logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Муниципальное образовательное учреждение
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

Утверждена
Директор школы __________ (Мухина М. П.)

Рабочая программа
кружка «Строчка за строчкой»
Возраст обучающихся,
на которых рассчитана образовательная программа – 9-14 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 учебный год

Бутусов А. В.,
учитель русского языка и литературы

Красные Ткачи, 2014


Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание курса
4. Методическое обеспечение
5. Мониторинг образовательных результатов
6. Библиографический список

Приложение. Календарно-тематическое планирование

I. Пояснительная записка


«Ребёнок по природе – творец и мечтатель», - пишет Н. Н. Каландарова, автор методического пособия «Уроки речевого творчества». Именно поэтому у современного учителя, работающего по стандартам нового поколения, возникает необходимость поиска и разработки таких методических приёмов и средств обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся.
В рамках уроков русского языка и литературного чтения не всегда достаточно времени и возможностей для развития креативных качеств личности. Насыщенные учебные программы, сложность и объём учебного материала уже на ступени начальной школы оставляют литературное творчество на уроках словесности на второй план. Наконец, в классе, как правило, собраны обучающиеся разного уровня с разными индивидуальными способностями.
Программа кружка «Строчка за строчкой» составлена на основе программы занятий внеурочной деятельности «Проба пера». Она предполагает реализацию содержания во внеучебное время, где обучающиеся под руководством учителя будут последовательно и целенаправленно работать над сочинением миниатюр разных жанров. Особенностью данного кружка является практическая составляющая, представляющая собой подготовку к школьным, районным и областным литературным конкурсам.
В основе программы лежит логика литературного творческого кружка, предложенного Н. Н. Каландаровой в методическом пособии «Уроки речевого развития». Срок реализации программы – 1 учебный год (70 учебных часов, 2 часа в неделю). Согласно программе, к концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
- ориентироваться в малых жанрах фольклора (пословица, поговорка, загадка) и литературы (рассказ, стихотворение);
- знать особенности поэтики изученных жанров;
- овладеть элементарными навыками анализа художественных текстов;
- уметь создавать, анализировать, редактировать и презентовать собственные тексты в соответствии с указанными жанровыми особенностями;
- уметь реализовывать приобретённые знания и умения в проектной деятельности
Способы выявления данных результатов – творческие работы обучающихся, которые ребята создают на каждом занятии, участие в районных и областных литературных конкурсов, мини-проекты, предусмотренные рабочей программой, «блокноты идей», которые ведут обучающиеся.

Цель работы кружка – приобщение обучающихся к миру литературного творчества. Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1) Расширение и углубление лингвистических и литературоведческих знаний, полученных на уроках литературы и занятиях литературной студии «Проба пера»
2) обучение грамотной, связной устной и письменной речи;
3) обучение навыкам анализа литературного текста;
4) воспитание нравственного отношения к окружающему миру.
5) формирование навыков осуществления проектной и исследовательской деятельности.
Данная цель и задачи являются актуальными, так как развитие креативных качеств личности обусловлено стандартами нового поколения. «Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи)», - сказано в стандарте.
Наконец, одной из целей нового стандарта по литературе является «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности». Работа литературной студии была сформирована в результате выявления ряда важнейших проблем современного школьника, таких как отсутствие интереса к чтению художественной литературы, узость кругозора современных школьников, низкая культура речи, низкая мотивация к учебному процессу.
Принцип набора обучающихся – по желанию детей и родителей. В группу входят обучающиеся разного возраста (9-15 лет), пробующие себя в роли юных поэтов и писателей, желающие углубить и расширить имеющиеся у них лингвистические и литературоведческие знания. Это те обучающиеся, которые целенаправленно готовятся к участию в конкурсах, мероприятиях, фестивалях.
Программа предполагает 5 выездных занятий: в музей-усадьбу Н.А. Некрасова «Карабиха», на занятие литературной студии «Парабола» в областную Юношескую библиотеку г. Ярославля, в библиотеку посёлка Красные Ткачи, в музей Богдановича в город Ярославль. Кроме того, включает такие нетрадиционные формы занятий как литературный вечер, на котором состоится встреча с поэтами из Ярославского Союза писателей; литературная гостиная, «Чайная церемония» и так далее.
Наконец, занятия кружка предполагают выход на школьные, районные и областные творческие конкурсы, такие как «Родной край», «Проба пера», «Вдохновение», «И вновь душа поэзией полна», «Радуга» и т.д.

II. Учебно-тематический план

Теория:

1. Вводное занятие. 2 часа
2. Малые жанры фольклора и современного речевого творчества 7 часов
3. Рассказ. Виды рассказа по типу речи (повествование, описание, рассуждение) 8 часов
4. Сказка и её виды: волшебная, бытовая, о животных и т.д. 10 часов
5. Стихотворения. Рифма, ритм, стихотворный размер. 8 часов
Итого 35 часов

Практика:

1. Литературные экскурсии, выездные занятия 5 часов
2. Чайные церемонии 6 часов
3. Литературные гостиные и творческие вечера 4 часа
4. Творческие мастерские 4 часа
5. Подготовка к конкурсам и участие в них 16 часов
Итого 35
ВСЕГО 70

III. Содержание курса


Теория.
1. Вводное занятие. Литературное творчество и творческая деятельность. Виды творчества. Творческий продукт. План работы литературной студии на учебный год. Литературные конкурсы. Формы работы литературной студии. «Блокнот идей». Опыт работы предыдущих обучающихся.
2. Малые жанры фольклора и современные речевые жанры. Считалка как малый жанр фольклора. История происхождения считалки. Роль считалки в старину и в наши дни. Многообразие русской считалки. Речевые клише, характерные для считалок. Рифмованный характер считалок. Загадка как жанр фольклора. Значение загадки в быту и практике наших предков. Тематические группы загадок. Способы построения загадки. Метафора и сравнение. Образность. Переносный смысл слова. Скороговорка и её значение в жизни человека. Народные и авторские скороговорки. Особенности жанра. Небылица. Принципы и приёмы создания небылиц. Каламбур как составная часть небылицы. Рекламный ролик как жанр современного речевого творчества. Характерные признаки рекламного объявления. Структура рекламного объявления.
3. Рассказ. Виды рассказа по типу речи (повествование, описание, рассуждение). Особенности повествования как типа речи. Структурные компоненты повествования. Отличительные особенности описания как типа речи. Прилагательные как средства описания. Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Структура текста-рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Особенности жанра «дневниковая запись», эпистолярного жанра.
4. Сказка и её виды. История возникновения жанра «сказка». Народные и авторские сказки. Сказки русских писателей, сказки народов мира. Сказки о животных (анималистические), их характерные признаки. Аллегория. Бытовая сказка, её признаки, герои, события. Бытовая сказка и народная мудрость. Дидактизм бытовых сказок. Волшебная сказка. Волшебные герои, предметы, ситуации. Структурные компоненты волшебных сказок. «Штампы» на уровне сюжета, персонажей, языка. Идейное содержание волшебной сказки.
5. Стихотворения. Понятие о стихотворной и прозаической речи. Рифма. Ритм. Виды рифм: точная-неточная, мужская-женская. Способы рифмовки: парная, перекрёстная, кольцевая. Стихотворный размер: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Выразительные средства в стихотворении. Образность слова. Лирический сюжет.

Практика
1. Литературные экскурсии, выездные занятия. Литературные экскурсии в музей-усадьбу Н. А. Некрасова «Карабиха». Знакомство с усадьбой, её устройством. Посещение личных комнат поэта. Знакомство с особенностями творческого процесса поэта. Прогулки по паркам. Посещение экспозиции «Чему и как учили 100 лет назад». Выразительное чтение любимых стихотворений Некрасова. Чтение наизусть стихотворений собственного сочинения. Самостоятельное написание творческих работ по впечатлениям. Выездное занятие в музей Богдановича. Знакомство с творческой личностью поэта, с мемориальной экспозицией. Выездное занятие в библиотеку посёлка Красные Ткачи. Тематическое занятие, посвящённое Преподобному Сергию Радонежскому. Посещение занятия литературной студии «Парабола» в областной юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова.
2. Чайные церемонии. Выполнение практических, творческих заданий. Лингвистические и литературные игры. Презентации результатов собственного литературного творчества, обсуждение первых творческих опытов в домашней, тёплой обстановке за чайным столом.
3. Литературные гостиные. Встречи со старшими ребятами, которые пробуют сочинять. Выполнение совместных творческих заданий, общение, деление опытом. Встреча со студентами Ярославского индустриально-педагогического колледжа, пишущими стихотворения и прозу. Встреча с Ярославскими поэтами и писателями. Мастер-классы, вопросы-ответы, творческие беседы.
4. Творческие мастерские. Мастер-классы, самостоятельная работа обучающихся над полюбившимися жанрами, работа в группах, работа над мини-проектами, самообучение, взаимообучение.
5. Подготовка творческого проекта. По плану, таковым проектом станет сборник, в который войдут стихотворения, рассказы, сказки, загадки, считалки и прочие миниатюры, написанные самими детьми. Для реализации проекта будут выбраны наиболее активные обучающиеся. Проект будет включать следующие этапы: отбор материалов для сборника, их редактирование совместно с авторами, обсуждение структуры сборника, оформление и создание иллюстраций, компьютерная вёрстка, защита сборника.
6. Подготовка к районным и областным литературным конкурсам и участие в них: «Край родной», «Вдохновение», «Проба пера», «И вновь душа поэзией полна», «Умка» и т.д.

IV. Методическое обеспечение


Курс делится на теоретические и практические блоки. В то же время курс кружка является практикоориентированным, следовательно, теоретические занятия включают упражнения на закрепление и обязательно творческие задания.
Занятия проходят в форме мастер-классов, литературных гостиных, творческих мастерских, литературных экскурсий, практических заданий, занятий, направленных на проектную деятельность. На занятиях преподаватель применяет следующие методы: словесные (эвристические и проблемные беседы, обсуждения в группах, защита продуктов творческой деятельности, рассказ и т.д.), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (упражнение, анализ текстов, составление текстов собственного сочинения, редактирование текстов, оформление созданных текстов и т.д.). Методическое обеспечение кабинета, где проходят занятия: компьютер, проектор, экран, выход в сеть Интернет, образцы газет, журналов, методическая литература.
Занятия кружка «Строчка за строчкой» строятся на основе следующих дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода.
• Принцип добровольности.
• Принцип глубокого взаимодоверия между учителем и учеником.
• Принцип связи обучения литературному творчеству с жизнью и окружающей средой;
• Принцип опоры на положительное.
Каждое занятие литературной студии состоит из нескольких этапов. Первый – организационный, на котором учитель ставит перед обучающимися цель (или же, предпочтительнее, дети сами приходят к ней). На этом же этапе дети могут выполнить вводные задания, цель которых – создать творческий настрой.
Второй этап – лингвистический, где идёт работа над языковым материалом, отбор слов, словосочетаний, предложений для последующей работы, создание «словарика».
На этом же этапе ведётся орфографическая и грамматическая работа: с помощью учителя (или под его руководством) проговариваются наиболее важные и сложные орфограммы, которые встречаются в опорных словах.
Третий этап – литературоведческий. На этом этапе обучающиеся получают сведения по теории литературы, необходимые для написания творческой работы.
Четвёртый этап – творческий. Это самый важный и самый интересный этап, так как именно при выполнении творческих заданий в полном объёме проявляется индивидуальность пишущего. Задания этого этапа построены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей шестиклассников и по принципу нарастающей трудности.
Логика выбора жанров, над которыми ведётся работа, строится по принципу от простого к сложному: начиная от жанров устного народного творчества – считалки, загадки и, далее, к таким жанрам как рассказ, сказка и стихотворения.

V. Мониторинг образовательных результатов

В течение занятий ведётся наблюдение за каждым ребёнком и его творческой деятельности. По результатам наблюдений и индивидуальных показателей освоения знаний, можно сделать выводы:
- о качестве теоретической и практической подготовки обучающихся;
- о развитии творческих способностей к данному виду деятельности;
- об умениях работать на результат, участвовать в проектной деятельности.
(Приложение 2)
А также проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:
1) Выполнение упражнений индивидуально, а парах, в микрогруппах.
2) Самоанализ и анализ творческих работ друг друга
3) защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме представления личного творческого досье, в которое входит «Блокнот идей», публикации в сборниках, результаты школьных, районных и областных конкурсах.

VI. Информационные источники


1. Бершадская Н.Р. и Халимовой В.З. Литературное творчество учащихся в школе,1986.
2. Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте: психологический очерк/ книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. – М., 2008.
4. Корсунский В. В. Психология литературного творчества школьников. – Ленинград, 1983.
5. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977. – 62 с., с. 26
6. Михайлов С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2. – С. 420
7. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998. – 296 с. 98-99

Приложение 1
План занятий

1 Вводное занятие. Содержание работы литературного кружка.
2. Что такое литературное творчество? Понятие творческой деятельности.
3. Давайте посчитаемся? Считалка как малый жанр фольклора. Речевые клише, характерные для считалок. Считалка и рифма. Сочинение считалок.
4. Музей русской загадки. Многообразие русских загадок. Образность и метафора как основа загадки.
5. Музей русской загадки. Составление и оформление загадок.
6. Выход в библиотеку посёлка Красные Ткачи. Знакомство с библиотекой. Тематическое занятие, посвящённое Преподобному Сергию Радонежскому.
7. Всех скороговорок не перескороговоришь… Скороговорка и её роль. Конкурс на лучшее произнесение скороговорки.
8. Всех скороговорок не перескороговоришь… Подготовка мини-проекта «Буклет скороговорок».
9. Чайная церемония «Осенние листья кружат и кружат». Сочинение синквейна на тему «Осень». Выразительное чтение и чтение наизусть любимых стихотворений известных русских поэтов. Подготовка к текущим литературным конкурсам.
10. Удивительные небылицы. Принципы и приёмы создания небылиц. Каламбур как составная часть небылицы. Составление небылицы по данному началу. Выпуск листовок.
11. Рекламный ролик как жанр современного литературного творчества. Рекламное объявление, его характерные признаки. Сочинение, творческое оформление и презентация рекламных объявлений собственного сочинения.
12-13 Литературная гостиная. Творческая встреча с писателями и поэтами. Подготовка к областному литературному конкурсу «Вдохновение»
14. Цветная сказка (жёлтая, белая, зелёная). Принципы построения текстов-повествований. Жанровые признаки сказка (пропедевтика).
15. Цветная сказка (жёлтая, белая, зелёная). Подготовка литературной странички в газету «Школа-новости». Подготовка к текущим литературным конкурсам.
16. Самая красивая птица (текст-описание). Лексические и грамматические особенности описания как типа речи. Работа с образцами текстов-описаний. Создание текста-описания птицы.
17. Зима – прекрасное время года (текст-рассуждение). Особенности рассуждения как типа речи.
18. Зима – прекрасное время года (текст-рассуждение). Анализ текстов-рассуждений. Создание и презентация текстов-рассуждений.
19. Выездное занятие. Экскурсия в литературно-мемориальный музей Н. А. Некрасова «Карабиха»
20. «Один день из жизни». Страничка дневника как литературный жанр. Жанровые особенности дневника. Работа с дневниковыми записями известных людей. Проект «Дневник придуманного героя» Индивидуальная подготовка к областному литературному конкурсу «Вдохновение».
21. Письмо другу. Знакомство с эпистолярным жанром. Виды письма, история письма, его структура. Индивидуальная подготовка к областному литературному конкурсу «Вдохновение».
22. Письмо другу. Написание и творческое оформление письма (литературному персонажу, герою фильма, книги). Индивидуальная подготовка к областному литературному конкурсу «Вдохновение».
23. Новогодний вечер «Миром правит волшебство». Чтение и художественное исполнение произведений собственного сочинения.

24. Сказка о животных. Жанровые особенности анималистических сказок. Анализ народной сказки.
25. Сказка о животных. Сочинение и творческая презентация сказки о животных по данному началу.
26. Бытовая сказка. Жанровые особенности бытовой сказки. Анализ одной сказки.
27. Бытовая сказка. Сочинение бытовой сказки по собственному или знакомому началу.
28. Волшебная сказка. Аукцион волшебных сказок. Особенности поэтики волшебной сказки.
29. Волшебная сказка. Сюжет и композиция волшебной сказки, сюжетные и речевые штампы. Сказочные герои, роль волшебства.
30-32 Литературные гостиные. Творческие встречи с писателями и поэтами. Индивидуальная подготовка к областному конкурсу юных поэтов «И вновь душа поэзией полна».
33. Волшебная сказка. Сочинение собственной волшебной сказки. Индивидуальная подготовка к областному конкурсу юных поэтов «И вновь душа поэзией полна».
34. Чайная церемония «Зимние посиделки». Лингвистические и литературные игры. Игра «Буриме» (пропедевтика сочинения стихотворения). Индивидуальная подготовка к областному конкурсу юных поэтов «И вновь душа поэзией полна».
35. Сказка по пословице. «Чему учат пословицы». Сочинение сказок по заданным или выбранным пословицам. Индивидуальная подготовка к районному творческому конкурсу «Проба пера-2015»
36. «Грамоте учиться – всегда пригодится». Учимся писать лингвистическую сказку на одно из правил русского языка. Индивидуальная подготовка к районному творческому конкурсу «Проба пера-2015»
37. Выездное занятие. Литературная экскурсия в дом-музей Богдановича (г. Ярославль).
38. Сказка «Я превратился в…» Развитие фантазии, творческого мышления, нестандартности мысли. Самостоятельная работа. Индивидуальная подготовка к районному творческому конкурсу «Проба пера-2015»
39. «Стихи сочиняем!» Сочинение двустиший по заданной рифме. Отличие стихотворной от прозаической речи.
40. «Стихи сочиняем!» Сочинение четверостиший на заданную тему. Индивидуальная подготовка к конкурсу творческих работ «Радуга»
41-42 Индивидуальная подготовка к конкурсу творческих работ «Радуга»
43. Литературная гостиная. Встреча с местными поэтами.
44. «Весна идёт, весне дорогу». Знакомство с видами рифмы и способами рифмовки. Сочинение стихотворений с помощью учителя.
45. «Весна идёт, весне дорогу». Сочинение стихотворений с помощью учителя.
46. Стихотворение «Мой родной край». Понятие о стихотворном размере. Сочинение стихотворений с помощью учителя.
47-51. Подготовка к районному конкурсу проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Умка»
52. Стихотворение «Мой родной край». Продолжение работы. Сочинение стихотворений с помощью учителя.
53. Стихотворение «Моё любимое домашнее животное». Композиция стихотворения. Размер, рифма, ритм. Работа по редактированию стихотворения собственного сочинения.
54. Стихотворение «Моё любимое домашнее животное». Работа по редактированию стихотворения собственного сочинения.
55-58. Выездные занятия. Посещение литературной студии «Парабола» в областной юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова
59-61. Чайные церемония «Творим, выдумываем, пробуем». Подготовка к текущим конкурсам.
61-65. «Кто во что горазд» Творческие мастерские. Индивидуальная работа обучающихся над наиболее полюбившимся жанром под руководством учителя. Подготовка итогового творческого сборника
66. Выход в литературно-мемориальный музей Н.А. Некрасова «Карабиха»
67. «Кто во что горазд» Творческая мастерская. Индивидуальная работа обучающихся над наиболее полюбившимся жанром под руководством учителя.
68. Подготовка итогового проекта – творческого сборника работ собственного сочинения. Отбор, редактирование, иллюстрирование работ.
69-70. Защита творческого сборника. Подведение итогов. Чайная церемония.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх