logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Здравствуй, мой юный будущий коллега!

Спустя год ты окончишь педагогический институт.

Думаю, с красным дипломом.

Знаю, ты мечтаешь работать в школе. Наивно просишь меня поведать, каково это – быть учителем. Да вот только в трёх словах не расскажешь. И в трёх тысячах тридцати трёх. И вообще, словами не расскажешь. Это надо испытать, прочувствовать каждой клеточкой сердца и души.

«Учитель – это призвание», - говорят одни.

«Учитель – это диагноз», - усмехаются другие.

«Учитель – это кто-то сверхъестественный», - думала героиня повести Ирины Пивоваровой. И очень удивилась, узнав, что учительница ест такую же кашу и такие же котлеты, как и все.

«Учитель – это кладезь знаний», - подсказывает мне семиклассница.

А я отвечу словами К. Д. Ушинского: «Учитель – это художник. Школа – это мастерская, где из куска мрамора возникает подобие волшебства».

Далёкий 1998 год. Сижу в школе на уроке и считаю минуты, когда вернусь домой. Не потому что не люблю учиться. Просто мне не терпится начать в своей школе уроки. В школе игрушек. Наверное, года три ежедневно мы с одноклассницей играли: сами игрушек учили, сами писали за них, сами ставили «двойки». Я был невероятно рад, что игрушки «повинуются» мне, художнику-творцу, и из двоечников становятся воспитанными людьми, точнее, зверьми. И уже тогда, на вопрос «кем я буду» отвечал «учителем» - тем же безапелляционным тоном, каким советский ребёнок заявлял «буду космонавтом».

Ты писал, что немного боишься входить в большой класс, что дети тебя не будут слушаться, придумают какое-нибудь обидное прозвище, а главное – не будут принимать и «поглощать» твои знания. «У них же гаджет на гаджете сидит и гаждетом погоняет», - говорил ты. И с этим невозможно не согласиться…

В солнечный денёк 1 сентября 2009 года я шёл первый раз почти что в первый класс. В пиджаке, галстуке и… огромных розовых очках. Школа мне представлялась раем, дети – ангелами. Помню ангелов из тогдашнего 6 «В», которые мигом мне разбили розовые очки на мелкие кусочки. В меня полетели бумажные самолётики с трёхбуквенными словами и обгрызанные ангелами ластики. Уверенный в своей профнепригодности, я уже отправился в магазин за метлой, решив навсегда стать дворником, как вдруг узнал от опытных коллег, что у них на первых порах ученики кидались… морковью!

Метла так и осталась стоять на прилавке, ну а я - у доски с указкой…

Через это, мой друг, придётся пройти. Как остаться в живых, спрашиваешь? Записывай рецепт. Три больших ложки терпения, столовую ложку эрудиции, по чайной ложке педагогической тактики и самообладания, а ещё – щепотку харизмы и юмора. А насчёт гаджетов и «им это неинтересно»…

Чудесную мысль высказал А. Франс: «Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом». Так же как и повар, я пытаюсь делать урок и вкусным и полезным одновременно.

Если пятиклассники не просто прочли и заучили правило «Корни с чередованием гар-гор», а вывели его сами на основе примеров, они его уже никогда не забудут. Если эти же ребята на уроке по «Кладовой солнца» услышали мой рассказ, что прототип «Золотой курочки» до сих пор живёт в селе Купанском Переславского района и я с ней общался, они уже по-другому посмотрят на знаменитый Пришвинский текст. Наконец, если ученики на уроке изобразительного искусства не просто посмотрели красочную презентацию по теме «витраж», но и сами сделали тарелки из разноцветных кусочков стекла в мастерской, они на всю жизнь запомнят очарование этой техники. Этого просто требует современное образование, нынешнее общество: работать именно так.

Так что не жалей своих сил. Наполняй каждую секунду своего урока молекулами интереса. Смело зажигай детские сердца и души, пока они поддаются горению. И не бойся оступиться. Говорят, дурак не тот, кто ошибается, а тот, кто ошибается дважды. Категорически с этим не согласен. Дурак – тот, кто вообще никогда не ошибается. Такой человек стоит на месте, не развивается, он закрыт от мира. Педагог же должен методом постоянных проб, ошибок и удач идти к истине.

Ты спрашиваешь, в чём секрет моего успеха. Во-первых, считаю себя успешным лишь отчасти. Шагать и шагать ещё до него, такого-сякого! Впрочем, отвечу тебе, всего одним словом. ТВОРЧЕСТВО. Да-да, именно оно спасает меня в минуты сомнений и тягостных педагогических раздумий.

Давно я заметил, что ребёнок радуется, когда чувствует себя хоть чуточку, но творцом. Когда у него получается удачный рисунок, неожиданная поделка или сочинение.

Я счастлив, что на мою долю выпало руководство литературной студией «Проба пера», где уже пять лет мы с юными озорниками занимаемся литературным творчеством…

Мы едем с ребятами на экскурсию. Хмурый сентябрьский день, ветер, низкие тучи. Накрапывает дождь, а мы между тем подъезжаем к селу Годеново Ростовского района, где находится чудотворный крест. И вдруг… облака расступаются, и над храмом, в голубом небе повисает радуга. И все ребята, оторвавшись от разговоров, как заворожённые смотрят на это чудо. А у одной девочки пальцы на телефоне вдруг сами начинают набирать стихотворные строчки.

А разве не чудо – первый цветок мать-и-мачехи на солнечной полянке? Зелёные просторы родного края, которые любишь каждой частичкой души. Густой новогодний снегопад, нарост на сосне, напоминающий голову медведя – всё это вдруг становится необычным, волшебным и заставляет юных непосед взглянуть по-другому на эти чудеса Малой Родины и начать писать…

А дальше? А дальше долгая, непростая работа по совершенствованию литературного мастерства. Встречи с поэтами и писателями, выступления на концертах и конкурсах, первые провалы и первые взлёты, первые прогулки, экскурсии, публикации и, наконец, фестиваль в Сочи. Шум прибоя, шелест пальм и защита сборника собственного сочинения на Всероссийском уровне. Титанический труд прячется за этими пальмами и снежными вершинами гор. Но творчество сделало этот труд незаметным. Здесь уже я был не просто педагогом, а творческим соискателем, вдохновителем, и, не побоюсь этого слова – другом. Я дышал детьми, проживал с ними каждую жизненную ступеньку – и, наверное, действовал правильно. Неслучайно В. А. Сухомлинский говорил: «Хороший учитель – это человек, который любит детей, находит радость общения с ними, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести». Именно в таких условиях можно творить и созидать.

Друг мой, добавь Творчество себе в друзья. Общайся с ним почаще. На каждом уроке, на каждой перемене.

Ты немножко удивлён? Раздумываешь.

Смотри, какой пошёл за окном снег. Твои будущие ученики сейчас тоже любуются на него из своих окон, забравшись с ногами на подоконник. Они тебя ждут. Ждут от тебя открытий, великих свершений. И я знаю, ты непременно оправдаешь их доверие.

Успехов, Вступающий на Дорогу Педагога!

С уважением, твой безбашенный коллега.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх