Уже несколько лет учителя Красноткацкой средней школы Ярославского района обогащают свой педагогический опыт очень интересным методом – ездят в гости к коллегам в другие школы области и даже за её пределы. «В гости» - это значит давать уроки на незнакомых детях, показывать свои профессиональные приёмы, проводить мастер-классы для коллег и обмениваться неожиданными педагогическими находками. Почти в условиях конкурса «Учитель года».
Кстати говоря, именно с конкурса «Учитель года» всё и началось. В 2016 году мне посчастливилось пройти муниципальный, региональный и всероссийский этапы этого конкурса и обрести среди коллег новых друзей. Конкурс закончился – а самое главное только началось. Уже спустя полгода, в феврале 2017 года, в Красноткацкую школу с открытыми уроками и выступлениями приехали учителя иностранного языка, русского языка и литературы, математики из города Волгореченск Костромской области. Побывали у нас коллеги из учительских клубов «Профессионал» и «ПрофЮни» города Рыбинск. Начались ответные визиты. И вот в апреле 2019 года Красноткацкая школа решилась на настоящую авантюру: отправиться на межрегиональный семинар в город Козельск Калужской области, к нашему другу – «Учителю года-2016» Калужской области, географу Сергееву Борису Михайловичу. «Российское учительство в современной школе: новые знания, открытия, знакомства» - под таким девизом прошли три увлекательных, захватывающих дня.
Ярославский район ехал не просто зрителями. Березина Ольга Николаевна подготовила открытый урок математики в 6 классе, где показала приёмы деятельностного подхода на уроках математики, Клименко Екатерина Романовна продемонстрировала игровые технологии на уроках английского языка, а Галина Алексеевна Попович на логопедическом занятии в 3 классе устроила настоящее цирковое шоу.
Первый день проходил в школе № 1 города Козельска – очень похожей по проекту на Красноткацкую. Временами было ощущение, что мы у себя дома. Правда, напротив школы – современный физкультурно-оздоровительный комплекс. Из окон четвёртого этажа открывается прекрасный захватывающий вид на Оптину пустынь. Директор школы, Тихонов Александр Петрович, встретил нашу делегацию с теплом, хлебом и солью. Весь день с нами Отдел образования Козельского муниципального района в лице Елены Николаевны Королёвой. В этот день работали две секции: учителей математики и англичан. Замечательные уроки и выступления подготовили коллеги из Волгореченска. Практика неподготовленной речи. Английский язык, повышение математической грамотности через проблемное обучение, активные формы уроков английского языка – эти и другие темы были раскрыты такими мастерами как Полянина Наталья Алексеевна – «Учитель года-2016» Костромской области, Малафеева Мария Сергеевна, Кузнецова Светлана Александровна. Особое внимание было обращено на краеведческий момент в преподавании: оказывается, можно использовать сведения о родном крае даже на уроке математики! А чего стоит ученик английского языка «Калуга-файлс», построенный полностью на краеведческом материале Калужской области? За каждой страницей такого пособия чувствуется нескончаемый энтузиазм учителей-тружеников, их душа и сердце.
Ребята из школы № 1 подготовили гостям концерт, исполнили песни и стихотворения. Снова тёплый дружеский круглый стол, где за чаем можно пообщаться неформально. В окна светит уже вечернее солнце, но день не завершён: нас ждёт экскурсия в музейно-краеведческий комплекс «Дом Цыплакова», где мы узнаём о том, что звание города-героя Козельск получил за оборону города от монголо-татар, что означают щиты и кресты на гербе города, чем необычно «Чёртово городище» и многое-многое другое.
А потом уже в сумерках отправляемся гулять по паркам и улицам города. Реки Жиздра и Другуска. Сказочный замок «Вихляндия». Храмы, парки, дворы, уходящая в темноту железная дорога, ведущая через этот маленький городок из Казахстана в Белоруссию.
Второй день – и семинар продолжается уже в Козельском районе, в школе села Нижние Прыски. Раннее утро, еду на такси к ребятам на творческую встречу. У меня задача не из лёгких – презентовать школьникам 3-7 классов свои рассказы и повести. Но с первых же минут разговора стало понятно: кашу мы с ребятами сварим! Рассказываю о всём подряд: о своих детских играх, путешествиях; читаю коротенький рассказец. Смеёмся – вместе! А тем временем подъезжают коллеги, и Сергеев Борис Михайлович нас приглашает на экскурсию.
Школа села Нижние Прыски – на холме, с которого открывается замечательный вид на заливные луга реки Жиздры. Вдалеке – монастырь Оптина пустынь и заповедные леса. А в одном из озёр растёт водный орех чилим – очень редкий вид, занесённый в Красную книгу! Неподалёку от школы когда-то была усадьба: четырёхэтажное красивое здание, на месте которого сейчас футбольное поле.
С горы вниз спускается экологическая тропа. Как интересно здесь проходят уроки географии, биологии, истории! Ведь всё рядом, стоит только выйти из школы на улицу и начать настоящие научные исследования.
В школе атмосфера домашняя, тёплая, уютная. Нас встречает Болдырева Юлия Евгеньевна, исполняющая обязанности директора, чуткий, внимательный, душевный педагог. Нас снова ждёт насыщенный, яркий, увлекательный день, богатый на открытия и находки. За окном идёт мокрый снег. Пейзаж сер и уныл, но тем теплее кажется в нашей тёплой компании. Благодаря Катулиной Галине Викторовне, учителю русского языка и литературы СОШ № 2 Волгореченска, мы узнаём, каким образом можно развивать творческие способности через работу кружка «Юный журналист». Педагоги из Козельска и села Нижние Прыски – Мачугина О. В. и Шуняева Т. Н. поделились секретами использования краеведения на уроках литературы. И конечно же, «гвоздём» дня стало представление авторского электронного учебника «Козельсковедение», составленного Борисом Сергеевым! Уже самые первые задания учебника мотивируют: написать четверостишие про Козельский край (что мы с коллегами и сделали!) и превратить контур Козельского муниципального района в какую-то ассоциацию. Неожиданно. Необычно. Познавательно. И каждый после этих двух дней пребывания на межрегиональном семинаре уехал с мыслью: «А надо и мне сделать что-нибудь этакое»! Думаю, такое озарение многого стоит. Вот она, мотивация, которая не даёт учителю погрязнуть в рутине повседневности, выгореть. Наш семинар побудил друг друга к дальнейшему росту, саморазвитию и совершенству – значит, цель достигнута!
Но программа включала не только семинар. У нас состоялись две экскурсии, которые позволили нам прикоснуться к святыням и набраться душевных и духовных сил для новых свершений. Мы посетили Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь и Оптину пустынь – место, куда едут паломники со всего мира. Места благостные. Места силы. Это действительно ощущаешь, когда там находишься: на тебя как будто сходит благодать. И начинаешь верить в чудеса, и ещё больше – понимать, что пришла пора творить чудеса своими руками. Шёл снег и дождь, ветер вырывал зонты из рук, но нас было не испугать, и впечатлений никакая погода не могла испортить.
Соприкосновение с прекрасным. Обмен опытом. Педагогический туризм. Можно найти множество определений нашему хорошему делу. И мы не ставим точку. Мы уже строим планы новых встреч, вопреки нашей загруженности, вопреки расстояниям, вопреки всем препятствиям. Творческому учительству – жить. Это – мощная сила.