1. Изучите таблицу и выскажите предположения, чем отличаются сравнения от метафор.
сравнения | метафоры |
Волосы как золото Рожь словно море Бумаги, будто горы Вода похожа на зеркало Площади как ладони |
Золото волос Море ржи Горы бумаги Зеркало воды Ладони площадей |
1)_________________________________________________________
2)_________________________________________________________
3)_________________________________________________________
2. Вставьте подходящие по смыслу эпитеты. Проверьте себя, найдя тексты в Интернете или сборниках стихотворений.
а) «Лес, точно ______________расписной.
Лиловый, золотой, багряный» (И. А. Бунин)
б) «Всё рожь кругом, как ____________ живая,
Ни замков, ни морей, ни гор» (Н. А. Некрасов)
в) «В небе тают облака.
И лучистая, на зное
В искрах катится река,
Словно ____________стальное» (Ф. И. Тютчев)
3. Превратите метафоры в сравнения. Составьте с ними предложения или небольшие тексты.
- океан вечерних огней;
- диск луны;
- лента дороги;
- снег яблонь;
- колодцы домов.
Сделайте к двум-трём сравнениям иллюстрации (на отдельном листе).
________________________________________________
4. Напишите рассказ «Ночью в лесу» с использованием сравнений и метафор. Воспользуйтесь планом подготовки.
а) Прочитайте отрывок из повести К. Паустовского «Мещерская сторона»;
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.
А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричи г выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
б) Рассмотрите репродукцию картины Юлия Клевера «Девственный лес». Какими представляются вам теперь сумерки в лесу?
в) Если случалось вам самим быть ночью в лесу – вспомните свои наблюдения, ощущения.
г) Составьте «копилку красивых слов» (копилку метафор, эпитетов, сравнений). Старайтесь, чтобы придуманные вами изобразительные средства были оригинальными.
_________________________________________________________
д) Составьте план текста.
_________________________________________________________
е) Запишите текст на черновик. Отредактируйте текст в парах, покажите учителю.
ж) Перепишите текст на заготовку, которую вам предложит учитель.