logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 19 ноября 2016 года мы с 6 "В" и "Пробой пера" делаем сказку былью! Где и как? Конечно же, на мастер-классе Сергея Лебедева! По-моему, изделия из витражного стекла - сами по себе чудо, наполненное позитивной энергетикой!!! Ну а если ты участвуешь с создании чуда сам, заряд положительной энергии обеспечен точно. Смотришь на поделки - и мир кажется разноцветным, даже в серо-белую зимнюю пору.

Казалось бы, технология изготовления изделий незамысловая и простая. Но сколько радости, сколько творческой энергии нужно приложить, чтобы получилось такая поделка... Кстати, данный мастер-класс вполне вписывается... в школьную программу по изобразительному искусству! И конечно же, такой отдых обогащает наших ребят, делает их восприимчивыми к красоте.

mklebedev

"Синтон - это здорово, Синтон - это класс, Синтон - это лучшее, что есть у нас!"

2 ноября 2016 года в нашей школе прошёл традиционный осенний лагерь актива - Синтон, на котором собрались самые яркие, самые зажигательные и творческие ребята 5-11 классов. Как и всегда, это был заводной и очень содержательный нон-стоп с 9 утра до 9 вечера, настолько насыщенный и наполненный приключениями, что запомнится теперь всем надолго. В этом году наш лагерь был посвящён теме "Территория успеха". Как стать успешным в жизни? На этот вопрос в течение дня школьники пытались найти самые нетривиальные, творческие решения.

И завершился, как обычно, Синтон нашим большим костром Дружбы. Здорово, когда в школе есть такие чудесные традиции, имеющие, кстати, тридцатилетнюю историю!

sinton

Дорогие друзья, напоминаю, по субботам в 11.00 у нас в 10 кабинете проходят занятия детской литературной студии "Проба пера". Вы хотите научиться сочинять интересные рассказы, трогательные или забавные добрые стихотворения, увлекательные небылицы или просто тексты-зарисовки о золотых листьях, первых снежинках и звёздах на осеннем небе? Тогда вам точно сюда!!! Здесь вас ждёт очень тёплая атмосфера творчества; серьёзный, но увлекательный труд Мастера Слова. Здесь можно быть откровенным. Здесь можно не бояться сказать или сделать что-то не так. Здесь никого не ругают, если не получается.
Литература не терпит суеты, "развлекухи" и небрежного отношения к ней. Но уважает желание ТВОРИТЬ ПРЕКРАСНОЕ!

probapenov

Какая профессия самая богатая на приключения и неожиданности? Конечно же, учитель. На какие только авантюры он не пускается ради своих любимых учеников, ради того «разумного, доброго, вечного», которое так хочется посеять в душах и сердцах детей. Это невероятный труд. Это бессонные ночи в поисках истины, это повседневная кропотливая работа, которая не всегда видна сразу. И всё-таки иногда случаются в жизни учителей такие яркие жизненные вспышки, которые переворачивают для них мир с ног на голову. Одной из таких вспышек стал для меня конкурс «Учитель года России-2016», который проходил в этом году в Самаре и Москве.

Впервые за 27-летнюю историю конкурса в профессиональных состязаниях участвовали 85 педагогов из 85 регионов страны. Удивительно, что больше всего на конкурсе оказалось филологов, причём из них большинство выбрало для конкурсного урока литературу. С чем это связано? Возможно, с тем, что именно на литературе учитель может самыми разными способами обратиться к нравственным ориентирам и ценностям, которые так часто бывают потерянными в современном мире. Кроме филологов, конкурс собрал преподавателей иностранного языка, математики, истории, географии, биологии, химии, физики и информатики, начальных классов. Кроме того, участвовал один педагог изобразительного искусства и один педагог хореографии.

Если всё-таки прибегнуть к цифрам, можно заметить, что среди участников было всего 28 мужчин, но зато 10 из них прошли в «пятнашку лауреатов», а в пятёрке финалистов были только мужчины! Стоит ли говорить, что и большого хрустального пеликана завоевал представитель сильного пола? Абсолютным победителем стал учитель русского языка и литературы из Краснодарского края Александр Шагалов. Да-да. И пусть кто-то только попробует после этого заявить, что учитель – не мужская профессия. Но вернёмся к цифрам. Средний стаж конкурсантов – 14 лет, максимальный – 34 года. Казалось бы, лавры победы должны были увенчать педагогов со стажем – ан нет. Абсолютный победитель, как впрочем, и ещё трое конкурсантов, имеет минимальный стаж работы в школе – 3 года.

Сказать, что конкурс начался 23 сентября, было бы неверным. Уже летом конкурсанты вовсю готовились как морально, так и методически. Я не стал исключением. Этим летом на моём огороде росло рекордное количество тыкв, кабачков и патиссонов – 120 штук. В роли 121-й тыквы был Бутусов, который, загорая на солнце у себя в огороде, готовился к конкурсным испытаниям. Эх, купаться бы в речке, лежать на травке и слушать пение соловья… Нет, в моей голове вели усиленный бой УУД и творческий подход, ФГОС и моя фантазия. Итак, какие же испытания ждали конкурсантов? Во-первых, Интернет-ресурс. Каждый участник должен был представить свой персональный сайт, на котором размещал свои разработки, обобщённый опыт. Лично для меня самым трудным оказалось разобраться в хаосе своих наработок и систематизировать опыт. Как самый        настоящий «чайник» в этом деле, я без конца натыкался на грабли. То одна картинка, то другая, то фрагмент текста куда-то улетали, а я, хватаясь за голову, тяжело вздыхал. И только когда сайт был готов, я вдруг понял, насколько он может стать полезным для меня в работе. Рабочие программы, интересный опыт работы для коллег, учеников, родителей, конкретные задания для воспитанников моей студии «Проба пера», фотографии… Слушайте, это как же я раньше без сайта жил???

Второе конкурсное испытание ожидало нас в августе в Москве, на установочном семинаре – эссе. В этом году впервые это испытание перешло в очный тур, именно благодаря этому мы почувствовали себя снова школьниками.

Без пяти девять. Нас запускают в аудитории. Телефоны – на учительский стол, на партах – бутылочка минералки. В аудиторию приносят конверт. Вскрывают. Тема эссе – «Учитель – профессия дальнего действия». Впереди – четыре часа сосредоточенности мысли и полёта фантазии… Конкурсанты застрочили. Сколько разных мыслей сразу в головах, примеров, фактов, мнений!

Да, хочу сказать, на установочном семинаре в Москве произошло нечто ещё более важное, чем написание эссе: мы познакомились друг с другом. Началось общение, обмен эмоциями и, конечно, опытом.

Наверное, именно поэтому, когда 23 сентября все мы вновь собрались в Самаре, то чувствовали себя одной большой неразлучной семьёй. Нас ожидало блестящее открытие конкурса: зажигательный концерт и торжественный ужин с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. Самара встретила нас с невероятным размахом и гостеприимством и захлестнула каждого конкурсной волной. Теперь нас ожидало самое главное испытание – открытый урок. Детей мы видели впервые, школу – тоже. Но это оказалось даже интереснее! Мне посчастливилось давать урок литературы по творчеству Ивана Андреевича Крылова в 6 классе. Я думаю, можно уже не писать, что на уроке мы с ребятами учились сочинять басню. Более того, случилось то, чего я точно не ожидал: Самарские школьники стали добавляться ко мне в друзья и присоединились к виртуальной аудитории «Пробы пера»!

У конкурсантов была возможность посмотреть уроки своих… нет, не соперников, а новых друзей – шли трансляции. Мы все сидели в зале, уставившись в экраны компьютеров, и смотрели уроки лучших педагогов страны, общались, обсуждали, делились педагогическими находками. Признаюсь, что после просмотра восьми уроков других конкурсантов, таких ярких и содержательных, я уже с трудом вспоминал, а что, собственно, было у меня на уроке. Но расслабляться было некогда: нас ждало следующее испытание – методический семинар.

В течение 10-12 минут нам нужно было представить свой опыт работы, продемонстрировать свои изюминки и результаты. Сперва это казалось чем-то из области фантастики: семилетний опыт работы литературной студии «Проба пера» уложить в такой короткий промежуток времени? Да ещё и 16 членов жюри сидят перед тобой, а в жюри – абсолютные победители конкурса «Учитель года России» прошлых лет… Но не так страшен чёрт, как его малюют! Пожалуй, чёрта напоминала только флегматичная видеокамера,  благодаря которой шла онлайн-трансляция выступлений во все уголки мира.

В этот же день, в торжественной обстановке, была названа пятнашка лауреатов конкурса. Я же вошёл в число 70-ти счастливчиков, для которых конкурсные испытания на этом закончились. Мы теперь могли спокойно плавать в бассейне нашего отеля, гулять по Самаре, посещать экскурсии, а ещё – «жюрить» пятнашку. Да-да, все «непопавшие» в лауреаты автоматически перешли в жюри и оценивали все последующие испытания: мастер-класс, образовательный проект, педагогический совет, круглый стол образовательных политиков. Думаю, самым интересным из них стал мастер-класс – публичная демонстрация на сцене своих фирменных педагогических приёмов в течение 20-ти минут. Не обошлось без интерактива: мне дважды посчастливилось быть участником фокус-группы. Именно здесь лауреаты раскрылись с новой, неожиданной стороны. Остальные 70 конкурсантов давали мастер-классы друг другу в неофициальной атмосфере, в холле отеля ночью, пока наконец, не приходил сонный охранник и не грозился вызвать полицию.

На конкурсном испытании «образовательный проект» конкурсантам было предложено подняться над профессией учителя и посмотреть на всё сверху и со стороны. В течение  семи часов участники, разделившись на группы. Первая группа свой проект назвала так: «Быть или не быть, или проблема выбора выпускника школы». Вторая группа работала над проектом  «Межрегиональная краеведческая школа как инструмент повышения мотивации учащихся». Последняя группа выбрала для работы тему «Школа взаимодействия и сотрудничества поколений». Как видите, все темы актуальные и проблемные! Конкурсанты предложили конкретные действия по решению этих проблем  и решили попробовать реализовать проекты на родине.

На другой день лауреатов ждало не менее трудное испытание – педагогический совет. В центре обсуждения три темы: «Особый ребенок в классе», «Роль электронных учебников в традиционном уроке», «Индивидуальная траектория развития ученика: реально или нет?». И снова – онлайн-трансляция, благодаря которой эту тему могли заочно обсуждать тысячи педагогов в тысячах школ…

В этот же день вечером состоялось торжественное объявление пятёрки победителей конкурса. Обладателями Малых хрустальных пеликанов стали: Андрей Барашев, учитель русского языка и литературы из Ростова-на-Дону; Евгений Ковалёв, учитель химии из Волгограда, Антон Лагутин, учитель информатики из Московской области; Максим Рыжов, учитель биологии из Санкт-Петербурга и Александр Шагалов, учитель русского языка и литературы из Армавира.

В этот же вечер, 1 октября, все конкурсанты и члены жюри фирменным поездом «Жигули», с тяжёлыми сумками подарков от Самарской области, уехали в Москву. В столице пятёрку финалистов ожидало заключительное конкурсное испытание – «Круглый стол образовательных политиков» с участием Ольги Васильевой. И снова тема «на злобу дня»: «Качество образования: как его измерить».

А вечером в Государственном Кремлёвском дворце был большой концерт. Феерия, грандиозное шоу, что-то сверхъестественное. Своими концертными номерами учителей пришли поздравить Дмитрий Маликов, Игорь Крутой, Анне Вески, Диана Гурцкая, детская группа «Непоседы» и Николай Басков. А самое главное, на этом концерте был назван абсолютный победитель конкурса, 26-летний Александр Шагалов из Армавира.

Но и на этом конкурсная волна не остановилась. На другой день все участники конкурса приняли участие в Международном съезде учителей СНГ, а 5 октября, в День учителя, «пятнашка» лауреатов торжественно встретилась с президентом Российской Федерации В. В. Путиным. А дальше конкурсанты стали разъезжаться. И тут мы поняли, что за это время стали одной огромной семьёй. Конкурс нам показался одним днём длиной в целую жизнь. В этой жизни было всё: не только конкурсные испытания, но и активная туристическая программа, например, прогулка на теплоходе до Жигулёвских гор, экскурсия в бункер Сталина, в художественный и исторический музеи, посещение спектакля «Манюня» в театре «СамАрт».

Впрочем, справедливо говорят: с завершением конкурса всё только начинается. Мы обменялись конкретным опытом, установили связи, договорились о встречах, о совместном участии в слётах, проведении межрегиональных семинаров. Мне посчастливилось обменяться методическими материалами с абсолютным победителем конкурса, у которого, кстати, тоже есть студия «Проба пера», где они с ребятами тоже занимаются литературным творчеством. В Ярославский район я привёз неоценимый опыт, которым обязательно в ближайшем будущем поделюсь с коллегами.

И конечно же, нельзя не сказать слова благодарности тем, кто мне помогал в течение всего конкурсного года. В первую очередь, это мои коллеги по району. Особенные слова благодарности хотелось бы сказать коллегам по Ассоциации учителей литературы и русского языка и, конечно же, Институту развития образования. Отдельное спасибо хочется сказать Нянковскому Михаилу Александровичу, главному редактору книжного издательства «Академия развития», постоянному члену жюри конкурса «Учитель года России».

 Надо заканчивать. А так хочется ещё писать, писать, писать…

… «Учитель года» - это лучшее, что может быть в жизни педагога.  Это лучшая профилактика профессионального выгорания.

Конкурсу – жить! Никогда не останавливаться на достигнутом и стремиться к лучшему.

tubusmuchitel

Возможно ли формат 45-минутного урока превратить в сложный процесс создания, издательства и презентации книги? Оказывается, можно. Наш первый проект с 5 "А" и 5 "Б" по литературе оказался удачным. Книжка, посвящённая устному народному творчеству, рождалась у нас на глазах. И авторы, и редакторы, и составители, и художники и даже литературоведы действовали в большинстве своём дружно и творчески! Как и в жизни, у нас работала цензура (в моём лице), которая несколько дразнилок собственного сочинения всё-таки забраковала. Но создать книгу мало, нужно ещё её защитить и выдержать каверзные вопросы одноклассников, а затем оценить свою работу и работу друг друга.
Думаю, мы справились. Ещё раз  убедился, что учителю ХХI века просто необходимо включать в свою работу такие яркие, взрывные, неординарные формы работы.

proect

12 сентября 2016 года в школе посёлка Ивняки Ярославского района состоялся районный семинар, на котором были показаны мастер-классы победителей регионального этапа конкурсов "Учитель года России" и "Воспитатель года России" разных лет.

Мне посчастливилось давать творческий урок литературы в 6 классе и мастер-класс, посвящённый приёмам работы детской литературной студии "Проба пера". Большое спасибо руководству школы и коллегам за тёплый приём и уют, ребятам - за отличную работу на уроке и присланные на мою почту басни собственного сочинения! Будем обязательно продолжать наше сотрудничество!

mkiv

Красноткацкую школу уже невозможно представить без яркой спортивной жизни, без достижений, побед и, конечно, здорового образа жизни. Именно поэтому в сентябре спортивный учебный год всегда открывается традиционным легкоатлетическим кроссом в парке "Берёзки", в котором принимают участие все ребята со 2 по 11 класс. Почему все - потому что те, кто не бегут, выступают в роли самых активных болельщиков. Не отстают от них родители и учителя!

В минувшую субботу, 10 сентября 2016 года, кросс проходил в экстремальных условиях: как только дали старт шестиклассникам, хлынул ливень. Но ни один не сошёл с дистанции! Проигравших не было. Каждый одержал свою победу, над самим собой -  а это в спорте самое важное.

kross

 

Уважаемые коллеги, выпускники 11 классов, родители!

Минобрнауки России и Русский общественный фонд Александра Солженицына представили тематические направления для написания итогового сочинения в 2016-2017 учебном году:
* «Разум и чувство»;
* «Честь и бесчестие»;
* «Победа и поражение»;
* «Опыт и ошибки»;
* «Дружба и вражда».
Тематические направления подготовлены специалистами ФИПИ и одобрены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение.

Дата проведения: 7 декабря 2016.

Разум и чувство


И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
'Евгений Онегин' Пушкина -о Татьяне.
'Гроза' Островского - о поступке Катерины.
'Война и мир' Толстого - о любви Пьера.
'Гранатовый браслет' Куприна - о Желткове.
'Тихий Дон' Шолохова - о Григории Мелехове.
'Мастер и Маргарита' Булгакова...
И. Тургенев 'Ася',
А. Куприн 'Олеся',
И. Бунин 'Тёмные аллеи', 'Натали', 'Солнечный удар', 'Лёгкое дыхание'

Честь и бесчестие

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
Джек Лондон «Белый клык»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
В.В. Быков «Сотников»
'Судьба человека' Шолохова - о Соколове...
'Герой нашего времени' Лермонтова.
'Война и мир' Толстого.
Студент' А.П.Чехова,
'Уроки французского', 'Пожар', 'Женский разговор', 'В ту сторону', 'Дочь Ивана, мать Ивана' В. Распутина,
'Печальный детектив' В. Астафьеваа,
'Конец века' О.Павлова

Победа и поражение

Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
Л. Н. Толстой "Война и мир"
'А. С. Грибоедов "Горе от ума" .
И. С. Тургенев "Отцы и дети'
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени",
Б. Васильев 'А зори здесь тихие', любые 'негероические'
повести В.Быкова,
ранние повести Ю. Бондарева,
проза К. Воробьёва - 'Убиты под Москвой', 'Это мы, Господи'; 'Белая гвардия' М. Булгакова.

Опыт и ошибки

Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
'Горе от ума' Грибоедова.
'Евгений Онегин' Пушкина.
'Герой нашего времени' Лермонтова.
'Война и мир' Толстого.
И. Бунин 'Господин из Сан-Франциско

Дружба и вражда

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э.М. Ремарк «Три товарища»,
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
В.А. Каверин «Два капитана»
'Евгений Онегин' Пушкина.
'Капитанская дочка' Пушкина.
Н.Васильева 'Гагара', 'Обломов', 'Война и мир' - Андрей и Пьер во взаимоотношениях с другими героями, 'Разгром' А.Фадеева, 'Отцы и дети', 'Глаз волка' Д. Пеннак.

Дорогие мои ребята, уважаемые родители и коллеги! От всей души поздравляю вас с наступившим новым учебным годом! Пусть эта осень принесёт нам всем вдохновения, бодрости, творческих открытий, сил и интересных, новых знаний.

Красноткацкая школа открыла новый учебный год на позитивном и креативной ноте: нарядные клумбы, обновлённые коридоры и кабинеты, а главное - улыбки на лицах учителей, родителей и гостей праздника. И конечно, ставшая уже традиционной линейка перед школой - с чествованием отличников и учителей, художественными номерами и тёплыми словами. 555 - именно столько школьников будет в новом, 2016-2017 году обучаться в нашей замечательной школе. Среди них - и мой  6 "В" класс, который получил в этот день эксклюзивные сладкие подарки:)

sent

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

shok

 

 

 

Конец августа. Уже краснеет рябина, и почему-то всё чаще и чаще небо дождит... Вот-вот нагрянет новый учебный год. Что может лучше всего настроить учителя на насыщенную, интересную и яркую работу? Конечно же, мастер-классы коллег. 24 августа 2016 в городе Угличе в рамках августовской конференции собрались учителя из Ярославля, Рыбинска, Углича и Угличского района, чтобы обменяться самыми неожиданными идеями! Очень удачной оказалась экскурсионная программа для гостей: в Угличский Кремль, храмы, "домик с наличниками" и, конечно, в музей ГЭС. 

Мне посчастливилось трижды показать свой новый мастер-класс "Литературное творчество: бьём стереотипы". Трава, оказывается, вовсе не зелёная и речка не синяя - сразу сделали мы открытие. А потом научились сочинять Каламбуры Каламбуровичи и разнообразить тексты, в которых "штамп на штампе сидит и штампом погоняет". Спасибо всем, кто принял активное участие в моём мастер-классе! До новых встреч, Углич!!!

mkl

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх