большую шоколадку, а в подарок получаешь какие-нибудь зелёные носки или книжку «Как научиться вязать крючком».

Примечательно, что взрослые почему-то больше всего любят дарить именно неинтересные, но зато, как они говорят, «полезные» подарки. Скажите, ну что полезного в книжке «Учить играть на домре», когда ты никогда не хотел, и не собирался, и не думал играть на домре? Или зачем девочке в 9 лет железный конструктор, если там русским языком чёрным по белому написано: «для мальчиков 10-13 лет». А уж носки на Новый год дарить просто стыдно, хоть зелёные, хоть серо-буро-малиновые, хотя бы потому, что их можно купить просто так.

 

Во всяком случае, носки ещё можно надеть, а вот что делать с коробкой шахмат, которые подарил Кате дядя Женя, она решительно не знала. Этот дядя Женя приехал к Кате 8 марта с утра пораньше веселый-превесёлый.

- Ну, Катюша, - задорно сказал он. – С праздником тебя. Эх, не знаешь ты ещё, что я тебе привёз в подарок!

У Кати заискрились глаза. Вдруг фотоаппарат? А может, новый портфель? А может, набор цветных карандашей?

- Карандаши? Фломастеры? Кукла? – нетерпеливо перебирала девочка, а дядя Женя только хитро косил глаза и приговаривал:

- А вот и нет! Намного интереснее!

И когда Катя решила, что её ждёт новый велосипед, дядя Женя вдруг достал эту дурацкую чёрно-белую коробку.

- Шахматы! – воскликнул он. – Самая умная в мире игра!

С этими ловами дядя Женя раскрыл коробку и высыпал оттуда много-много шахматных фигур.

- Вот смотри, - увлечённо показывал дядя Женя по очереди фигурки. – Вот это – пешка. Смотри, как она ходит: вот так! А это – конь, он ходит буквой «г». И так может, и так. А это – ферзь. Самая ценная фигура, она дороже всех. Смотри, как бы его не съели другие фигуры! Вот так – шах. А так – мат. Всё, проигрыш!!! Поняла?

Катя разочарованно смотрела, как дядя Женя с невероятным восторгом передвигал фигурки, объясняя девочке правила игры, и поняла, что ровным счётом ничего не поняла. Кроме того, что шахматная фигура «конь» действительно чем-то напоминает лошадь.

- Честное слово, Катя, самая лучшая игра! – махал руками дядя Женя. – Сам с десяти лет играю. Знаешь, какая зарядка для мозгов? Недаром говорят, что те, кто дружит с шахматами – будущие математики.

Само собой, что Катя сказала «спасибо» дяде Жене, а когда он уехал, положила перед собой коробку и стала на неё смотреть.

«Вот какая у меня есть замечательная игра! – говорила сама себе девочка.

А внутренний голос ей говорил:

«Ну и зачем тебе эта коробка? неужели ты когда-нибудь научишься играть в эти деревяшки?

- А вот и научусь, сказала Катя. – И буду умной. Ведь дядя Женя сказал, что те, кто играет в шахматы – будущие математики.

«Как бы ни так, - возражал ей внутренний голос. – Неужели эти деревяшки могут улучшить способности по математике? Эх ты! Сиди со своей тройкой! Научишься играть, как же!»

- Да, научусь, - капризно сказала Катя. – Я уже знаю, что лошадь – это «конь».

Катя очень хотела, чтобы этот внутренний голос с ней согласился, и всё утро пыталась быть радостной, но «голос» оказался куда более упрямым.

«Вот если бы дядя Женя подарил тебе велосипед или кукольный замок!» - стал зудеть он.

Катя уже хотела сказать любимую фразу папы «дареному коню в зубы не смотрят», но в её голову зачем-то полезли мысли о том, что если вынуть из коробки все фигурки, то в ней можно хранить одежду для кукол, цветные карандаши, использовать её как подставку под что-нибудь. Или, в крайнем случае, ею можно колотить Вову Рыбкина, когда тот обзывается, а на самый крайний случай, можно хранить коробку просто для красоты.

Тут зазвонил телефон, и Катя схватила трубку.

- А, Ксюша! – воскликнула она. – Спасибо тебе. И тебя с праздником! Что? В гости? Уже одеваюсь!

Довольная, Катя напевала себе под нос песенку. По телефону Ксюша намекнула, что приготовила Кате какой-то подарок. Интересно, что же? Тут вдруг Катя подумала, что она-то никакого подарка подруге не приготовила. Катя села и стала быстро соображать. Купить шоколадку? Мороженое? Мимозу? Всё это хорошо, но всё-таки что-то не то. И тут взгляд девочки упал на коробку с шахматами. Решено! Ура! Она подарит подружке шахматы, такой чудный и замечательный подарок!

Ксюша сама открыла дверь. Она была в белом фартуке, с кухни доносился аромат пирожков.

- Угадай, что я тебе принесла, - с порога прокричала Катя. – Ни за что не отгадаешь!

- А вот и угадаю, - задорно прокричала Ксюша. Она была такой же, как и её одноклассница. – Книжку? Игрушку? Новый журнал? Краски? Косметичку? Коробку конфет?

- Коробку, но не конфет, - загадочно сказала Катя. Больше она уже ждать не могла, и с видом феи-волшебницы достал чёрно-белую коробку.

- Вот, - торжественно сказала она. – С Восьмым марта тебя!

- Что это? – глаза у Ксюши загорелись.

- Это шах-ма-ты, - сказала Катя. – Самая умная игра, все, кто в неё играют, математиками становятся. Знаешь, один разок сыграешь – и всё, ты уже специалист по математике. Сразу одни пятёрки будешь получать.

- Вот это да! – раскрыла рот от удивления Ксюша. – Я не знала, что коробка с маленькими фигурками способны превратить человека в математика.

- Э, не всё так просто, - с деловым видом сказала Катя. – Надо уметь играть.

- А ты меня научишь?

- Конечно. Вот смотри: это – конь, он ходит буквой «г». Видишь – конь, он на лошадь похож. Поэтому и конь. Буквой «г» - это вот так. Поняла?

- Здорово! – воскликнула Ксюша. – В как все остальные фигуры ходят?

- По-разному, - сказала Катя. – Сразу всё не расскажешь. Знаешь, я тебя как-нибудь потом научу.

- Ладно. Идём пить чай.

Подружки пошли на кухню и стали пить чай со вкусным черничным пирогом, который испекла мама, закусывать шоколадными конфетами, зефиром и печеньем. Потом они поговорили о том, кто сколько собрал наклеек «Клуб волшебниц Winx», о том, почему Наташа с Леной поссорились и, главное, что подарят им мальчики завтра в честь 8 марта.

Одним словом, они провели очень весело время и, наверно, сидели бы до вечера, если бы не позвонила Катина мама и не сказала бы, чтобы та шла домой.

Ксюша осталась одна и, разглядывая коробку, она всё думала, какая у неё хорошая подруга. Потом Ксюша стала мечтать, что Катя, конечно же, научит её играть в шахматы, они станут самыми знаменитыми шахматистами сначала в школе, потом в городе, ну а потом (само собой) - в мире. А уж по математике у них с Катей будут всегда жить только одни пятёрки.

Тут у Ксюши зазвонил телефон.

- Алло, Никита, привет! – закричала она.

- Привет, сказал Никита. – Как дела?

- Отлично. Сейчас у меня Катя была. Мы с ней гадали, что вы нам завтра на 8 марта подарите.

- Ну и угадали?

- Откуда мы знаем, угадали или нет, когда мы не знаем, что вы нам подарите? Слушай, Никита, а скажи мне по секрету, а? – преданным голосом сказала Ксюша. – Я никому не скажу. Честное слово!

- Ага, по секрету всему свету?

- Да ну тебя. Смотрите, если будет плохой подарок, мы вам на следующее 23 февраля по лягушке подарим.

- По живой?

- Нет, по дохлой.

- Где это вы их зимой отыщите?

- А мы заранее наловим их летом. Вот они к 23-му февраля как раз и сдохнут.

- И даже стухнут.

- Вот вам как раз самый лучший подарок будет.

- А мы тогда ими будем в вас кидаться.

- Ах, так? – обиделась Ксюша. – Я после этого даже разговаривать с тобой не хочу. Тоже мне друг – лягушками швыряться в меня будет.

- А ты тоже хорошая подруга – тухлых лягух нам решила подарить. Дари своему Ване лягушек.

- Ну, знаешь, - вспыхнула Ксюша, - Ещё одно слово о Ване и… Вредина ты, вот что!

- А ты сама лягушка зелёная.

- А ты – очкастый помидор.

- А ты – редиска.

- А ты… ты… Бублик толстощёкий, вот кто!

- Ах, так? А ты – тощий баклажан.

- Это я баклажан? А ты – солёный огурец!

- А ты – тушёная морковь!

- А ты – дырявый валенок!

- А ты – резиновая калоша!

Услышав про «резиновую калошу» Ксюша не выдержала и положила трубку. Она была вне себя от злости. Так бы и прикончила этого Никиту! Тут же Ксюша дала себе слово до конца своей жизни не дружить, не разговаривать с Никитой и вообще делать вид, что его не существует, как вдруг снова зазвонил телефон.

Ксюша взяла трубку.

- Слушай, а я ведь совсем забыл, я звонил тебе, чтобы сказать, что у меня теперь есть, - сказал Никита.

- Ну и что?

- Три волнистых попугайчика! Они такие милые, симпатичные, весёлые! Я всю жизнь о таких мечтал. Мне их дядя сегодня подарил. Вот я сейчас с тобой говорю, а они у меня рядом в клетке. Один такой жёлто-зелёный, а один – прямо голубоватого оттенка. Я за ними теперь ухаживать буду. А ещё сделаю клетку со всеми удобствами: с балконом и крыльцом. И озеро им сделаю рядом.

- Здорово! – воскликнула Ксюша. – Никита, ты такой счастливый! Слушай, а подари одного мне! Пожалуйста! Ты же знаешь, как я их люблю!!! Или, хочешь, давай меняться. Я тебе – игрушечного попугая, а ты мне – настоящего.

- Ищи дураков!

-Тогда я могу дать книжку взамен на попугая. У меня есть новая книга «Самые красивые места мира».

Никита рассмеялся.

- Сравнила живого попугая, верного друга, такое чудесное милое создание и какую-то книгу.

- Ну, знаешь, - надулась Ксюша, которой после слов «чудесное милое создание» ещё больше захотелось попугайчика. – Книга даже лучше попугая. Ты её прочитаешь и столько всего узнаешь!

- А попугая зато можно научить говорить. И он летать умеет. И прыгать. А как научить летать твою книгу???

Ксюша уже решила положить трубку и уже навсегда рассориться с Никитой, как вдруг ей пришла в голову блестящая мысль.

- Слушай, Никита! – сказала она. – У меня есть то, что в сто раз дороже попугая. Магическая коробка, которая превращает простого человека в великого математика.

- Коробка? Превращает в математика? Ври больше.

- А вот и не вру. Хочешь, я к тебе сейчас же приду с ней? Я тебе – коробку, а ты мне – попугая. Идёт?

Через несколько минут довольная Ксюша уже бежала вприпрыжку к Никите, держа под мышкой коробку. Она слышала, как фигурки тряслись в коробке, и ей было даже жалко расставаться с таким ценным подарком. Наконец, ей было жалко, что первое место в мировом шахматном чемпионате достанется не ей, а Никите, но мысль о живом, милом волнистом попугайчике перекрывала всё.

Когда Ксюша пришла к Никите и увидела этих попугайчиков, то поняла, что именно о таких мечтала всю жизнь. Положив коробку на стол, Ксюша, не отрываясь, глядела на попугайчиков, не переставая восхищаться: «Какая прелесть! Какие чудные птицы!»

Внимание же Никиты было приковано к удивительной коробке. Он с изумлением разглядывал эти фигурки.

- Что же нужно сделать с ними, чтобы стать великим математиком? – поинтересовался Никита, не отрывая глаз от фигурок.

- Нужно всего лишь сыграть в них, - не отрываясь от попугайчиков, ответила Ксюша. – Я тебя научу. Только когда-нибудь потом, ладно? Ну, по рукам? Только мне, чур, вот этого, голубого.

- Мой любимый, - вздохнул Никита. – Ну ладно, бери. Только в чём ты его понесёшь?

- А у тебя нет второй клетки?

- Нет, у меня есть только трёхлитровая банка.

- Тащи её сюда.

Никита принёс банку, потом открыл клетку и принялся ловить голубого попугая. Это оказалось очень непросто, потому что все три попугая переполошились и один из них больно клюнул Никиту в руку. Наконец, когда неугомонная птица была поймана, ребята вдруг поняли, что банка будет не очень удобным жилищем для попугая и что если туда засунуть попугая, то, вполне возможно, оттуда его уже не вынешь. Наконец, так как «мама будет ругаться, если на кухне одной банкой станет меньше», Никита принёс коробку из-под магнитофона и, посадив туда попугая, отдал девочке. Радости Ксюши не было предела. Она не отрывала глаз от своего попугайчика, сияла от радости и смеялась.

- Никита, ты настоящий друг, - воскликнула она. – Ой, спасибо тебе!!! Знаешь, - добавила она, - давай с тобой всегда дружить? Будем лучшими друзьями?

Никита сказал «Давай», но как только Ксюша ушла, радость Никиты стала потихоньку убывать. Он смотрел на клетку, в которой остались только два волнистых попугайчика, переводил взгляд на коробку шахмат, и ему становилось вообще как-то грустно.

Тут раздался звонок в дверь. Никита уже даже обрадовался, подумав, что, возможно, Ксюша передумала и пришла вернуть попугая, но это был Павлик, одноклассник Никиты.

- А, это ты, - сказал Никита.

- Я. А ты что такой невесёлый? Сам полчаса назад звонил такой довольный, а сейчас будто кислой простокваши напился. Ну, где твои чудесные попугайчики?

Молча Никита провёл друга в комнату.

- Классно! – сказал Павлик. – До чего забавные! У моего двоюродного брата в Туле тоже живут попугаи, только жёлтенькие. Постой, ты же мне по телефону говорил, что тебе трёх попугаев подарили? Где ещё один?

- Я его обменял, - обречённо сказал Никита.

- На что?

- На эту коробку, - и Никита показал Павлику шахматы.

- Ну ты совсем тю-тю, - покрутил пальцем у виска Павлик. – Променять попугая на какую-то деревянную коробку…

- Не какую-то, а магическую. Эта коробка превращает людей в великих математиков и в какой-то степени даже волшебников. Поиграешь раза два этими фигурками – и ты способен сам творить настоящие чудеса. Например, вызывать дождь или превращать простой ковёр в ковёр-самолёт.

- Так я тебе и поверю. Как же этими фигурками играть?

- Это секрет. Его рассказывать нельзя, иначе волшебства не получится.

- Да сказки это всё. Попугайчик всё равно лучше.

- Это точно, - вздохнул Никита. – Знаешь, я ведь не хотел меняться. Это что-то нашло на меня. Я сам иногда не соображаю, что делаю. Вернее, сначала делаю, потом думаю. Такой я человек. Слушай, Павлик, а что, если я тебе эту коробку на хранение дам?

- Зачем?

- Да я боюсь, что опять её на что-нибудь променяю. Видишь, ненадёжный человек, мне нельзя ценные вещи доверять. Ты – другое дело, у тебя она будет храниться как в самом тайном сейфе.

- Ну ладно, - согласился Павлик. – Только с условием, что ты меня потом научишь играть в эти фигурки, чтобы я тоже потом стал волшебником.

Никита согласился, и Павлик вскоре ушёл. Мальчик остался один – ведь мама с папой ушли в гости, а сестрёнка у подружки. Наверно, ей свою новую куклу на пульте управления показывает.

А Никита смотрел на двух попугайчиков и думал, что вдвоём им будет даже лучше, чем втроём. Меньше ссориться будут. Наконец, у Никиты есть волшебная коробка, про которую Ксюша ему ещё расскажет, и они с ней станут настоящими математиками, а заодно и волшебниками. И хорошо, что коробка находится на хранении в надёжном месте – у верного друга Павлика. Павлик – вообще молодец. Мама Никиты постоянно его ставит в пример. И это правда: Павлик и учится хорошо, и ходит в музыкальную школу, и спортом занимается, и вообще умный, честный и хороший человек. Который уж точно ни за что не променяет волшебную коробку.

Не успел Никита об этом и подумать, как вдруг раздался телефонный звонок от Павлика.

- Слушай, - как-то немного растерянно сказал Павлик. – Я должен тебе кое-что сказать. Понимаешь, я… обменял твою коробку на свисток. Я сам не знаю, как это у меня получилось.

- Что-о-о-о???

- Ко мне пришёл Серёжка и такой громкий свисток принёс – прямо точь в точь, как у нашего физрука. Хочешь свистну?

- Но ведь это была моя коробка! – закричал Никита. – Почему же ты обменял на свисток мою коробку?!!

- Ну ладно, не кипятись. Давай я тебе тогда отдам этот свисток.

- Нужен мне твой свисток!

Весь вечер Никита сердился. И на Павлика, и на самого себя. А потом вдруг подумал, что всё к лучшему. Коробка – всего лишь коробка с деревяшками и не более того. А про волшебство, великих математиков и победу на мировых чемпионатах – это враки. Так стоит ли расстраиваться из-за таких пустков? Попугайчика, конечно, жалко. Но ведь он теперь у Ксюши, а Ксюша ему очень рада. Значит, он для неё сделал доброе дело. А это очень хорошо…

К тому же завтра он принесёт в класс открытки и конфеты – поздравлять девочек с 8 марта. С таким настроением и заснул Никита в этот вечер.

- А на утро, ни свет ни заря, его разбудил телефон. Это снова был Павлик.

- Послушай, Никитос, - сказал он. – Ты не забыл, что сегодня мы поздравляем девчонок? А ещё сегодня у Катьки из нашего класса День рождения. Мы что ей от класса дарить будем?

- Ой, - воскликнул Никита. – Вот про это я и забыл…

- Чудесно. Его избрали ответственным за покупку призов и подарков к праздникам в нашем классе, а он, понимаете ли, склерозом страдает.

- А может ещё не поздно купить? – сказал Никита. Он посмотрел на часы. – Да начала уроков больше часа. Можно зайти в магазин и купить конфет ей. Или шоколадину.

- Так мы и так сегодня перекормим их сладким в честь 8 марта. Придумай что-нибудь пооригинальнее. Ты же у нас умный.

- Понимаешь, что-то не лезут умные мысли в голову. Когда надо, они никогда не лезут. Такие уж они глупые у меня, эти умные мысли.

- Ты не рассуждай, а думай.

- Да я думаю. Думай, думай, голова…

- Голова, а не язык!

- Ура!!! – воскликнул после минуты молчания Никита. – Я придумал! Надо позвонить нашему Мишке, он самый находчивый у нас в классе. Он точно что-ньдь придумает.

Тут же Никита позвонил Мишке и в трёх словах объяснил всё.

- Понимаешь, нужно срочно что-то придумать, - говорил Никита. – Может, у тебя дома есть что-нибудь, что можно было бы подарить Кате?

- Дома? – призадумался Мишка. – Ой, слушай, есть! Как раз самый лучший подарок на День рождения. Честное слово, до такого никто ещё не додумывался. Это тебе не шоколадка и не открытка.

- А что? – полюбопытствовал Никита.

- Увидишь, - многозначительно сказал Мишка.

Катя в этот день пришла в школу нарядная, в новом красивом платье и с большими розовыми бантами. Пройдя по коридору, она увидела, как на неё посмотрели изумлёнными глазами два четвероклассника и потом стали шушукаться между собой.

Девчонки и мальчишки, одноклассницы Кати, обступили её и стали разглядывать, как музейный экспонат. А потом опомнились и стали поздравлять, поздравлять и ещё раз поздравлять. А когда вошла Вера Павловна, началось самое главное. Мальчишки вышли к доске (надо заметить, что ни разу они не выходили к доске так дружно!) и, прочитав стихотворение, стали дарить девчонкам открытки и поздравлять их, и угощать конфетами.

Потом мальчики что-то шепнули Вере Павловне и та, кивнув головой, сказала:

- Ребята, кроме 8 марта, у нас сегодня в классе ещё один праздник – День рождения Кати. Что мы пожелаем, ребята Кате?

- Чтобы хорошо училась! Чтобы не болела! Чтобы была такой же весёлой и смешной! Чтобы давала иногда списать на контрольной! – послышались голоса ребят.

- А ещё мы хотим сделать Кате подарок от класса, - торжественно произнёс Миша, доставая какой-то красивый пакет. – Это очень ценный и полезный подарок. Такого, Катя, ты ещё не видела!

С этими словами Миша достал… ту самую коробку шахмат, которую не далее как вчера ей подарил дядя Женя и которую она передарила Ксюше…

В ту же секунду Ксюша, Никита, Павлик и Серёжа узнали свою волшебную коробку и стали перешёптываться.

А Миша, ни о чём не подозревая, продолжал ораторствовать.

- Катя, перед тобой – великая игра, которая делает из людей самых настоящих волшебников. Тот, кто только прикоснётся к коробке, сумеют превратить льва в мышь, дождь в снег и много чего ещё!

- Смотрите, какой Миша молодец, - сказала учительница. – Купил от всего класса такой необычный подарок. Молодец, Миша, я всегда знала, что ты у нас в классе такой изобретательный! Между прочим, шахматы действительно очень полезная игра, ребята!

Под громкие аплодисменты Катя получила свою же коробку себе же в подарок. Аплодисменты перешли в шёпот, шёпот – в смех. Вера Павловна не понимала, почему у неё никак не получается начать урок. Она и успокаивала ребят, и призывала к вниманию, и делала замечания – почему-то впервые ничего не помогало.

Наконец, она подняла весь класс с мест.

- А теперь расскажите мне, что у вас случилось, - сказала учительница. – Посмеёмся вместе.

- Понимаете, - начал Никита. – Просто это была моя коробка. Я её отдал на хранение Павлику, а Павлик её обменял у Серёжи на свисток, потом Серёжа отдал её Мише, а Миша уже потом подарил её от всего класса Кате.

- Да, долгий путь был у твоего подарка, Катя, - улыбнулась учительница. – Выходит, замечательная идея купить шахматы в подарок пришла Никите, а не Мише?

- Нет, мне шахматы дала Ксюша, - признался Никита. – Взамен на голубого волнистого попугая.

- Значит, самая изобретательная у нас Ксюша?

- Нет, - Ксюша едва могла говорить от смеха. – Мне их подарила Катя.

- А мне – дядя Женя. Вчера на 8 марта.

- Значит, Катя получила в подарок свои же собственные шахматы? – воскликнул кто-то из ребят.

- Ну что ж, получается, Катин подарок совершил кругосветное путешествие, - смеясь, сказала Вера Павловна.

Тут уж весь класс вместе с Верой Павловной взорвался дружным хохотом. А в эту минуту прозвенел звонок на перемену. Никто не заметил, как пролетел целый урок.

А на перемене все ребята обступили Катю и её шахматы.

- И всё-таки ты счастливая, - говорили ей ребята. – У тебя есть такая игра!

- А знаете, я что решила, ребята, - сказала Катя. – Пусть это будут наши общие шахматы. И пусть они хранятся в нашем классе. Мы все будем играть на переменах, и после уроков, и все будем учиться на «отлично» по математике.

И все эту идею одобрили. В том числе и Вера Павловна, конечно. А ребята ещё долго вспоминали и всем рассказывали этот забавный случай про кругосветное путешествие коробки с шахматами.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх