logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Муниципальное образовательное учреждение
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
Литературной студии «Проба пера»
для учащихся 4-х классов
Возраст обучающихся,
на которых рассчитана образовательная программа – 10 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2014

Пояснительная записка


«Ребёнок по природе – творец и мечтатель», - пишет Н. Н. Каландарова, автор методического пособия «Уроки речевого творчества». Именно поэтому у современного учителя, работающего по стандартам нового поколения, возникает необходимость поиска и разработки таких методических приёмов и средств обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся.
В рамках уроков русского языка и литературного чтения не всегда достаточно времени и возможностей для развития креативных качеств личности. Насыщенные учебные программы, сложность и объём учебного материала уже на ступени начальной школы оставляют литературное творчество на уроках словесности на второй план. Наконец, в классе, как правило, собраны обучающиеся разного уровня с разными индивидуальными способностями.
Данная программа продолжает систему занятий литературной студии «Проба пера», заложенную в предыдущем году обучения.
Цель работы студии – приобщение обучающихся к миру литературного творчества. Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1) Продолжение ознакомления обучающихся с теорией литературных жанров;
2) развитие грамотной, связной устной и письменной речи;
3) воспитание нравственной, активной, критически мыслящей личности, умеющей творчески подходить к решению жизненных ситуаций;
4) обучение навыкам проектно-исследовательской деятельности.
Данная цель и задачи являются актуальными, что обусловлено ФГОС 2010 года, согласно которому выпускник школы должен быть: «умеющим учиться, осознающим важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способным применять полученные знания на практике». Согласно требованиям Стандарта, предметные результаты обучения литературе должны отражать: «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Таким образом, программа литературной студии призвана дополнить содержание общеобразовательных программ и направлена на конкретный результат – самостоятельное сочинение обучающимися литературных произведений различных жанров.
Работа литературной студии была сформирована в результате выявления ряда важнейших проблем современного школьника, таких как отсутствие интереса к чтению художественной литературы, узость кругозора современных школьников, низкая культура речи, низкая мотивация к учебному процессу.
Занятия литературной студии «Проба пера» строятся на основе следующих дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода.
• Принцип добровольности.
• Принцип глубокого взаимодоверия между учителем и учеником.
• Принцип связи обучения литературному творчеству с жизнью и окружающей средой;
• Принцип опоры на положительное.
Программа построена по линейно-ступенчатому принципу и расширяет, дополняет теоретические знания, полученные обучающимися в предыдущем году. Она включает в себя разнообразные формы деятельности, такие как литературная гостиная, чайная церемония, мастер-класс, выездные занятия, литературные экскурсии. Кроме того, данная программа включает проектно-исследовательские задания, которыми завершается каждая учебная четверть. Работа над проектом представляет собой ряд взаимосвязанных этапов: формулировка проблемы, постановка задач, отбор материала, мини-исследование, оформление результатов, защита проекта и обсуждение. Процесс создания проекта может быть как индивидуальным, так и групповым.
Итоговым проектом литературной студии станет творческий сборник, в который войдут лучшие работы обучающихся, написанные в течение учебного года.
Логика программы, как и в предыдущем году, строится по принципу «от простого к сложному». Первая учебная четверть предполагает работу преимущественно над малыми жанрами: синквейн, шарада, метаграмма, мини-рассказ. Вторая четверть предполагает работу над рассказами разных типов речи. По сравнению с прошлым годом, содержание материала усложняется: обучающиеся создают не просто рассказ-повествование, а юмористический рассказ, описание приобретает сравнительный характер. Третья четверть знакомит обучающихся со стилями русского языка. Особое внимание уделяется языку художественной литературы и изобразительно-выразительным средствам: эпитетам, сравнениям, олицетворениям. Четвёртая четверть направлена на работу со стихотворными жанрами.

Срок реализации программы – 1 учебный год. Согласно программе, к концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
- ориентироваться в малых жанрах фольклора (пословица, поговорка, загадка) и литературы (рассказ, стихотворение);
- знать особенности поэтики изученных жанров;
- уметь создавать собственные тексты в соответствии с указанными жанровыми особенностями;
- уметь участвовать в проектно-исследовательской деятельности, защищать результаты собственного творчества.
Способы выявления данных результатов – творческие работы обучающихся, которые ребята создают на каждом занятии.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. Форма занятий – групповая внеклассная, режим занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Комплектация групп – от 12 человек в группе.
Программа предполагает 3 выездных занятия: в музей-усадьбу Н.А. Некрасова «Карабиха», на занятие литературной студии «Парабола» в областную Юношескую библиотеку г. Ярославля, в библиотеку посёлка Красные Ткачи.
Кроме того, литературная студия предполагает выход на школьные, районные и областные творческие конкурсы, такие как «Проба пера», «Вдохновение», «И вновь душа поэзией полна…» и т.д.

План занятий

1 четверть

1 Вводное занятие. Чайная церемония «Лето, творческое лето»
2. «Осеннее настроение». Знакомство с жанром синквейн. Сочинение синквейнов на осеннюю тему
3. «Мой школьный день». Знакомство с жанром «стих в рисунке». Создание и презентация творческих работ.
4. «Кто – по грибы, а кто – по слова». Рассказ-небылица из собранных слов.
5. Литературная экскурсия в музей-усадьбу Н. А. Некрасова «Карабиха»
6. «Из апельсина – спаниель!» Сочиняем шарады и метаграммы. Художественное оформление и презентация работ.
7. Литературная гостиная. Творческая встреча с писателем.
8. «Энциклопедия одного слова». Подготовка исследовательских проектов
9.«Энциклопедия одного слова». Защита исследовательских проектов.

2 четверть
10. «Слова-друзья» и «слова-враги». Сказка с использованием синонимов и антонимов.
11 «Федя Тумбочкин и Люся Форточкина». Сочинение юмористического рассказа (выдуманного или из жизни)
12 «Журавль и синица». Сравнительное описание по выбранным критериям.
13. «Моя мечта». Создание текста-рассуждения на заданную тему.
14. Литературная гостиная. Встреча с Ярославскими поэтами и писателями из Союза писателей РФ
15.«Текст-похвальная грамота любимому писателю». Подготовка и защита речеведческих проектов.
16. Чайная церемония с приглашением родителей «А Новый год, а Новый год неслышно приближается…»

3 четверть
17 «Цирк, цирк, цирк…» Написание и презентация рассказов с использованием фразеологизмов.
18. Стили речи. Научный стиль. Составление инструкции по применению.
19. Публицистический стиль. Написание и редактирование заметки в газету на выбранную обучающимися тему.
20. Официально-деловой стиль. Составляем заявление и объяснительную записку.
21. Чайная церемония «Зимние посиделки». Чтение работ собственного сочинения, обсуждение книжных новинок, лингвистические и литературные игры.
22. Художественный стиль. Изобразительно-выразительные средства. Составление рассказа с использованием эпитетов.
23. «Ночью в лесу». Рассказ с использованием сравнений и олицетворений.
24. Выездное занятие в библиотеку посёлка Красные Ткачи
25. «Письмо литературному герою». Подготовка исследовательского проекта.
26. «Письмо литературному герою». Презентация исследовательского проекта.

4 четверть
27. «Юные поэты». Сочиняем стихотворение по заданной рифме.
28. «Эти капризные рифмы». Виды рифм, способы рифмовки. Сочинение четверостиший с использованием разных способов рифмовки.
29. «Мой весёлый зоопарк». Знакомство с понятием «стихотворный размер». Мастер-класс «Сочинение стихотворений двусложными размерами стиха».
30. «Весна идёт, весне дорогу». Сочинение стихотворений трёхсложными размерами стиха.
31. Выход в литературно-мемориальный музей Н.А. Некрасова «Карабиха»
32. Выездное занятие в литературную студию «Парабола». Встреча с председателем Ярославского Союза российских писателей Перцевым В. Ю,
33. «Памятник русскому слову». Подготовка и оформление исследовательского проекта.
34. «Памятник русскому слову». Презентация результатов исследовательского проекта. Подготовка творческого сборника по итогам учебного года.
35. Подготовка и презентация творческого литературного сборника по итогам учебного года.

Библиографический список
1. Бершадская Н.Р. и Халимовой В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986.
2. Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте: психологический очерк/ книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. – М., 2008.
4. Корсунский В. В. Психология литературного творчества школьников. – Ленинград, 1983.
5. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
6. Михайлов С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2.
7. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык. Методическое пособие и рабочая тетрадь. – М.: РОСТ книга, 2013.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998.
9. Синицын В. А. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. – М.: РОСТ книга, 2010.
10. Соколова Т. Н. Школа развития речи. Курс «Речь». Методическое пособие для 3 класса. – М.: РОСТ книга, 2010.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх