logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Уважаемые участники образовательного процесса! Представляю Вашему вниманию ссылки на ресурсы, где Вы можете изучить следующие нормативные документы:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 г. № 70 (ред. от 19.12.2011 г.) «Об утверждении Порядка проведения
3 государственного выпускного экзамена»

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 года № 637-р)

Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утверждена Президентом РФ от 03.11.2015 № Пр-2283)

Концепция «Русская школа за рубежом» (утверждена Президентом РФ 4.11.2015 Приказ № 2305)

Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 — 2020 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 481)

Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 — 2020 гг. (Распоряжение Правительства от 20 декабря 2014 года №2647-р.)

Концепция преподавания литературы на филологических факультетах педагогических вузов в новых образовательных условиях, разработанная Ассоциацией преподавателей русского языка и литературы высшей школы при содействии Международного Благотворительного Общественного Фонда «Диалог культур — единый мир».

 

Здесь можно оставить свои вопросы и предложения

Технология проектного обучения
Материал взят по ссылке
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/07/29/tekhnologiya-proektnogo-obucheniya

«Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.
Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.
В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».
Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности».

Ярославская область, Ярославский район, д. Карабиха.

Телефон: 89610259327

Электронная почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страница вконтакте https://vk.com/id97987621

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Красноткацкая средняя школа" Ярославского муниципального района. Телефон 438237, сайт http://tkachi-yar.edu.yar.ru/index.html 

Использование социальной сети «Вконтакте» в педагогических целях

Особенностью моей педагогической деятельности является активное многолетне использование ресурсов социальных сетей в образовательных целях. Каким образом работа с этими ресурсами мне помогает? Наиболее популярной среди моих учеников и их родителей в настоящее время является социальная сеть «Вконтакте». Каким образом я использую данную сеть?
1) Для размещения организационных объявлений для детей и их родителей. Например, в течение нескольких лет еженедельно в воскресенье вечером выкладываю на стене план работы на неделю для каждого класса отдельно: что когда принести, что на какой день подготовить. Учитывая, что «вконтакте» зарегистрированы практически все школьники 2-11 классов, на 90 процентов могу быть уверен, что мои объявления будут прочитаны.

abvg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приучив школьников к такому режиму работы, учитель может уже не тратить время урока на озвучивание подобных организационных вопросов.

2) Для размещения дополнительной информации к урокам. К примеру, на уроке литературы в 5 классе мы изучали повесть-сказку Ю. Олеши «Три толстяка»: к себе на «стену» выкладываю фильм по произведению либо аудиокнигу. При изучении темы «Древние образы в народном искусстве» выкладываю фотографии наличников домов Ярославской области, на которых можно разглядеть изученные символы.
По русскому языку на моей стене для школьников может быть предложен список вопросов к зачёту (большой плюс для тех, кто отсутствовал на уроке)

abvgdefi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Для размещения информации о текущих конкурсах и событиях, актуальных для детей. Многих ребят мотивирую на конкурсы именно посредством общения в соцсетях. Ребята видят Положения о конкурсах, видят объявления результатов, «поздравлялки» у меня на стене и фото победителей – и спешат тоже принять участие.

adv

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Для размещения информации о событиях жизни класса, школы, отдельных учащихся. Это «работает» в целом на положительный образ учителя, классного руководителя, является своего рода творческим отчётом перед родителями, дарит позитивные эмоции детям.

a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Для демонстрации коллегам интересного опыта, методических форм занятий и т.д.

ab

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Для создания групп и виртуальных тематических сообществ. Например, в 2015-2016 учебном году мы с учащимися начальной школы работали над проектом «Знаки-символы на наличниках домов». Вконтакте была создана специальная группа, где отслеживался ход деятельности.

В группе были выложены фотоматериалы, организованы опросы и обсуждения.

abvgdef

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

abvgde

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7) Иногда выкладываю интересную информацию о текущих событиях в мире искусства, литературы, музыки, делаю репосты оригинальных записей, не относящихся к урокам, но «работающих» на общий культурный или нравственный уровень детей и их родителей.

abvgd

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8) Кроме того, активно использую возможности личной переписки с обучающимися: имею за плечами опыт успешной подготовки к ОГЭ посредством Интернет-переписки, подготовки к различным литературным конкурсам и опыт воспитательного педагогического общения. Мои ребята знают, что они могут в любое время дня и ночи написать: «Мне плохо… У меня такие-то проблемы» - и я ни разу не отвечу им что-нибудь типа «Мне некогда…» или «Это не ко мне». Даже если буду в этот момент очень занят. По-другому – не могу.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, буду рад и Вас видеть на своей странице. Просьба: добавляясь в «друзья», пожалуйста, представляться: кто Вы и откуда, по какому вопросу хотели бы со мной общаться или сотрудничать.

Открыт миру. Открыт людям. Готов к работе!

https://vk.com/id97987621

Муниципальное образовательное учреждение
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
кружка «Строчка за строчкой»
Возраст обучающихся,
на которых рассчитана образовательная программа – 9-14 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2014


Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание курса
4. Методическое обеспечение
5. Мониторинг образовательных результатов
6. Библиографический список

Приложение. Календарно-тематическое планирование

I. Пояснительная записка


«Ребёнок по природе – творец и мечтатель», - пишет Н. Н. Каландарова, автор методического пособия «Уроки речевого творчества». Именно поэтому у современного учителя, работающего по стандартам нового поколения, возникает необходимость поиска и разработки таких методических приёмов и средств обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся.
В рамках уроков русского языка и литературного чтения не всегда достаточно времени и возможностей для развития креативных качеств личности. Насыщенные учебные программы, сложность и объём учебного материала уже на ступени начальной школы оставляют литературное творчество на уроках словесности на второй план. Наконец, в классе, как правило, собраны обучающиеся разного уровня с разными индивидуальными способностями.
Программа кружка «Строчка за строчкой» составлена на основе программы занятий внеурочной деятельности «Проба пера». Она предполагает реализацию содержания во внеучебное время, где обучающиеся под руководством учителя будут последовательно и целенаправленно работать над сочинением миниатюр разных жанров. Особенностью данного кружка является практическая составляющая, представляющая собой подготовку к школьным, районным и областным литературным конкурсам.
В основе программы лежит логика литературного творческого кружка, предложенного Н. Н. Каландаровой в методическом пособии «Уроки речевого развития». Срок реализации программы – 1 учебный год (70 учебных часов, 2 часа в неделю). Согласно программе, к концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
- ориентироваться в малых жанрах фольклора (пословица, поговорка, загадка) и литературы (рассказ, стихотворение);
- знать особенности поэтики изученных жанров;
- овладеть элементарными навыками анализа художественных текстов;
- уметь создавать, анализировать, редактировать и презентовать собственные тексты в соответствии с указанными жанровыми особенностями;
- уметь реализовывать приобретённые знания и умения в проектной деятельности
Способы выявления данных результатов – творческие работы обучающихся, которые ребята создают на каждом занятии, участие в районных и областных литературных конкурсов, мини-проекты, предусмотренные рабочей программой, «блокноты идей», которые ведут обучающиеся.

Цель работы кружка – приобщение обучающихся к миру литературного творчества. Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1) Расширение и углубление лингвистических и литературоведческих знаний, полученных на уроках литературы и занятиях литературной студии «Проба пера»
2) обучение грамотной, связной устной и письменной речи;
3) обучение навыкам анализа литературного текста;
4) воспитание нравственного отношения к окружающему миру.
5) формирование навыков осуществления проектной и исследовательской деятельности.
Данная цель и задачи являются актуальными, так как развитие креативных качеств личности обусловлено стандартами нового поколения. «Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи)», - сказано в стандарте.
Наконец, одной из целей нового стандарта по литературе является «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности». Работа литературной студии была сформирована в результате выявления ряда важнейших проблем современного школьника, таких как отсутствие интереса к чтению художественной литературы, узость кругозора современных школьников, низкая культура речи, низкая мотивация к учебному процессу.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. В группу входят обучающиеся разного возраста (9-15 лет), пробующие себя в роли юных поэтов и писателей, желающие углубить и расширить имеющиеся у них лингвистические и литературоведческие знания. Это те обучающиеся, которые целенаправленно готовятся к участию в конкурсах, мероприятиях, фестивалях.
Программа предполагает 5 выездных занятий: в музей-усадьбу Н.А. Некрасова «Карабиха», на занятие литературной студии «Парабола» в областную Юношескую библиотеку г. Ярославля, в библиотеку посёлка Красные Ткачи, в музей Богдановича в город Ярославль. Кроме того, включает такие нетрадиционные формы занятий как литературный вечер, на котором состоится встреча с поэтами из Ярославского Союза писателей; литературная гостиная, «Чайная церемония» и так далее.
Наконец, занятия кружка предполагают выход на школьные, районные и областные творческие конкурсы, такие как «Родной край», «Проба пера», «Вдохновение», «И вновь душа поэзией полна», «Радуга» и т.д.

II. Учебно-тематический план

Теория:

1. Вводное занятие. 2 часа
2. Малые жанры фольклора и современного речевого творчества 7 часов
3. Рассказ. Виды рассказа по типу речи (повествование, описание, рассуждение) 8 часов
4. Сказка и её виды: волшебная, бытовая, о животных и т.д. 10 часов
5. Стихотворения. Рифма, ритм, стихотворный размер. 8 часов
Итого 35 часов

Практика:

1. Литературные экскурсии, выездные занятия 5 часов
2. Чайные церемонии 6 часов
3. Литературные гостиные и творческие вечера 4 часа
4. Творческие мастерские 4 часа
5. Подготовка к конкурсам и участие в них 16 часов
Итого 35
ВСЕГО 70

III. Содержание курса


Теория.
1. Вводное занятие. Литературное творчество и творческая деятельность. Виды творчества. Творческий продукт. План работы литературной студии на учебный год. Литературные конкурсы. Формы работы литературной студии. «Блокнот идей». Опыт работы предыдущих обучающихся.
2. Малые жанры фольклора и современные речевые жанры. Считалка как малый жанр фольклора. История происхождения считалки. Роль считалки в старину и в наши дни. Многообразие русской считалки. Речевые клише, характерные для считалок. Рифмованный характер считалок. Загадка как жанр фольклора. Значение загадки в быту и практике наших предков. Тематические группы загадок. Способы построения загадки. Метафора и сравнение. Образность. Переносный смысл слова. Скороговорка и её значение в жизни человека. Народные и авторские скороговорки. Особенности жанра. Небылица. Принципы и приёмы создания небылиц. Каламбур как составная часть небылицы. Рекламный ролик как жанр современного речевого творчества. Характерные признаки рекламного объявления. Структура рекламного объявления.
3. Рассказ. Виды рассказа по типу речи (повествование, описание, рассуждение). Особенности повествования как типа речи. Структурные компоненты повествования. Отличительные особенности описания как типа речи. Прилагательные как средства описания. Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Структура текста-рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Особенности жанра «дневниковая запись», эпистолярного жанра.
4. Сказка и её виды. История возникновения жанра «сказка». Народные и авторские сказки. Сказки русских писателей, сказки народов мира. Сказки о животных (анималистические), их характерные признаки. Аллегория. Бытовая сказка, её признаки, герои, события. Бытовая сказка и народная мудрость. Дидактизм бытовых сказок. Волшебная сказка. Волшебные герои, предметы, ситуации. Структурные компоненты волшебных сказок. «Штампы» на уровне сюжета, персонажей, языка. Идейное содержание волшебной сказки.
5. Стихотворения. Понятие о стихотворной и прозаической речи. Рифма. Ритм. Виды рифм: точная-неточная, мужская-женская. Способы рифмовки: парная, перекрёстная, кольцевая. Стихотворный размер: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Выразительные средства в стихотворении. Образность слова. Лирический сюжет.

Практика
1. Литературные экскурсии, выездные занятия. Литературные экскурсии в музей-усадьбу Н. А. Некрасова «Карабиха». Знакомство с усадьбой, её устройством. Посещение личных комнат поэта. Знакомство с особенностями творческого процесса поэта. Прогулки по паркам. Посещение экспозиции «Чему и как учили 100 лет назад». Выразительное чтение любимых стихотворений Некрасова. Чтение наизусть стихотворений собственного сочинения. Самостоятельное написание творческих работ по впечатлениям. Выездное занятие в музей Богдановича. Знакомство с творческой личностью поэта, с мемориальной экспозицией. Выездное занятие в библиотеку посёлка Красные Ткачи. Тематическое занятие, посвящённое Преподобному Сергию Радонежскому. Посещение занятия литературной студии «Парабола» в областной юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова.
2. Чайные церемонии. Выполнение практических, творческих заданий. Лингвистические и литературные игры. Презентации результатов собственного литературного творчества, обсуждение первых творческих опытов в домашней, тёплой обстановке за чайным столом.
3. Литературные гостиные. Встречи со старшими ребятами, которые пробуют сочинять. Выполнение совместных творческих заданий, общение, деление опытом. Встреча со студентами Ярославского индустриально-педагогического колледжа, пишущими стихотворения и прозу. Встреча с Ярославскими поэтами и писателями. Мастер-классы, вопросы-ответы, творческие беседы.
4. Творческие мастерские. Мастер-классы, самостоятельная работа обучающихся над полюбившимися жанрами, работа в группах, работа над мини-проектами, самообучение, взаимообучение.
5. Подготовка творческого проекта. По плану, таковым проектом станет сборник, в который войдут стихотворения, рассказы, сказки, загадки, считалки и прочие миниатюры, написанные самими детьми. Для реализации проекта будут выбраны наиболее активные обучающиеся. Проект будет включать следующие этапы: отбор материалов для сборника, их редактирование совместно с авторами, обсуждение структуры сборника, оформление и создание иллюстраций, компьютерная вёрстка, защита сборника.
6. Подготовка к районным и областным литературным конкурсам и участие в них: «Край родной», «Вдохновение», «Проба пера», «И вновь душа поэзией полна», «Умка» и т.д.

IV. Методическое обеспечение


Курс делится на теоретические и практические блоки. В то же время курс кружка является практикоориентированным, следовательно, теоретические занятия включают упражнения на закрепление и обязательно творческие задания.
Занятия проходят в форме мастер-классов, литературных гостиных, творческих мастерских, литературных экскурсий, практических заданий, занятий, направленных на проектную деятельность. На занятиях преподаватель применяет следующие методы: словесные (эвристические и проблемные беседы, обсуждения в группах, защита продуктов творческой деятельности, рассказ и т.д.), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (упражнение, анализ текстов, составление текстов собственного сочинения, редактирование текстов, оформление созданных текстов и т.д.). Методическое обеспечение кабинета, где проходят занятия: компьютер, проектор, экран, выход в сеть Интернет, образцы газет, журналов, методическая литература.
Занятия кружка «Строчка за строчкой» строятся на основе следующих дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода.
• Принцип добровольности.
• Принцип глубокого взаимодоверия между учителем и учеником.
• Принцип связи обучения литературному творчеству с жизнью и окружающей средой;
• Принцип опоры на положительное.
Каждое занятие литературной студии состоит из нескольких этапов. Первый – организационный, на котором учитель ставит перед обучающимися цель (или же, предпочтительнее, дети сами приходят к ней). На этом же этапе дети могут выполнить вводные задания, цель которых – создать творческий настрой.
Второй этап – лингвистический, где идёт работа над языковым материалом, отбор слов, словосочетаний, предложений для последующей работы, создание «словарика».
На этом же этапе ведётся орфографическая и грамматическая работа: с помощью учителя (или под его руководством) проговариваются наиболее важные и сложные орфограммы, которые встречаются в опорных словах.
Третий этап – литературоведческий. На этом этапе обучающиеся получают сведения по теории литературы, необходимые для написания творческой работы.
Четвёртый этап – творческий. Это самый важный и самый интересный этап, так как именно при выполнении творческих заданий в полном объёме проявляется индивидуальность пишущего. Задания этого этапа построены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей шестиклассников и по принципу нарастающей трудности.
Логика выбора жанров, над которыми ведётся работа, строится по принципу от простого к сложному: начиная от жанров устного народного творчества – считалки, загадки и, далее, к таким жанрам как рассказ, сказка и стихотворения.

V. Мониторинг образовательных результатов

В течение занятий ведётся наблюдение за каждым ребёнком и его творческой деятельности. По результатам наблюдений и индивидуальных показателей освоения знаний, можно сделать выводы:
- о качестве теоретической и практической подготовки обучающихся;
- о развитии творческих способностей к данному виду деятельности;
- об умениях работать на результат, участвовать в проектной деятельности.
(Приложение 2)
А также проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:
1) Выполнение упражнений индивидуально, а парах, в микрогруппах.
2) Самоанализ и анализ творческих работ друг друга
3) защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме представления личного творческого досье, в которое входит «Блокнот идей», публикации в сборниках, результаты школьных, районных и областных конкурсах.

VI. Информационные источники


1. Бершадская Н.Р. и Халимовой В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986.
2. Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте: психологический очерк/ книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. – М., 2008.
4. Корсунский В. В. Психология литературного творчества школьников. – Ленинград, 1983.
5. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977. – 62 с., с. 26
6. Михайлов С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2. – С. 420
7. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998. – 296 с. 98-99

Приложение 1
План занятий

1 Вводное занятие. Содержание работы литературного кружка.
2. Что такое литературное творчество? Понятие творческой деятельности.
3. Давайте посчитаемся? Считалка как малый жанр фольклора. Речевые клише, характерные для считалок. Считалка и рифма. Сочинение считалок.
4. Музей русской загадки. Многообразие русских загадок. Образность и метафора как основа загадки.
5. Музей русской загадки. Составление и оформление загадок.
6. Выход в библиотеку посёлка Красные Ткачи. Знакомство с библиотекой. Тематическое занятие, посвящённое Преподобному Сергию Радонежскому.
7. Всех скороговорок не перескороговоришь… Скороговорка и её роль. Конкурс на лучшее произнесение скороговорки.
8. Всех скороговорок не перескороговоришь… Подготовка мини-проекта «Буклет скороговорок».
9. Чайная церемония «Осенние листья кружат и кружат». Сочинение синквейна на тему «Осень». Выразительное чтение и чтение наизусть любимых стихотворений известных русских поэтов. Подготовка к текущим литературным конкурсам.
10. Удивительные небылицы. Принципы и приёмы создания небылиц. Каламбур как составная часть небылицы. Составление небылицы по данному началу. Выпуск листовок.
11. Рекламный ролик как жанр современного литературного творчества. Рекламное объявление, его характерные признаки. Сочинение, творческое оформление и презентация рекламных объявлений собственного сочинения.
12-13 Литературная гостиная. Творческая встреча с писателями и поэтами. Подготовка к областному литературному конкурсу «Вдохновение»
14. Цветная сказка (жёлтая, белая, зелёная). Принципы построения текстов-повествований. Жанровые признаки сказка (пропедевтика).
15. Цветная сказка (жёлтая, белая, зелёная). Подготовка литературной странички в газету «Школа-новости». Подготовка к текущим литературным конкурсам.
16. Самая красивая птица (текст-описание). Лексические и грамматические особенности описания как типа речи. Работа с образцами текстов-описаний. Создание текста-описания птицы.
17. Зима – прекрасное время года (текст-рассуждение). Особенности рассуждения как типа речи.
18. Зима – прекрасное время года (текст-рассуждение). Анализ текстов-рассуждений. Создание и презентация текстов-рассуждений.
19. Выездное занятие. Экскурсия в литературно-мемориальный музей Н. А. Некрасова «Карабиха»
20. «Один день из жизни». Страничка дневника как литературный жанр. Жанровые особенности дневника. Работа с дневниковыми записями известных людей. Проект «Дневник придуманного героя» Индивидуальная подготовка к областному литературному конкурсу «Вдохновение».
21. Письмо другу. Знакомство с эпистолярным жанром. Виды письма, история письма, его структура. Индивидуальная подготовка к областному литературному конкурсу «Вдохновение».
22. Письмо другу. Написание и творческое оформление письма (литературному персонажу, герою фильма, книги). Индивидуальная подготовка к областному литературному конкурсу «Вдохновение».
23. Новогодний вечер «Миром правит волшебство». Чтение и художественное исполнение произведений собственного сочинения.

24. Сказка о животных. Жанровые особенности анималистических сказок. Анализ народной сказки.
25. Сказка о животных. Сочинение и творческая презентация сказки о животных по данному началу.
26. Бытовая сказка. Жанровые особенности бытовой сказки. Анализ одной сказки.
27. Бытовая сказка. Сочинение бытовой сказки по собственному или знакомому началу.
28. Волшебная сказка. Аукцион волшебных сказок. Особенности поэтики волшебной сказки.
29. Волшебная сказка. Сюжет и композиция волшебной сказки, сюжетные и речевые штампы. Сказочные герои, роль волшебства.
30-32 Литературные гостиные. Творческие встречи с писателями и поэтами. Индивидуальная подготовка к областному конкурсу юных поэтов «И вновь душа поэзией полна».
33. Волшебная сказка. Сочинение собственной волшебной сказки. Индивидуальная подготовка к областному конкурсу юных поэтов «И вновь душа поэзией полна».
34. Чайная церемония «Зимние посиделки». Лингвистические и литературные игры. Игра «Буриме» (пропедевтика сочинения стихотворения). Индивидуальная подготовка к областному конкурсу юных поэтов «И вновь душа поэзией полна».
35. Сказка по пословице. «Чему учат пословицы». Сочинение сказок по заданным или выбранным пословицам. Индивидуальная подготовка к районному творческому конкурсу «Проба пера-2015»
36. «Грамоте учиться – всегда пригодится». Учимся писать лингвистическую сказку на одно из правил русского языка. Индивидуальная подготовка к районному творческому конкурсу «Проба пера-2015»
37. Выездное занятие. Литературная экскурсия в дом-музей Богдановича (г. Ярославль).
38. Сказка «Я превратился в…» Развитие фантазии, творческого мышления, нестандартности мысли. Самостоятельная работа. Индивидуальная подготовка к районному творческому конкурсу «Проба пера-2015»
39. «Стихи сочиняем!» Сочинение двустиший по заданной рифме. Отличие стихотворной от прозаической речи.
40. «Стихи сочиняем!» Сочинение четверостиший на заданную тему. Индивидуальная подготовка к конкурсу творческих работ «Радуга»
41-42 Индивидуальная подготовка к конкурсу творческих работ «Радуга»
43. Литературная гостиная. Встреча с местными поэтами.
44. «Весна идёт, весне дорогу». Знакомство с видами рифмы и способами рифмовки. Сочинение стихотворений с помощью учителя.
45. «Весна идёт, весне дорогу». Сочинение стихотворений с помощью учителя.
46. Стихотворение «Мой родной край». Понятие о стихотворном размере. Сочинение стихотворений с помощью учителя.
47-51. Подготовка к районному конкурсу проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Умка»
52. Стихотворение «Мой родной край». Продолжение работы. Сочинение стихотворений с помощью учителя.
53. Стихотворение «Моё любимое домашнее животное». Композиция стихотворения. Размер, рифма, ритм. Работа по редактированию стихотворения собственного сочинения.
54. Стихотворение «Моё любимое домашнее животное». Работа по редактированию стихотворения собственного сочинения.
55-58. Выездные занятия. Посещение литературной студии «Парабола» в областной юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова
59-61. Чайные церемония «Творим, выдумываем, пробуем». Подготовка к текущим конкурсам.
61-65. «Кто во что горазд» Творческие мастерские. Индивидуальная работа обучающихся над наиболее полюбившимся жанром под руководством учителя. Подготовка итогового творческого сборника
66. Выход в литературно-мемориальный музей Н.А. Некрасова «Карабиха»
67. «Кто во что горазд» Творческая мастерская. Индивидуальная работа обучающихся над наиболее полюбившимся жанром под руководством учителя.
68. Подготовка итогового проекта – творческого сборника работ собственного сочинения. Отбор, редактирование, иллюстрирование работ.
69-70. Защита творческого сборника. Подведение итогов. Чайная церемония.

Муниципальное образовательное учреждение
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
Литературной студии «Проба пера»
для учащихся 4-х классов
Возраст обучающихся,
на которых рассчитана образовательная программа – 10 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2014

Пояснительная записка


«Ребёнок по природе – творец и мечтатель», - пишет Н. Н. Каландарова, автор методического пособия «Уроки речевого творчества». Именно поэтому у современного учителя, работающего по стандартам нового поколения, возникает необходимость поиска и разработки таких методических приёмов и средств обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся.
В рамках уроков русского языка и литературного чтения не всегда достаточно времени и возможностей для развития креативных качеств личности. Насыщенные учебные программы, сложность и объём учебного материала уже на ступени начальной школы оставляют литературное творчество на уроках словесности на второй план. Наконец, в классе, как правило, собраны обучающиеся разного уровня с разными индивидуальными способностями.
Данная программа продолжает систему занятий литературной студии «Проба пера», заложенную в предыдущем году обучения.
Цель работы студии – приобщение обучающихся к миру литературного творчества. Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1) Продолжение ознакомления обучающихся с теорией литературных жанров;
2) развитие грамотной, связной устной и письменной речи;
3) воспитание нравственной, активной, критически мыслящей личности, умеющей творчески подходить к решению жизненных ситуаций;
4) обучение навыкам проектно-исследовательской деятельности.
Данная цель и задачи являются актуальными, что обусловлено ФГОС 2010 года, согласно которому выпускник школы должен быть: «умеющим учиться, осознающим важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способным применять полученные знания на практике». Согласно требованиям Стандарта, предметные результаты обучения литературе должны отражать: «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Таким образом, программа литературной студии призвана дополнить содержание общеобразовательных программ и направлена на конкретный результат – самостоятельное сочинение обучающимися литературных произведений различных жанров.
Работа литературной студии была сформирована в результате выявления ряда важнейших проблем современного школьника, таких как отсутствие интереса к чтению художественной литературы, узость кругозора современных школьников, низкая культура речи, низкая мотивация к учебному процессу.
Занятия литературной студии «Проба пера» строятся на основе следующих дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода.
• Принцип добровольности.
• Принцип глубокого взаимодоверия между учителем и учеником.
• Принцип связи обучения литературному творчеству с жизнью и окружающей средой;
• Принцип опоры на положительное.
Программа построена по линейно-ступенчатому принципу и расширяет, дополняет теоретические знания, полученные обучающимися в предыдущем году. Она включает в себя разнообразные формы деятельности, такие как литературная гостиная, чайная церемония, мастер-класс, выездные занятия, литературные экскурсии. Кроме того, данная программа включает проектно-исследовательские задания, которыми завершается каждая учебная четверть. Работа над проектом представляет собой ряд взаимосвязанных этапов: формулировка проблемы, постановка задач, отбор материала, мини-исследование, оформление результатов, защита проекта и обсуждение. Процесс создания проекта может быть как индивидуальным, так и групповым.
Итоговым проектом литературной студии станет творческий сборник, в который войдут лучшие работы обучающихся, написанные в течение учебного года.
Логика программы, как и в предыдущем году, строится по принципу «от простого к сложному». Первая учебная четверть предполагает работу преимущественно над малыми жанрами: синквейн, шарада, метаграмма, мини-рассказ. Вторая четверть предполагает работу над рассказами разных типов речи. По сравнению с прошлым годом, содержание материала усложняется: обучающиеся создают не просто рассказ-повествование, а юмористический рассказ, описание приобретает сравнительный характер. Третья четверть знакомит обучающихся со стилями русского языка. Особое внимание уделяется языку художественной литературы и изобразительно-выразительным средствам: эпитетам, сравнениям, олицетворениям. Четвёртая четверть направлена на работу со стихотворными жанрами.

Срок реализации программы – 1 учебный год. Согласно программе, к концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
- ориентироваться в малых жанрах фольклора (пословица, поговорка, загадка) и литературы (рассказ, стихотворение);
- знать особенности поэтики изученных жанров;
- уметь создавать собственные тексты в соответствии с указанными жанровыми особенностями;
- уметь участвовать в проектно-исследовательской деятельности, защищать результаты собственного творчества.
Способы выявления данных результатов – творческие работы обучающихся, которые ребята создают на каждом занятии.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Комплектация групп – от 12 человек в группе.
Программа предполагает 3 выездных занятия: в музей-усадьбу Н.А. Некрасова «Карабиха», на занятие литературной студии «Парабола» в областную Юношескую библиотеку г. Ярославля, в библиотеку посёлка Красные Ткачи.
Кроме того, литературная студия предполагает выход на школьные, районные и областные творческие конкурсы, такие как «Проба пера», «Вдохновение», «И вновь душа поэзией полна…» и т.д.

План занятий

1 четверть

1 Вводное занятие. Чайная церемония «Лето, творческое лето»
2. «Осеннее настроение». Знакомство с жанром синквейн. Сочинение синквейнов на осеннюю тему
3. «Мой школьный день». Знакомство с жанром «стих в рисунке». Создание и презентация творческих работ.
4. «Кто – по грибы, а кто – по слова». Рассказ-небылица из собранных слов.
5. Литературная экскурсия в музей-усадьбу Н. А. Некрасова «Карабиха»
6. «Из апельсина – спаниель!» Сочиняем шарады и метаграммы. Художественное оформление и презентация работ.
7. Литературная гостиная. Творческая встреча с писателем.
8. «Энциклопедия одного слова». Подготовка исследовательских проектов
9.«Энциклопедия одного слова». Защита исследовательских проектов.

2 четверть
10. «Слова-друзья» и «слова-враги». Сказка с использованием синонимов и антонимов.
11 «Федя Тумбочкин и Люся Форточкина». Сочинение юмористического рассказа (выдуманного или из жизни)
12 «Журавль и синица». Сравнительное описание по выбранным критериям.
13. «Моя мечта». Создание текста-рассуждения на заданную тему.
14. Литературная гостиная. Встреча с Ярославскими поэтами и писателями из Союза писателей РФ
15.«Текст-похвальная грамота любимому писателю». Подготовка и защита речеведческих проектов.
16. Чайная церемония с приглашением родителей «А Новый год, а Новый год неслышно приближается…»

3 четверть
17 «Цирк, цирк, цирк…» Написание и презентация рассказов с использованием фразеологизмов.
18. Стили речи. Научный стиль. Составление инструкции по применению.
19. Публицистический стиль. Написание и редактирование заметки в газету на выбранную обучающимися тему.
20. Официально-деловой стиль. Составляем заявление и объяснительную записку.
21. Чайная церемония «Зимние посиделки». Чтение работ собственного сочинения, обсуждение книжных новинок, лингвистические и литературные игры.
22. Художественный стиль. Изобразительно-выразительные средства. Составление рассказа с использованием эпитетов.
23. «Ночью в лесу». Рассказ с использованием сравнений и олицетворений.
24. Выездное занятие в библиотеку посёлка Красные Ткачи
25. «Письмо литературному герою». Подготовка исследовательского проекта.
26. «Письмо литературному герою». Презентация исследовательского проекта.

4 четверть
27. «Юные поэты». Сочиняем стихотворение по заданной рифме.
28. «Эти капризные рифмы». Виды рифм, способы рифмовки. Сочинение четверостиший с использованием разных способов рифмовки.
29. «Мой весёлый зоопарк». Знакомство с понятием «стихотворный размер». Мастер-класс «Сочинение стихотворений двусложными размерами стиха».
30. «Весна идёт, весне дорогу». Сочинение стихотворений трёхсложными размерами стиха.
31. Выход в литературно-мемориальный музей Н.А. Некрасова «Карабиха»
32. Выездное занятие в литературную студию «Парабола». Встреча с председателем Ярославского Союза российских писателей Перцевым В. Ю,
33. «Памятник русскому слову». Подготовка и оформление исследовательского проекта.
34. «Памятник русскому слову». Презентация результатов исследовательского проекта. Подготовка творческого сборника по итогам учебного года.
35. Подготовка и презентация творческого литературного сборника по итогам учебного года.

Библиографический список
1. Бершадская Н.Р. и Халимовой В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986.
2. Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте: психологический очерк/ книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. – М., 2008.
4. Корсунский В. В. Психология литературного творчества школьников. – Ленинград, 1983.
5. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
6. Михайлов С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2.
7. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык. Методическое пособие и рабочая тетрадь. – М.: РОСТ книга, 2013.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998.
9. Синицын В. А. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. – М.: РОСТ книга, 2010.
10. Соколова Т. Н. Школа развития речи. Курс «Речь». Методическое пособие для 3 класса. – М.: РОСТ книга, 2010.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх