1. Допишите определения и приведите примеры:
Синонимы – это _______________________________________________
____________________________________________________________
Антонимы – это _______________________________________________
____________________________________________________________
Антонимический ряд – это ______________________________________
____________________________________________________________
2. Определите, в каком тексте используются синонимы, в каком-антонимы.
а) Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную:
Золотой - полушку медную (М. Цветаева)
б) Знать, высоте покой несносен:
Уже который день подряд
Зеленые верхушки сосен
Трепещут, мечутся, дрожат.
(В.Савельев)
Подумайте, какова роль синонимов и антонимов в художественных текстах.
__________________________________________________
3. Познакомьтесь со словарём синонимов и антонимов. Подготовьте краткое выступление по плану:
- сколько всего в словаре единиц;
- кто автор словаря;
- кому может быть рекомендован к работе;
- чем может быть полезен конкретно вам.
__________________________________________________
4. Прочитайте сочинения учеников. Кажутся ли они вам удачными? Почему? Отредактируйте каждый текст, пользуясь словарём синонимов.
а) На выходных я ездил к бабушке в деревню. Дом у бабушки большой! Рядом растёт большое дерево. А сад у бабушки – большой-пребольшой! Сразу за огородом начинается большое поле. Весной, когда его только вспашут, по полю ходят большие грачи.
__________________________________________________
б) Мы проезжали лес. И справа, и слева росли зелёные душистые сосны. Под ногами, в зелёной траве, скакали зелёные кузнечики. На нашем пути было болотце с зелёной тиной. Из воды торчали кочки, покрытые зелёным мхом.
__________________________________________________
5. Подберите синонимы к слову «Дорога». Составьте небольшое сочинение-описание вашего путешествия на юг (в деревню, в поход), пользуясь максимальным количеством синонимов.
__________________________________________________
6. Сочините лингвистическую сказку о дружбе синонимов и вражде антонимов. Начать можно так: «В некотором царстве, в лингвистическом государстве жили-были слова…». Оформите сказку, выполните иллюстрации, подготовьтесь к презентации.
__________________________________________________