logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

«Литература – скучно. Литература – тяжело». Очень часто можно от нынешних школьников услышать что-то подобное. И правда: прочитать и осмыслить литературное произведение с каждым годом становится нашим детям всё сложнее. «Я прочитал, но ничего не понял, - честно признаётся довольно сильный ученик. «Я чуть не заснула, пока читала «Капитанскую дочку» - слышим мы ответ восьмиклассницы. Неинтересно, потому что трудно. Потому что далеко от них, от их кругозора.
Другой вариант – однобокое понимание книги. «Капитанская дочка» - только о любви. «Собачье сердце» - произведение о жестоком обращении с животными. Учителю с одной стороны страшно, с другой - волнительно: ведь именно в его руках возможность раскрыть истинную сущность литературного произведения или… оставить его нераскрытым навсегда.

Как быть? Однозначно – поворачивать книги к жизни подростков, при этом не опуская планку, не сводя серьёзные вещи к комиксам и «развлекухе». Как? Думается, в первую очередь, разбить вдребезги стереотип, что литература – это только школьный учебник. Не дать запереть это многообразие, эту широкую как вселенная жизнь, в корешок и две сотни сшитых страниц. Во-вторых, литература – это не только кабинет, каким бы уютным он не был. Более того: литература – это не только фигура учителя.
Один из способов выйти за рамки урока – литературные путешествия. Это могут быть самые разные варианты: экскурсия. Квест-игра. Поход. А может быть, настоящее погружение в литературное произведение с возможностью прожить сюжет в реальном времени. Именно так мы два года назад окунулись в атмосферу «Кладовой солнца» М. М. Пришвина. В мае 2017 года мы побывали в селе Усолье (ныне – Купанское) Переславского района, где когда-то писатель познакомился с Золотой курочкой и Мужичком-в-мешочке. Мы увидели и лично пообщались с Софьей Паловной Корягиной – прототипом той самой Настеньки. От неё ребята узнали, что в «Кладовой солнца» правда, а что – художественный вымысел. Увидели фотографии, сделанные Пришвиным. А потом отправились в поход – на Блудово болото, дошли до того самого места, где уже начинается топь, где растёт клюква, ещё чуть-чуть – и будет Слепая Елань. А может, где-то рядом уже притаился волк Серый Помещик? Что ни говорите, а такой урок точно запомнится навсегда.
Очень многого стоят уроки литературы, проведённые в Некрасовских местах, которыми богата наша ярославская земля. Вот мы читаем стихотворения Н. А. Некрасова в тех же залах, где когда-то творил сам поэт. Вот мы сидим на любимой скамейке поэта. Трогаем кору двухсотлетней липы, которая помнит Некрасова. Приобщаемся к личности писателя, используя все органы чувств: осязание, обоняние, слух, зрение.
Конечно, количество литературных музеев в любом регионе ограничено. Но кто говорит, что экспозиции должны быть чисто литературные? Если мы ставим задачу расширить кругозор, то на пользу пойдёт любая музейная экспозиция, ставящая целью не только развлечение, а в первую очередь, познавательный процесс.
Итак, первая четверть в пятом классе. По литературе тема «Сказки: волшебные. О животных. Бытовые». Изучаем «Кашу из топора». Стать участниками этой сказки теперь не представляется большой трудностью. Мы едем в посёлок Петровское (в народе – город Петровск!), в частный музей «Славные топоры», где нас встречают гостеприимные хозяева – семья Топорковых. У входа в музей – печка и большой горшок. И дальше всё происходит как в сказке: ребята готовят кашу из топора. Сами подсказывают нужные ингредиенты и кладут их в варево. Вот, наконец, появляется главный ингредиент каши – топор. Правда, в нашем случае он настоящий – съедобный, сделанный из солёного теста.
Пока каша варится, мы идём на экскурсию в уникальный музей, где представлена коллекция топоров, в том числе есть и абсолютно экзотические – топор-ружьё, топор-курительная трубка. Топоры разного вида, разной формы и совершенно удивительного назначения. Тем временем каша готова. Звучат русские народные песни. А где же съедобный топор? Растворился. На столе два самовара – расписанные в технике Гжель и Хохлома. Чаепитие проходит в духе старинных теремных традиций. И как после этого дома не прочесть народных сказок?
В другом зале не менее интересный музей – Ежа Петровича. Тут не обошлось без легенды. Невесело пришлось ежам, когда начали в здешних краях строить дома. Из огородов прогоняют, лужайки все в улицы мощёные превратили. А в ту пору Екатерина Великая через эти края ехала, да сломалось колесо у её телеги. И тут-то и вышли ежи ей навстречу, и стали на судьбу горькую жаловаться. Сжалилась над ними императрицы и пожаловала им целую берёзовую рощу – совершенно реальную достопримечательность Петровского, и по сей день зовущуюся Ежихой или Ежовкой. И опять же, в 6 классе по теме «Фольклор» обязательно будет знакомство с жанром народной легенды.
В музее около трёх тысяч колючих созданий всех мастей и из самых неожиданных материалов. Ежи из янтаря. Из макарон. Есть ежи-матрёшки, цыгане и даже ёжик-персонаж из «Смешариков». А вот книжная полка – литература о ежах. Теперь кто-то обязательно возьмёт эти книжки в библиотеке, откроет для себя новых авторов. Ну а кто-то уже задумался над темой индивидуального проекта по «ежиной теме» в литературе. А наш Серёжа Козлов сегодня особенно горд: он открыл для себя писателя-тёзку и его книгу «Ёжик в тумане».
Из музея каждый увозит сувенир, сделанный своими руками – Ежа Петровича из солёного теста. На обратном пути – викторина, закрепляющая знания. А вечером после такой поездки пятиклассников ждёт отнюдь не отдых. Учитель их озадачил не на шутку.
Кто сказал, что домашние задания можно выполнять только в тетради? Пожалуй, после столь необычного урока должно быть необычное домашнее задание. Сегоднящний отзыв – или репортаж, или рассказ – кто как пожелает – нужно опубликовать на своей странице Вконтакте, активными пользователями которой все являются уже давно.
Почему бы и нет? Сколько раз, просматривая «стены» школьников, видишь не только бессодержательные, но и безграмотные отзывы. Порой даже хорошисты и отличники в Интернет-постах допускают больше количество ошибок (и это отнюдь не специальные словечки вроде «сябки» или «жыза»), а именно ошибки. Должен ли учитель-словесник обращать внимание на грамотность в сети? Безусловно, да, ведь это сейчас неотъемлемая сфера жизни человека. Может ли учитель посредством домашних заданий облагораживать эту сферу жизни детей? Конечно же!
Вечером «стены» пятиклассников запестрили постами. Конструктивными. Интересными. И – почти всегда грамотными. Паша Сечин в своём посте обратил внимание на то, какой красивый был дом-терем, где живёт Ёж Петрович. Вика Арюхова осталась в восторге от общения с живыми африканскими ежами. Даниил Максаев в своём посте рассказывает легенду про Екатерину Великую, а в качестве «аватарки» выставляет забавного плюшевого ежа из музея. Тая Шошина в своём посте рассказывает легенды и предания, которые услышала по пути от нашего замечательного экскурсовода – Вевель Анжелики Викторовны, учителя истории и знаменитого краеведа ярославской земли. Почти все прикрепили к постам фотографии, кто-то – песни в тему, а Даша Молькова вставила опрос «Бывали ли вы в этом музее». Каждый получил за свой пост заслуженную оценку. По сути, этим заданием мы поймали трёх зайцев: учились создавать связный текст, учились интерпретировать увиденное и услышанное, облагораживали пространство социальных сетей. И конечно, расширяли свой кругозор и мотивацию.
Безусловно, такие уроки не могут быть частыми – и не должны. Как впрочем и такие домашние задания. Но они встряхивают ученическое бытие, поднимают его над повседневностью – и это здорово. Один такой урок может стоить десятка уроков, проведённых в кабинете за партами, какими бы интересными те уроки не были. И ещё один очень важный момент: такие уроки делают детей счастливыми. А разве – если посмотреть чуть шире, чем образовательные стандарты и программы - разве не для этого работаем мы, учителя?

 Примеры ученических постов

«Сегодня я со своим классом ездила в два музея: музей Ежа Петровича и музей Топорковых. Там нам рассказали что в их музее более 3000 тысяч ежей. Когда мы услышали это мы удивились! В музее Топорковых нам показывали топоры, каких они бывают видов. А в музее Ежа Петровича нам рассказали историю о том что когда в Петровск ехала Екатерина вторая, её встретили ежи. И теперь в Петровске стоит берёзовая роща где обитают ёжики. Ещё нам показали ежей сделанных из разных материалов. У нас проходил мастер класс по изготовлению ежей из теста, которые потом засохнут и мы их раскрасим. Самым первым что мы делали в музее, это то что мы готовили гречневую кашу и потом сами же её кушали. А самым интересным было то что нам сказали что в этом музее жили настоящие ежи, там были альбиносы и обычные ёжики. Имена некоторых ежей нам сказали: Ежевика-мама, её ежата- Коржик, Карамелька и Компот.
По дороге в музей и обратно наш экскурсовод Анжелика Викторовна рассказывала нам легенды и истории о Петровске.
Мне очень понравилась эта поездка, буду рада приезжать сюда ещё много раз!!!!
Козицына Даша, «5 А»

 

«Сегодня мы дружным классом ездили в музей. Называется музей Ежа Петровича. Нам там рассказывали про ежей, показывали разных ежей. Там были ежи альбиносы и всякие разные, а так же было около 3.000тыс ежей! Столько ежей в одном помещении! В этом музее был мастер класс, мы делали ежей из теста.
Был ещё один музей, Каша из топора. Там мы делали кашу,но она была не обычная. Мы туда добавили морковку, лук, мясо и даже съедобный топор! Не видела никогда такой каши! После мы пошли смотреть топоры. Там были разные. Топоры для мяса, топоры которые стреляют, топоры которыми деревья рубить.
Мне очень понравилось, было интересно и весело! Буду не против поехать туда ещё раз!»
Арюхова Виктория «5 А»

 Сегодня мы с классом ездили в два музея в поселке Петровское, это 《музей Ежа Петровича》и 《музей топоров》. По дороге нам рассказывали интересные легенды и истории!Я запомнила, что река Шопша произошла от слова шептать, так как там жили разбойники, и когда люди проходили в тех местах, то они говорили шепотом. Когда мы приехали в резиденцию Ежа Петровича, то начали варить кашу из топора, которую потом съели. Там даже был топор из теста!У входа в музей нас встретили хлебом-солью, и мы прошли во внутрь.Сначала нам показывали разные топоры и для чего они нужны.Там были:острые, тупые, большие, маленькие и даже из компьютерных игр!А потом нас угостили кашей, которую в начале мы делали сами!Она получилась очень вкусная!Дальше мы пошли в 《музей Ежа Петровича》, где для нас рассказали историю:почему Петровск-это город ежиков и откуда взялась березовая роща 《Ежиха》?Показали разные виды промыслов, и даже настоящих ежиков и дали подержать в руках !Их детенышей зовут:Коржик, Карамелька и Компот.Всего в этом музее 3000 ежей!Вы можете себе представить?А потом мы начали лепить ежей из соленого теста(мукосолька), и в конце музея нас угостили компотом и булками, мы купили сувениры и поехали домой. По дороге обратно у нас была викторина!Вот так и прошла наша сегодняшняя поездка! 

Шошина Таисия, 5 «А»

ntmvkIvIs

ntmvkIvIs

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх