logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Дорогие ребята, впереди - ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОНКУРСЫ, на которые вы уже пишете стихотворения, рассказы, сказки и т. д. - СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ. Позвольте пару "лайфхаков", которые помогут вам написать удачные работы!


ПРИ НАПИСАНИИ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (РАССКАЗА, СКАЗКИ...)
1) Подумайте, какую ИДЕЮ, МЫСЛЬ вы хотите донести своей работой. К примеру, мысль может быть такой: "К домашним животным нужно относиться бережно", "жить в деревне лучше, чем в городе", "настоящий друг - тот, кто пожертвует собой ради тебя". Писать лишь бы о чём - вариант неудачный.

2) Придумайте, какие герои помогут выразить вам эту идею. Сколько им будет лет, какими они будут внешне и по характеру, что они будут любить делать, словом - чем детальнее будет портрет героя (пока в вашей голове, а не в тетради), тем лучше.

3) Подумайте, в каком жанре вы будете писать работу. Рассказ, сказка... Но ограничивается ли этим жанровая палитра??? А дневниковая запись, очерк, письмо... Изучите признаки выбранного жанра. Познакомьтесь с образцами художественных текстов.

 4) Подумайте, какие события помогут вам подвести читателя к этой идее. Другими словами, придумайте СЮЖЕТ вашего будущего произведения. Помните про основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Может быть, за основу вы возьмёте какой-то сюжет из вашей жизни?5) Подумайте над тем, как сделать свой рассказ ИНТЕРЕСНЫМ не только для себя, но и для других читателей. Привожу пример неудачного в этом плане рассказа (имена героев изменены).

"Однажды я собралась на День рождения к Мише Иванову. На этот день рождения к нему должны были прийти тётя Ира,её брат Максим Николаев, подруга из города Таня Никитина и её мама Вера. Я очень долго ждала этого дня рождения. Утром я проснулась и позвонила Мише и сказала: "Миша, с днём рождения!!!" Я надела красивое платье. Купила подарок. Пошла в гости.
Праздник был очень интересным, все веселились, играли, танцевали и пели. Вот так я сходила на День рождения".

Чем рассказ неудачен? Во-первых, кто такие Миша Иванов,тётя Ира,её брат Максим и прочие - кроме автора никому не знакомы и ни о чём не говорят. Так стоит ли их упоминать? Долго ждала Дня рождения... Почему? Купила подарок... Какой??? Веселились... Как? Играли... Во что??? Наконец, какая идея рассказа? Где в нём завязка, кульминация, развязка? Увы.
А теперь прочтите это.

"Ну конечно же, Мишка ещё спит. Вчера полночи опять, небось, играл в телефон! А вот я его сейчас...!" - думала я, посматривая на новенькие ракетки для бадминтона. Набираю номер. Итак, операция под названием "Будим именинника" начинается!!!
- Ту...-ту... - слышу в трубке. И представляю картину: спит именинник без задних ног.И вдруг в тишине "Это ди-ска-те-ка-ве-ка!". Знаю-знаю, он эту мелодию специально на мой звонок поставил.
- Ту...-ту...
Ну неужели не слышит?
- Алё, - раздаётся, наконец, сонный голос.
- Мишка, поздравляю с Днём рождения!!! - кричу я. - Всего-всего тебе, слышишь? Знаешь, что я тебе приготовила в подарок?? В бадминтон любишь играть???
Я надеваю самое красивое платье и бегу в гости...

Почувствовали разницу? Уже не общие слова "Я пошла на День рождения", а конкретная ситуация. Вот оно, утро. Вот ракетки. Вот "Патимейкер". Вот сонный Мишка. Интереснее читать??? 

6) Подумайте над языком своего рассказа. Пусть он будет живым, интересным, ярким! Вставить диалоги? Почему бы и нет. Прочитайте рассказ друзьям и близким и обязательно прислушайтесь к их совету.

ПРИ НАПИСАНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (стихотворения)
1) Начните опять же с идеи. Что именно вы хотите сказать своим стихотворением? Мы с вами помним, что в лирике на первом месте чувства, переживания, внутренний мир человека. Поэтому идея может быть выражена так: "чудесен зимний заснеженный сад на закате", "фиалки на окне смотрят на снегирей и мечтают летать"...Идея может быть и уже давно знакомой "Любите и берегите природу. Но...

2) Но: не советую писать об этом прямо. Не пишите "в лоб": "Любите природу!", "Охраняйте птиц!" "Не загрязняйте реки"! Лучше создайте в своём стихотворении такой образ умирающей реки, что читатель сам придёт к мысли, что загрязнять её недопустимо. Не пишите "Любите природу", а опишите в своём стихотворении летнее утро в берёзовой роще так, что любой читатель сам поймёт, что эту хрупкую красоту надо беречь. И вообще..

.3) Вообще, старайтесь избегать "штампов" - то есть громких, пафосных,красивых мыслей, которые уже все 100 раз где-то произносили. Ищите свои образы. Наш язык так богат, зачем же повторять то, что уже было когда-то кем-то сказано?

4) Пишите о конкретном. Вот ещё один пример не совсем удачного стихотворения:
"Наступила весна.
Всюду птички поют,
Всем вокруг не до сна,
Всюду радость, уют.Ручейки всё бегут,
Бабочки летают.
Как чудесно весной 
На природе бывает".

И дело даже не в нарушениях ритма и рифмы. И вроде даже идея есть - "Как хорошо на природе весной". Но... что именно представил читатель? Общую картину весны и больше ничего. О том, что весной поют птички, знает каждый. И про ручейки тоже. Зачем об этом писать в 684-й раз? Всё-таки избегайте общих строчек, как красива природа или как хорошо весной.
Лучше всего выберите КОНКРЕТНЫЙ художественный образ и найдите в нём что-то своё, то, чего другие ещё пока не увидели. К примеру:

Затейник скромный, ручеёк
Ждёт тёплый солнечный денёк,
Чтобы под горку побежать,
Журча, кружиться-танцевать!"

Кораблик по волнам пустить
И воробьишку напоить...
По первой травке вдаль бегу...
Ах, сколько я всего могу!"

Что изменилось? Появился конкретный образ - ручеёк. Который мыслит, чувствует, олицетворяет весну.

5) Правила ритма и рифмы, безусловно, важны. Но это - формальная сторона стихотворения. А с помощью каких художественных средств вы выражаете свою идею? Какие приёмы используете? Оригинальны ли они, образны? И главное, работают ли они на идею стихотворения?

6) Обратите особое внимание на начало и конец стихотворения.Они несут особую смысловую нагрузку, поэтому, возможно, именно там нужно проявить какую-то особую оригинальность, спрятать "изюминку". Ребята, можно опять на ваших примерах. Вот уже "поседевшая" сова Маши Москалевич. Прочтите.

В одном лесу живёт сова,
У ней - большая голова.
Днём она любит крепко спать,
А по ночам - мышей хватать.
Она в Карабихе живёт,
Уже давно, четвёртый год!
Я десять лет уже живу - 

Ещё не видела сову...

Согласитесь, неплохо. Образ совы создан. Можно поставить точку? Да. Но... на этом стихотворение не заканчивается.Смотрите, что дальше....

Хочу под горку вниз спуститься,
У дерева остановиться,
В дупло к ней дверцу отворить:
"Привет, Сова! Давай дружить???"

Вот оно что. Оказывается, у совы в дупле есть дверца!!! И с совой, оказывается, запросто можно подружиться? Стихотворение сразу приобретает особый смысл. Ещё пример. Диана Плэчинтэ, прошлый год.

"Моей кошке скоро год,
Подарю я ей блокнот,
А ещё - огромный торт
И отправлю на курорт.Чтоб она купалась в море, 
Загорала на просторе,
За медузами ныряла
И... кота там повстречала.Он ей песенки б мяукал,
Под морской прибой баюкал,
Каждый день цветы дарил, 
Комплименты говорил".

Представим, что тут стоит точка. Неплохо, забавно! И кошка удивительная, и сама ситуация:) Но... В этом стихотворении есть ещё четверостишие.

"Почему же я не кошка?
Я расстроилась немножко!
Мне уже двенадцать лет,
А кота - всё нет и нет".

Что скажете теперь? Спорим, вы улыбнулись?И наверное, последний совет. Он же главный. ПИШИТЕ ИСКРЕННЕ. Пишите от души. Да, я понимаю, классный руководитель просит вас сочинить стихи на тему "Правила пожарной безопасности", потому что на школу свалился очередной конкурс. Ну срифмуйте что-нибудь - всё равно это все забудут, после того как организаторы конкурса поставят себе в отчёте галочку: провели, молодцы. К слову сказать, к поэзии это не имеет никакого отношения (да и к пожарной безопасности тоже, если уж быть до конца откровенным).
Бог с ними, с конкурсами. Пишите о том, о чём просит ваша душа. И так, как она просит.ВДОХНОВЕНИЯ ВАМ! Я С ВАМИ!!! Пишите, всегда готов помочь!

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх