logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Допишите определения и приведите примеры:

Синонимы – это _______________________________________________

____________________________________________________________

Антонимы – это _______________________________________________

____________________________________________________________

Антонимический ряд – это ______________________________________

____________________________________________________________

2. Определите, в каком тексте используются синонимы, в каком-антонимы.

а) Полюбил ученый - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную (М. Цветаева)

б) Знать, высоте покой несносен:
Уже который день подряд
Зеленые верхушки сосен
Трепещут, мечутся, дрожат.

(В.Савельев)

Подумайте, какова роль синонимов и антонимов в художественных текстах.

__________________________________________________

3. Познакомьтесь со словарём синонимов и антонимов. Подготовьте краткое выступление по плану:

- сколько всего в словаре единиц;

- кто автор словаря;

- кому может быть рекомендован к работе;

- чем может быть полезен конкретно вам.

__________________________________________________

4. Прочитайте сочинения учеников. Кажутся ли они вам удачными? Почему? Отредактируйте каждый текст, пользуясь словарём синонимов.

а) На выходных я ездил к бабушке в деревню. Дом у бабушки большой! Рядом растёт большое дерево. А сад у бабушки – большой-пребольшой! Сразу за огородом начинается большое поле. Весной, когда его только вспашут, по полю ходят большие грачи.

__________________________________________________

б) Мы проезжали лес. И справа, и слева росли зелёные душистые сосны. Под ногами, в зелёной траве, скакали зелёные кузнечики. На нашем пути было болотце с зелёной тиной. Из воды торчали кочки, покрытые зелёным мхом.

__________________________________________________

5. Подберите синонимы к слову «Дорога». Составьте небольшое сочинение-описание вашего путешествия на юг (в деревню, в поход), пользуясь максимальным количеством синонимов.

__________________________________________________

6. Сочините лингвистическую сказку о дружбе синонимов и вражде антонимов. Начать можно так: «В некотором царстве, в лингвистическом государстве жили-были слова…». Оформите сказку, выполните иллюстрации, подготовьтесь к презентации.

__________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх