logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Летнее чтение: обязанность или удовольствие?

Летнее чтение…

Мне всегда вспоминается детство. Маленький складной стульчик. Укромный уголок в саду, в теньке под кустом смородины. И – воображаемые путешествия, одна жизнь вместе с героями книг. Общие переживания. Целые дни свободы с книгой. Жара. Жужжат шмели. Вот оно – летнее чтение!

Как сейчас реагируют школьники на это волшебное словосочетание? Есть те, кто с нетерпением бросается читать в первый же день каникул. Есть те, кто, к сожалению, показывает своё «фи». Есть те, кто честно садится за чтение, но… очень скоро сталкивается с трудностями. Глаза скользят по тексту чисто механически, и такое «несмысловое» чтение, конечно, удовольствия не приносит.

Кто и как поможет ребёнку превратить летнее чтение из обязанности в удовольствие? Учитель – однозначно. И, конечно же, родители.

Итак, попробуем разобраться.

Задание на лето для будущего 9 «В» класса

1) Программа минимум – список обязательной литературы + 10 любых книг из списка дополнительной литературы. Программа максимум – не ограничиваю.
2) Книги из списка дополнительной литературы можно заменять книгами по своему выбору.
3) Обязательно ведение читательского дневника. В нём должны быть отзывы по прочитанным книгам и, возможно, иллюстрации (по желанию). Изучите советы, как писать отзыв.
Самое главное: отзыв - это ВАШИ собственные мысли по прочитанной книге. Не мысли кого-то из готовых сочинений или вступительной статьи к книге. И это НЕ ПЕРЕСКАЗ СЮЖЕТА. Структура может быть следующей:
- жанр произведения;
- герои произведения. Кого можно назвать положительным и почему, кого отрицательным. Кто из героев больше всего понравился и почему, больше всего запомнился. Может быть, кто-то из героев напомнил вам героев другого литературного произведения (если да, то чем). Может быть, в жизни вы встречали людей, похожих на этого героя. Хотели бы вы оказаться на месте этого героя? Если да, то почему.
- особенности сюжета. Здесь НЕ НУЖНО пересказывать сюжет, а нужно выделить какие-то его особенности. Скажем, рассказ начинается не с завязки и не с экспозиции, а сразу с кульминации. Или события следуют в обратном порядке. А есть книги, где "рассказ в рассказе". Об этом тоже стоит указать. Если же ничего такого нет, просто назовите события произведения, которые вам больше всего запомнились, объясните почему.
- особенности языка произведения. Какой тип речи преобладает, почему? Как это связано с жанром? Какие особенности стиля речи? Используются ли изобразительно-выразительные средства? Если да, с какой целью и в каких эпизодах?
- Основная мысль произведения. Чему оно может научиться современных читателей, о чём заставляет задуматься, какие проблемы поднимает, что хочет до нас донести автор.
- Ваши впечатления от произведения. Не ограничивайтесь "мне понравилось" или "мне не понравилось". Какие чувства, мысли, ассоциации вызвала книга? Напомнила ли случаи из реальной жизни? Если да, то какие?
Можно свои мысли доказывать цитатами, но не забываем их заключать в кавычки.
И помним, что отзыв - связный текст.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ И ПРИЯТНЫХ МИНУТ С ХОРОШИМИ КНИГАМИ!!!

Обязательная литература
• «Слово о полку Игореве»
• М. В. Ломоносов. Оды.
• Д. И. Фонвизин. «Недоросль».
• Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза».
• А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
• А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Евгений Онегин».
• М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
• Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Дополнительная литература

Русская литература

• А.Н. Островский «Бедность не порок»
• Н. В. Гоголь. «Миргород». «Женитьба»
• И.С. Тургенев «Первая любовь»
• Л.Н. Толстой «Юность»
• Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
• А.П. Чехов «Анна на шее», «Шуточка», Студент»
• Ф.А. Абрамов «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони»
• В. Белов «Лад»
• И. А. Бунин «Сны Чанга». «Господин из Сан-Франциско».
• А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»
• А. Блок. С. Есенин. А. Ахматова. М. Цветаева. Б.Пастернак. Стихотворения.
• Н. Рубцов. Е. Евтушенко. А Вознесенский. Р. Рождественский. Стихотворения.
• И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»
• А. и Б. Стругацкие «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу».
• М. Зощенко «Жертва революции», «Аристократка», «Нервные люди», «Актер», «Тормоз Вестингауза» и другие рассказы (на выбор)
• Вс. Лавренёв «Сорок первый»
• В. Распутин «Живи и помни»
• В. Тендряков «Весенние перевертыши». Сборник «Ночь после выпуска»
• Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
• Р.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»
• Г. Машкин «Синее море, белый пароход»
• А. Алексин. Повести и рассказы.

 

Зарубежная литература
• У. Шекспир «Гамлет»
• Э.Хемингуэй «Кошка под дождём», «Старик и море»
• Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
• Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
• Сьюзен Хилл «Я в замке король»
• Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
• О. Бальзак. «Шагреневая кожа»
• В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери».
• Г. Уэллс «Когда спящий проснется», «Пища богов»
• Р. Бредбери «451° по Фаренгейту», «И грянул гром», «Вино из одуванчиков», «Лето, прощай!»; «Марсианские хроники», рассказы «Всё лето в один день», «Вельд», «И всё-таки он наш…», «Калейдоскоп», «Улыбка»
• Дж. Дарелл «Моя семья и другие звери» и др.
• Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
• Ш. Бронте «Джейн Эйр».
• Э.М.Ремарк «Три товарища», «На западном фронте без перемен», «Время жить, время умирать»
• Г. де Мопассан «Ожерелье», «Милый друг»
• О. Генри «Фараон и хорал»

 

Критика и публицистика
• И.Гончаров «Мильон терзаний».
• В.Белинский «Сочинения А.С.Пушкина», «Герой нашего времени», Сочинение М.Лермонтова»
• Юрий Манн «В поисках живой души» (поэма «Мертвые души»)
• Наталья Долинина «Прочитаем Онегина вместе», «Печорин и наше время», «Каждый читает по-своему» «Предисловие к Достоевскому», «По страницам «Войны и мира».

 

 

Задание на лето для будущих 8 «А», 8 «Б» классов

 

1) Программа минимум – список обязательной литературы + 10 любых книг из списка дополнительной литературы. Программа максимум – не ограничиваю.

2) Книги из списка дополнительной литературы можно заменять книгами по своему выбору.

3) Обязательно ведение читательского дневника. В нём должны быть отзывы по прочитанным книгам и, возможно, иллюстрации (по желанию). Изучите советы, как писать отзыв.

Самое главное: отзыв - это ВАШИ собственные мысли по прочитанной книге. Не мысли кого-то из готовых сочинений или вступительной статьи к книге. И это НЕ ПЕРЕСКАЗ СЮЖЕТА. Структура может быть следующей:

- жанр произведения;

- герои произведения. Кого можно назвать положительным и почему, кого отрицательным. Кто из героев больше всего понравился и почему, больше всего запомнился. Может быть, кто-то из героев напомнил вам героев другого литературного произведения (если да, то чем). Может быть, в жизни вы встречали людей, похожих на этого героя. Хотели бы вы оказаться на месте этого героя? Если да, то почему.

- особенности сюжета. Здесь НЕ НУЖНО пересказывать сюжет, а нужно выделить какие-то его особенности. Скажем, рассказ начинается не с завязки и не с экспозиции, а сразу с кульминации. Или события следуют в обратном порядке. А есть книги, где "рассказ в рассказе". Об этом тоже стоит указать. Если же ничего такого нет, просто назовите события произведения, которые вам больше всего запомнились, объясните почему.

- особенности языка произведения. Какой тип речи преобладает, почему? Как это связано с жанром? Какие особенности стиля речи? Используются ли изобразительно-выразительные средства? Если да, с какой целью и в каких эпизодах?

- Основная мысль произведения. Чему оно может научиться современных читателей, о чём заставляет задуматься, какие проблемы поднимает, что хочет до нас донести автор.

- Ваши впечатления от произведения. Не ограничивайтесь "мне понравилось" или "мне не понравилось". Какие чувства, мысли, ассоциации вызвала книга? Напомнила ли случаи из реальной жизни? Если да, то какие?

Можно свои мысли доказывать цитатами, но не забываем их заключать в кавычки.
И помним, что отзыв - связный текст. Никаких цифр, никаких отрывочных фраз, всё полными предложениями.

То есть, не должно быть такого:

1) А. С. Пушкин.

2) Метель.

3) Повесть.

Правильно так: "Я прочитала повесть А. С. Пушкина "Метель"...

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ И ПРИЯТНЫХ МИНУТ С ХОРОШИМИ КНИГАМИ!!!

Обязательная литература

  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
  • И. С. Тургенев «Ася», «Первая любовь».
  • М. А. Бунин «Тёмные аллеи». «Холодная осень».
  • А. Н. Островский «Снегурочка».
  • А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А. И. Солженицын. «Матренин двор»
  • Ж. Б. Мольер. «Тартюф»
  • Н. В. Гоголь. «Ревизор»
  • А. С. Пушкин. «Пиковая Дама»
  • М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»
  • М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

Дополнительная литература

Русская классика

  • А. Пушкин «Полтава»
  • А. Чехов  «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы
  • М. Зощенко. Рассказы (которые не читали)
  • Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»
  • Л. Леонов «Золотая карета»
  • А. Островский «Свои люди - сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»
  • Ф. Достоевский «Белые ночи». «Неточка Незванова»
  • Л. Толстой «После бала»
  • Н. Лесков «Старый гений».
  • А. Куприн «Куст сирени».
  • И. Шмелёв «Как я стал писателем»
  • А. Грин «Бегущая по волнам»
  • Д. Хармс «Старуха»
  • В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Конь с розовой гривой»
  • В. Каверин «Два капитана»
  • А. Алексин «Безумная Евдокия». «А тем временем где-то».
  • В Тендряков «Весенние перевёртыши».
  • В. Шукшин. Рассказы.

Зарубежная классика

  • Ч. Диккенс «Оливер Твист»
  • Г.Х. Андерсон «Три льва и три сердца»
  • Р. Желязны «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана»
  • К. Саймак «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели»
  • М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
  • У. Голдинг «Повелитель мух»
  • Э. По «Колодец и маятник», «Метценгерштейн»
  • Т. Томас «Целитель»
  • Р. Шекли «Ордер на убийство»
  • Бичер-Стоу Гарриет. «Хижина дяди Тома»
  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо». «Королева Марго».
  • А. Конан-Дойл. «Приключения Шерлока Холмса».
  • Ф. Браун «Арена»
  • Дж.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»
  • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  • Лопе де Вега «Собака на сене»

Приключения и фантастика

  • А.и Б. Стругацкие «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу»
  • А. Азимов «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик»
  • Е. Шварц «Тень», «Обыкновенное чудо»
  • Г. Уэллс «Когда спящий проснётся», «Пища богов», «Машина времени»
  • Р. Брэдбери «451˚по Фаренгейту»,
  • Р. Грин «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола»
  • К.де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом»
  • Э.Т.А.Гофман «Песочный человек»
  • С. Лем «Магелланово облако»

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ на 5 класс

 

1.Древнегреческие мифы.

  1. Русские народные сказки.
  2. И. А. Крылов. Басни.
  3. А.С.Пушкин. Сказки. Поэма «Руслан и Людмила».
  4. М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб». Стихотворение «Бородино».
  5. Н.В.Гоголь. Повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  6. Н.А.Некрасов. Стихотворения из цикла «Русским детям»
  7. И.С.Тургенев. Рассказы из сборника «Записки охотника».
  8. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Рассказы-были.
  9. А.П.Чехов. Юмористические рассказы «Налим», «Толстый и тонкий» и др.
  10. В.Г.Короленко «В дурном обществе».
  11. А.И.Куприн. «Ю-ю», «Сапсан».
  12. П.П.Бажов. Сказы.
  13. К.Г.Паустовский. Рассказы. «Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Бакенщик», «Растрепанный воробей».
  14. Г.Х.Андерсен. Сказки.
  15. А.П.Платонов. Рассказы «Никита», «Волшебное колечко» и др.
  16. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро» и другие рассказы для детей.
  17. В. Г.Короленко. «Мгновение».
  18. К. Г.Паустовский. «Парусный мастер» «Тёплый хлеб».
  19. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
  20. Ю.К.Олеша. «Три толстяка».
  21. Д. Сабитова «Цирк в шкатулке».
  22. В.П.Крапивин. «Голубятня на желтой поляне», «Лето в Старогорске», «Мальчик и ящерка» (трилогия), «Гуси-гуси, га-га-га»;
  23. Е.Л.Шварц. «Золушка», «Два клена».
  24. Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
  25. Джек Лондон «Сказание о Кише».
  26. М. Додж. «Серебряные коньки».
  27. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
  28. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».
  29. А.Линдгрен. «Мио, мой Мио!»
  30. Лирика о природе: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. В. Кольцов, А. Н. Майков и т.д.

Ведение читательского дневника приветствуется

 Дорогие ребята и уважаемые родители! 30 мая 2018 года, в среду, ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ НА ЭКСКУРСИЮ в Москву, в Кубинку, в музей военной техники!!!
мальчишки (и девчонки, а также их родители!!!), которые интересуются танками, это для вас!

Включено: 

посещение военно-исторического комплекса «Партизанская деревня»; 

посещение площадки №1 музейного комплекса парка Патриот (на территории парка Патриот); 

Городок разведчика; 

Городок связиста; 

фото и видеосъемка

Стоимость примерно 2300-2500 (зависит от количества и от нашего решения насчёт обеда)
Как обычно, просьба сообщить о своём ТОЧНОМ решении заранее. Отказываться будет уже нельзя.
!!!!

Дорогие ребята и родители, предлагаю поехать на Новый год на экскурсию! Но заказать нужно уже сейчас. Пожалуйста, внимательно прочтите (это один вариант, от одной фирмы).
Программа тура:

07:00 Отправление из Ярославля. Путевая экскурсия "Ярославль – Клин".
Посещение Государственного дома-музея П.И.ЧАЙКОВСКОГО. Дом-музей П.И.Чайковского в Клину – один из старейших мемориальных музеев мира. Старейший мемориальный музыкальный музей в России, создан почти сразу после смерти композитора. В доме полностью сохранена бытовая обстановка последних лет жизни композитора, его личные вещи, библиотека, архив.
Посещение Музея ёлочных игрушек «Клинское подворье». Музей приглашает всех желающих и зимой, и летом познакомиться с историей изделий из стекла и посмотреть, как настоящие мастера создают уникальные украшения. Музей представляет собой несколько цехов, в некоторых проходит сам процесс производства, а другие помещения предназначены для экспозиций. В магазинчике можно приобрести стеклянные шары ручной работы.
Сбор группы в автобусе. Отправление в Ярославль.

Стоимость зависит от количества человек в группе. Примерно 2000-2500

Доплата за взрослых в составе группы (не считая сопровождающих): 150 руб.

в стоимость входит ПОДАРОК (стеклянный шарик)

Уважаемые родители! Пожалуйста, ознакомьтесь со списком летнего чтения и рекомендациями по ведению читательского дневника.

Задание на лето для будущего 7 «В» класса

1) Программа минимум – список обязательной литературы + 10 любых книг из списка дополнительной литературы. Программа максимум – не ограничиваю.
2) Книги из списка дополнительной литературы можно заменять книгами по своему выбору.
3) Обязательно ведение читательского дневника. В нём должны быть отзывы по прочитанным книгам и, возможно, иллюстрации (по желанию). Изучите советы, как писать отзыв.

Уважаемые родители, пожалуйста, познакомьтесь со списком летнего чтения и рекомендациями по написанию отзывов.

Задание на лето для будущих 6 «А», 6 «Б» классов

1) Программа минимум – список обязательной литературы + 10 любых книг из списка дополнительной литературы. Программа максимум – не ограничиваю.
2) Книги из списка дополнительной литературы можно заменять книгами по своему выбору.
3) Обязательно ведение читательского дневника. В нём должны быть отзывы по прочитанным книгам и, возможно, иллюстрации (по желанию). Изучите советы, как писать отзыв.

ЗДОРОВЬЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ!

Сегодня компьютеры такая же привычная и обыденная вещь, как электрическое освещение, автомобили, телевизоры или сотовые. Главная опасность компьютера (как, впрочем, и достоинство) в его бесконечной увлекаемости.
При этом не то, что дети, но и многие взрослые совершенно забывают об элементарных правилах, которые следует соблюдать, чтобы не навредить здоровью: не испортить глаза, не искривить позвоночник и т. д.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх