logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

(рассказ с использованием фразеологизмов)

1. Прочитайте предложения, попробуйте найти в них фразеологизмы. Чем они отличаются от обычных словосочетаний?

Петя бежал сломя голову. После пятёрки за контрольную по математике Катя была на седьмом небе от счастья. «Я в этом деле стреляный воробей», - заявил Серёжа.

________________________________________________________

2. Прочитайте внимательно текст. Попробуйте заменить каждый фразеологизм одним словом. Как изменился текст? Сделайте вывод о роли фразеологизмов в художественной речи.

Ещё совсем недавно я пешком под стол ходил, а теперь, как снег на голову, вырос, пора в школу!

Ну вот я пришёл, значит, 1 сентября на линейку. Народу - негде яблоку упасть. Все шумят, веселятся, радуются. Тут вышел директор, поздравил всех с праздником и говорит: «У нас в школе некогда бить баклуши! Нужно работать с огоньком, засучив рукава, так чтобы комар носа не подточил».

Вдруг набежали тучки – и как из ведра хлынул дождь. Все бросились по классам. Сели, а учительница говорит: «Самое главное, чтобы вы были не разлей вода».

Первое время мы были без году неделя, но зато скоро стали стреляными воробьями.

________________________________________________________

3. Вставьте в текст подходящие по смыслу фразеологизмы [http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/04/10/didakticheskiy-material-frazeologizmy] .

«Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим. Поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - ___________________________.

Мы, конечно, обрадовались, _____________________________,

слушаем. Мой братишка так совсем __________________________. от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, из ружья палить будем. Потом он мне покою на привале не давал. «Пойдём да пойдём,- говорит, - он такой мастер рыбу ловить - ________________________________». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы ____________________________. Обманул он нас.

Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров ____

_____________ отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же приглашал нас рыбу ловить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед. – Всё время кому-нибудь __

__________________________.

А братишка - __________________________. Я, конечно, тоже почувствовал себя ___________________________.

- Ничего, ребятишки, - успокоил дед. – Со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели. А уха была - _______________________________. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Слова для справок: голову потерял, пальчики оближешь, морочит голову, собаку на этом деле съел, уши развесил, попались на удочку, ни в сказке сказать – ни пером описать, одним духом, не в своей тарелке, слёзы в три ручья.

4. Сочините рассказ (возможно, юмористический) на тему «Цирк, цирк, цирк» с использованием фразеологизмов:

Во что бы то ни стало, ломать голову, душа ушла в пятки, ни зги не видно, на седьмом небе от счастья, водить за нос, показывать нос, разинуть рот, подвернуться под руку, голову даю на отсечение, броситься в глаза, вверх тормашками.

В случае затруднения со значением фразеологизмов обратитесь к фразеологическому словарю. Проиллюстрируйте свою работу.

________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх