logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Прочитайте начало повести А. Н. Толстого «Детство Никиты». Устно объясните, почему этот стиль называется художественным.

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

- Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:
В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.
Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".

2. Учёные-лингвисты считают, что определение «Художественный стиль» не совсем верно, так как он может включать в себя особенности всех стилей: публицистического, разговорного и даже научного, официально-делового. Как вы думаете, в каких случаях в художественных текстах могут появляться фрагменты других стилей?

_________________________________________________________

3. Проведите исследование «Что такое эпитет?»

Прочитайте текст выразительно. Прочтите повторно, убрав выделенные слова. Изменился ли смысл текста? Что именно изменилось?

Утром был ярко-розовый, огненный рассвет. Какой-то пожилой человек вышел из дома и залюбовался удивительным переливающимся небом. Полчаса – и дивный пожар погас. Небо затянуло серой, одноцветной пеленой облаков. Ещё немного – и пошёл пушистый, игривый, озорной снег. Резные снежинки садились на рукава и воротники ребят, будто хотели с ними поиграть.

Сделайте вывод, любое ли прилагательное является эпитетом? Выпишите только те словосочетания, которые можно назвать эпитетом.

Стеклянный аквариум, стеклянная вода, деревянный дом, деревянные ноги, тёмный цвет, тёмный лес, воздушный шар, воздушные облака, вишнёвый компот, вишнёвые дали.

Приведите свои примеры слов, которые в зависимости от контекста могут быть эпитетами, а могут – обычными примерами.

4. Вставьте в текст подходящие по смыслу эпитеты.

Мы поехали в горы. _________________, ___________________

море осталось позади, а впереди ____________________ громадой

возвышались _________________ горы. В лицо дул _____________, ________________ ветер. Мы остановились в _________________,

_______________ ущелье. По его дну текла ___________________,

_______________, __________________ река. На её берегах росли _______________, ______________, ____________ деревья.

И вот мы взбираемся в горы. __________________ дорогу преграждает______________ водопад. А на все четыре стороны открывается ____________, _________________ пейзаж.

5. Напишите текст-описание с использованием эпитетов по картине И. Левитана «Озеро. Русь»

__________________________________________________________________

proba pera 10

proba pera 10

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх