logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Изучите таблицу и выскажите предположения, чем отличаются сравнения от метафор.

сравнения метафоры

Волосы как золото

Рожь словно море

Бумаги, будто горы

Вода похожа на зеркало

Площади как ладони

Золото волос

Море ржи

Горы бумаги

Зеркало воды

Ладони площадей

1)_________________________________________________________

2)_________________________________________________________

3)_________________________________________________________

2. Вставьте подходящие по смыслу эпитеты. Проверьте себя, найдя тексты в Интернете или сборниках стихотворений.

а) «Лес, точно ______________расписной.

Лиловый, золотой, багряный» (И. А. Бунин)

б) «Всё рожь кругом, как ____________ живая,

Ни замков, ни морей, ни гор» (Н. А. Некрасов)

в) «В небе тают облака.

И лучистая, на зное

В искрах катится река,

Словно ____________стальное» (Ф. И. Тютчев)

3. Превратите метафоры в сравнения. Составьте с ними предложения или небольшие тексты.

- океан вечерних огней;

- диск луны;

- лента дороги;

- снег яблонь;

- колодцы домов.

Сделайте к двум-трём сравнениям иллюстрации (на отдельном листе).

________________________________________________

4. Напишите рассказ «Ночью в лесу» с использованием сравнений и метафор. Воспользуйтесь планом подготовки.

а) Прочитайте отрывок из повести К. Паустовского «Мещерская сторона»;

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричи г выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

б) Рассмотрите репродукцию картины Юлия Клевера «Девственный лес». Какими представляются вам теперь сумерки в лесу?

proba pera 9

proba pera 9

в) Если случалось вам самим быть ночью в лесу – вспомните свои наблюдения, ощущения.

г) Составьте «копилку красивых слов» (копилку метафор, эпитетов, сравнений). Старайтесь, чтобы придуманные вами изобразительные средства были оригинальными.

_________________________________________________________

д) Составьте план текста.

_________________________________________________________

е) Запишите текст на черновик. Отредактируйте текст в парах, покажите учителю.

ж) Перепишите текст на заготовку, которую вам предложит учитель.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх