logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Какая профессия самая богатая на приключения и неожиданности? Конечно же, учитель. На какие только авантюры он не пускается ради своих любимых учеников, ради того «разумного, доброго, вечного», которое так хочется посеять в душах и сердцах детей. Это невероятный труд. Это бессонные ночи в поисках истины, это повседневная кропотливая работа, которая не всегда видна сразу. И всё-таки иногда случаются в жизни учителей такие яркие жизненные вспышки, которые переворачивают для них мир с ног на голову. Одной из таких вспышек стал для меня конкурс «Учитель года России-2016», который проходил в этом году в Самаре и Москве.

Впервые за 27-летнюю историю конкурса в профессиональных состязаниях участвовали 85 педагогов из 85 регионов страны. Удивительно, что больше всего на конкурсе оказалось филологов, причём из них большинство выбрало для конкурсного урока литературу. С чем это связано? Возможно, с тем, что именно на литературе учитель может самыми разными способами обратиться к нравственным ориентирам и ценностям, которые так часто бывают потерянными в современном мире. Кроме филологов, конкурс собрал преподавателей иностранного языка, математики, истории, географии, биологии, химии, физики и информатики, начальных классов. Кроме того, участвовал один педагог изобразительного искусства и один педагог хореографии.

Если всё-таки прибегнуть к цифрам, можно заметить, что среди участников было всего 28 мужчин, но зато 10 из них прошли в «пятнашку лауреатов», а в пятёрке финалистов были только мужчины! Стоит ли говорить, что и большого хрустального пеликана завоевал представитель сильного пола? Абсолютным победителем стал учитель русского языка и литературы из Краснодарского края Александр Шагалов. Да-да. И пусть кто-то только попробует после этого заявить, что учитель – не мужская профессия. Но вернёмся к цифрам. Средний стаж конкурсантов – 14 лет, максимальный – 34 года. Казалось бы, лавры победы должны были увенчать педагогов со стажем – ан нет. Абсолютный победитель, как впрочем, и ещё трое конкурсантов, имеет минимальный стаж работы в школе – 3 года.

Сказать, что конкурс начался 23 сентября, было бы неверным. Уже летом конкурсанты вовсю готовились как морально, так и методически. Я не стал исключением. Этим летом на моём огороде росло рекордное количество тыкв, кабачков и патиссонов – 120 штук. В роли 121-й тыквы был Бутусов, который, загорая на солнце у себя в огороде, готовился к конкурсным испытаниям. Эх, купаться бы в речке, лежать на травке и слушать пение соловья… Нет, в моей голове вели усиленный бой УУД и творческий подход, ФГОС и моя фантазия. Итак, какие же испытания ждали конкурсантов? Во-первых, Интернет-ресурс. Каждый участник должен был представить свой персональный сайт, на котором размещал свои разработки, обобщённый опыт. Лично для меня самым трудным оказалось разобраться в хаосе своих наработок и систематизировать опыт. Как самый        настоящий «чайник» в этом деле, я без конца натыкался на грабли. То одна картинка, то другая, то фрагмент текста куда-то улетали, а я, хватаясь за голову, тяжело вздыхал. И только когда сайт был готов, я вдруг понял, насколько он может стать полезным для меня в работе. Рабочие программы, интересный опыт работы для коллег, учеников, родителей, конкретные задания для воспитанников моей студии «Проба пера», фотографии… Слушайте, это как же я раньше без сайта жил???

Второе конкурсное испытание ожидало нас в августе в Москве, на установочном семинаре – эссе. В этом году впервые это испытание перешло в очный тур, именно благодаря этому мы почувствовали себя снова школьниками.

Без пяти девять. Нас запускают в аудитории. Телефоны – на учительский стол, на партах – бутылочка минералки. В аудиторию приносят конверт. Вскрывают. Тема эссе – «Учитель – профессия дальнего действия». Впереди – четыре часа сосредоточенности мысли и полёта фантазии… Конкурсанты застрочили. Сколько разных мыслей сразу в головах, примеров, фактов, мнений!

Да, хочу сказать, на установочном семинаре в Москве произошло нечто ещё более важное, чем написание эссе: мы познакомились друг с другом. Началось общение, обмен эмоциями и, конечно, опытом.

Наверное, именно поэтому, когда 23 сентября все мы вновь собрались в Самаре, то чувствовали себя одной большой неразлучной семьёй. Нас ожидало блестящее открытие конкурса: зажигательный концерт и торжественный ужин с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. Самара встретила нас с невероятным размахом и гостеприимством и захлестнула каждого конкурсной волной. Теперь нас ожидало самое главное испытание – открытый урок. Детей мы видели впервые, школу – тоже. Но это оказалось даже интереснее! Мне посчастливилось давать урок литературы по творчеству Ивана Андреевича Крылова в 6 классе. Я думаю, можно уже не писать, что на уроке мы с ребятами учились сочинять басню. Более того, случилось то, чего я точно не ожидал: Самарские школьники стали добавляться ко мне в друзья и присоединились к виртуальной аудитории «Пробы пера»!

У конкурсантов была возможность посмотреть уроки своих… нет, не соперников, а новых друзей – шли трансляции. Мы все сидели в зале, уставившись в экраны компьютеров, и смотрели уроки лучших педагогов страны, общались, обсуждали, делились педагогическими находками. Признаюсь, что после просмотра восьми уроков других конкурсантов, таких ярких и содержательных, я уже с трудом вспоминал, а что, собственно, было у меня на уроке. Но расслабляться было некогда: нас ждало следующее испытание – методический семинар.

В течение 10-12 минут нам нужно было представить свой опыт работы, продемонстрировать свои изюминки и результаты. Сперва это казалось чем-то из области фантастики: семилетний опыт работы литературной студии «Проба пера» уложить в такой короткий промежуток времени? Да ещё и 16 членов жюри сидят перед тобой, а в жюри – абсолютные победители конкурса «Учитель года России» прошлых лет… Но не так страшен чёрт, как его малюют! Пожалуй, чёрта напоминала только флегматичная видеокамера,  благодаря которой шла онлайн-трансляция выступлений во все уголки мира.

В этот же день, в торжественной обстановке, была названа пятнашка лауреатов конкурса. Я же вошёл в число 70-ти счастливчиков, для которых конкурсные испытания на этом закончились. Мы теперь могли спокойно плавать в бассейне нашего отеля, гулять по Самаре, посещать экскурсии, а ещё – «жюрить» пятнашку. Да-да, все «непопавшие» в лауреаты автоматически перешли в жюри и оценивали все последующие испытания: мастер-класс, образовательный проект, педагогический совет, круглый стол образовательных политиков. Думаю, самым интересным из них стал мастер-класс – публичная демонстрация на сцене своих фирменных педагогических приёмов в течение 20-ти минут. Не обошлось без интерактива: мне дважды посчастливилось быть участником фокус-группы. Именно здесь лауреаты раскрылись с новой, неожиданной стороны. Остальные 70 конкурсантов давали мастер-классы друг другу в неофициальной атмосфере, в холле отеля ночью, пока наконец, не приходил сонный охранник и не грозился вызвать полицию.

На конкурсном испытании «образовательный проект» конкурсантам было предложено подняться над профессией учителя и посмотреть на всё сверху и со стороны. В течение  семи часов участники, разделившись на группы. Первая группа свой проект назвала так: «Быть или не быть, или проблема выбора выпускника школы». Вторая группа работала над проектом  «Межрегиональная краеведческая школа как инструмент повышения мотивации учащихся». Последняя группа выбрала для работы тему «Школа взаимодействия и сотрудничества поколений». Как видите, все темы актуальные и проблемные! Конкурсанты предложили конкретные действия по решению этих проблем  и решили попробовать реализовать проекты на родине.

На другой день лауреатов ждало не менее трудное испытание – педагогический совет. В центре обсуждения три темы: «Особый ребенок в классе», «Роль электронных учебников в традиционном уроке», «Индивидуальная траектория развития ученика: реально или нет?». И снова – онлайн-трансляция, благодаря которой эту тему могли заочно обсуждать тысячи педагогов в тысячах школ…

В этот же день вечером состоялось торжественное объявление пятёрки победителей конкурса. Обладателями Малых хрустальных пеликанов стали: Андрей Барашев, учитель русского языка и литературы из Ростова-на-Дону; Евгений Ковалёв, учитель химии из Волгограда, Антон Лагутин, учитель информатики из Московской области; Максим Рыжов, учитель биологии из Санкт-Петербурга и Александр Шагалов, учитель русского языка и литературы из Армавира.

В этот же вечер, 1 октября, все конкурсанты и члены жюри фирменным поездом «Жигули», с тяжёлыми сумками подарков от Самарской области, уехали в Москву. В столице пятёрку финалистов ожидало заключительное конкурсное испытание – «Круглый стол образовательных политиков» с участием Ольги Васильевой. И снова тема «на злобу дня»: «Качество образования: как его измерить».

А вечером в Государственном Кремлёвском дворце был большой концерт. Феерия, грандиозное шоу, что-то сверхъестественное. Своими концертными номерами учителей пришли поздравить Дмитрий Маликов, Игорь Крутой, Анне Вески, Диана Гурцкая, детская группа «Непоседы» и Николай Басков. А самое главное, на этом концерте был назван абсолютный победитель конкурса, 26-летний Александр Шагалов из Армавира.

Но и на этом конкурсная волна не остановилась. На другой день все участники конкурса приняли участие в Международном съезде учителей СНГ, а 5 октября, в День учителя, «пятнашка» лауреатов торжественно встретилась с президентом Российской Федерации В. В. Путиным. А дальше конкурсанты стали разъезжаться. И тут мы поняли, что за это время стали одной огромной семьёй. Конкурс нам показался одним днём длиной в целую жизнь. В этой жизни было всё: не только конкурсные испытания, но и активная туристическая программа, например, прогулка на теплоходе до Жигулёвских гор, экскурсия в бункер Сталина, в художественный и исторический музеи, посещение спектакля «Манюня» в театре «СамАрт».

Впрочем, справедливо говорят: с завершением конкурса всё только начинается. Мы обменялись конкретным опытом, установили связи, договорились о встречах, о совместном участии в слётах, проведении межрегиональных семинаров. Мне посчастливилось обменяться методическими материалами с абсолютным победителем конкурса, у которого, кстати, тоже есть студия «Проба пера», где они с ребятами тоже занимаются литературным творчеством. В Ярославский район я привёз неоценимый опыт, которым обязательно в ближайшем будущем поделюсь с коллегами.

И конечно же, нельзя не сказать слова благодарности тем, кто мне помогал в течение всего конкурсного года. В первую очередь, это мои коллеги по району. Особенные слова благодарности хотелось бы сказать коллегам по Ассоциации учителей литературы и русского языка и, конечно же, Институту развития образования. Отдельное спасибо хочется сказать Нянковскому Михаилу Александровичу, главному редактору книжного издательства «Академия развития», постоянному члену жюри конкурса «Учитель года России».

 Надо заканчивать. А так хочется ещё писать, писать, писать…

… «Учитель года» - это лучшее, что может быть в жизни педагога.  Это лучшая профилактика профессионального выгорания.

Конкурсу – жить! Никогда не останавливаться на достигнутом и стремиться к лучшему.

tubusmuchitel

tubusmuchitel

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх