logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Безусловно, все родители – люди работающие и занятые. И всё-таки я очень рад, что многие находят драгоценные минуты и помогают ребёнку в выполнении домашних заданий. Хочу дать вам несколько советов и рекомендаций, как сделать этот процесс эффективнее и продуктивнее.

1) Письменные домашние задания по русскому языку
а) Прежде чем приступить к выполнению упражнения, каким бы оно лёгким не казалось, попросите ребёнка теоретический прочитать материал учебника по этой теме. На уроке эта тема была разобрана, её только нужно освежить в памяти. Если было задано выучить правило, его надо выучить, прежде чем выполнять упражнение. Учить правило и читать материал учебника лучше вслух.
б) Попросите ребёнка внимательно вслух прочесть задание. Если задание состоит из нескольких частей, уясните для себя, что требуется выполнить в каждой части задания.
в) Обратитесь вместе с ребёнком к классной работе. Скорее всего, там были аналогичные задания, упражнения на это же правило, на этот же материал. Пробегитесь глазами по классной работе.
г) Рекомендую начать работу с черновика. Выполненное ребёнком упражнение на черновике Вы можете проверить, но желательно не исправлять его ошибки, а указывать на места, где они допущены, добиваться самостоятельности.
д) Проконтролируйте, чтобы были выполнены ВСЕ задания. Просто списанный текст – это оценка «2». В каждом упражнении обязательны обозначения. Орфограммы нужно выделять всегда и везде, даже если об этом не сказано в задании. Обращайте внимание ребёнка на то, КАК он обозначает орфограммы (каждая из них обозначается по-своему, образцы обозначение смотрите в учебнике и в классных работах)
е) Далее ведётся работа с чистовым вариантом. Переписанную начисто работу советую проверить ещё раз.

2) Подготовка к устному зачёту по русскому языку
а) Оцените вместе с ребёнком «масштаб стихийного бедствия»: что и в каком объёме следует выучить к устному зачёту.
б) Выявите темы, правила, разделы, которые остались непонятыми. Попросите ребёнка перечитать учебник, прочитайте и обсудите вместе вслух (если есть возможность), составьте вопросы для учителя. Эти вопросы можно мне задать перед или после урока, можно не терять времени и спросить в режиме онлайн вконтакте. Я это приветствую и обязательно отвечу.
в) Распределите время. Как правило, я даю вопросы к зачёту заранее. У ребёнка в запасе остаётся неделя-две. Авральная подготовка накануне к хорошим результатам не приводит, поэтому распределите материал на несколько дней равными порциями.
г) Проведите дома репетицию зачёта: задайте ребёнку вопросы, проверьте его по учебнику, укажите на слабые места. ПУСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО РЕБЁНОК ГОТОВИТСЯ ВСЛУХ. Проговаривая правила, он запомнит их лучше. Можно практиковать рассказывание правил бабушкам-дедушкам, братьям-сёстрам, отражению в зеркале, коту Ваське или рыбкам в аквариуме. В этом случае ребёнок учится сам контролировать свою речь, видеть недочёты своего устного ответа.

3) Выполнение работы над ошибками по русскому языку
а) Выполнение работы над ошибками ОБЯЗАТЕЛЬНО, если работа выполнена на оценку «3», желательна, если работа выполнена на оценку «4». Если работа выполнена на неудовлетворительную оценку, переделать нужно ВСЁ ПОЛНОСТЬЮ.
б) Варианты выполнения работы над ошибками:
- Если ошибка допущена в словарном слове, можно написать это слово столько раз, сколько поместится на строке, обозначив «опасное место» (вспомнился сразу анекдот, где Вовочка написал 150 раз слово «шёл», а потом оставил записку учительнице: «Марья Ивановна, я всё написал и ушОл домой»)
- Если орфограмму можно проверить, то в качестве закрепления можно привести несколько других слов на эту же орфограмму, обязательно её обозначив.
- Если ошибка пунктуационная (пропущен или поставлен лишний знак препинания), переписать предложение полностью, объяснив постановку этого знака.
- Если ошибка речевая или грамматическая, переписать предложение правильно.
- Если ошибка в разборе, разбор переделывается полностью.
в) Отметка за работу над ошибками ставится после полученной ранее отметки, в следующей клеточке.

4) Подготовка к проверке на знание текста по литературе
Проверки на знание текста проводятся после самостоятельного домашнего прочтения прозаических произведений. Проверка текста может быть как устной (вопрос-ответ), так и письменной (тест, открытые вопросы)
Убедитесь, что ребёнок действительно прочитал произведение и прочитал его вдумчиво. Для этого задайте ему вопросы по содержанию:
- Где и когда происходит действие в произведении?
- Кто герои произведения? Как их зовут? Где они живут, чем занимаются, какие между ними отношения, какой у каждого из героев характер?
- Какие происходят события в произведении? Кто участвует в этих событиях и каков вклад каждого героя в развитие сюжета? Чем заканчиваются эти события для каждого героя?
- Что является кульминацией произведения (самый интригующий, захватывающий момент, «вершина» текста)
- Чем произведение заканчивается? Что происходит с героями?
Если Вы знаете содержание произведения, то можно поспрашивать ребёнка уже более детально. Обращаю внимание, в проверки на знание текста я не включаю вопросы, касающиеся идеи, основной мысли произведения. Здесь речь идёт именно о проверке сюжета и художественных деталей.

5) Подготовка к проекту по литературе
В УМК под редакцией Сухих И. Н. творческие проекты по литературы включены в практику уже в 5 классе, это же обусловлено ФГОСами. Пожалуй, это самые интересные задания по литературе, если к ним правильно подойти.
а) Выберите тему для проекта. Как правило, учебник предлагает несколько достаточно широких тем на выбор. Предлагаю выбрать максимально узкую тему, которая будет ИНТЕРЕСНА ребёнку. Хуже нет навязанного со стороны, скучного для школьника творческого проекта. Если среди предложенных ни одна тема не вдохновляет ребёнка, всегда можно связаться со мной и обсудить индивидуальную тему.
б) Продумайте, какова будет цель вашего проекта, что должно стать результатом вашего проекта и какие этапы нужно пройти, чтобы получился результат. Этапы создания проекта можно зафиксировать письменно.
в) Продумайте материалы и источники, необходимые для подготовки проекта. Возможно, это будет художественная, научно-познавательная или критическая литература, Интернет-источники. Категорически не рекомендую пользоваться ресурсом «Ответы Майл.ру», так как размешенная там информация может быть недостоверной.
г) Выберите из многообразия ресурсов те, которые пригодятся для работы. Далее приступайте к отбору материала. Обращаю внимание, что текст проекта не может быть полностью скопирован с Интернета. Если берётся какая-то цитата, то она заключается в кавычки и указывается источник (ссылка на ресурс, выходные данные книги).
д) Продумайте, в чём при выполнении проекта ребёнок может проявить своё творчество, свою индивидуальность. В выигрыше те проекты, которые имеют какую-то изюминку, в которых видна личность ребёнка (это может быть интересный рисунок, объёмный макет, текст собственного сочинения, в зависимости от темы проекта)
е) Подумайте, как ребёнок будет защищать проект. Что нужно будет обязательно озвучить, что нужно обязательно показать, на что обратить внимание. Если есть возможность, прорепетируйте выступление с проектом дома, задайте ребёнку вопросы.
ж) Вместе с ребёнком оцените проделанную работу. Отметьте удачные моменты и озвучьте трудности.
з) Проект – работа сложная для учащихся любого возраста. Поэтому при возникновении вопросов прошу обращаться в любое время суток. Обязательно будем разбираться вместе и вместе учиться.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх