1. Напишите, в чём отличие исторического жанра
а) от религиозно-мифологического;
б) от бытового;
в) от батального.
2. Пользуясь книгами «Шедевры русского искусства», «Мастера русской живописи», «История русского искусства», «Русские художники от А до Я», выпишите авторов и названия картин, которые одновременно можно отнести:
а) и к батальному, и к историческому жанру ;
б) и к бытовому, и к историческому жанру;
3. Перед вами, ребята – отрывок из письма одного художника своему брату. Что это за художник? О какой его картине идёт речь? Как вы считаете, можно или нет отнести её к историческому жанру? Почему?
«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, без чего похоже ли было бы на пожар?
По правую сторону я помещаю группу матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии найдены были в таком положении); сзади сей группы видна теснящаяся группа на лестнице, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи взяты мною из музея Неаполя).
Возле сей группы – бегущее семейство, думающее найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца; в середине картины упавшая женщина, лишённая чувств; младенец на груди её, не поддерживаемый более рукой матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти…
По правую руку упавшей женщины – жрец, схвативший жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении… Рядом с жрецом видны два молодых помпеянина, несущих на плечах своих больного старого отца…» [13, часть 2, с.187-188].
4. Разгадайте кроссворд:
1. Серия работ В. Верещагина, к которой относится картина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».
2. Герой, изображённый В. Верещагиным на Бородинских высотах.
3. Город, в который был сослан Меншиков со своими дочерьми.
4. Площадь Москвы, на которой происходит изображённое на картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
5. Герой-покоритель Сибири, изображённый на картине В. Сурикова.
6. Художник, работавший в историческом жанре, автор картин «Московская улица 17 века в праздничный день», «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате», «Пожалование шубы с царского плеча».
7. Герой народного ополчения 1612 года, изображенный на картине Константина Маковского.
8. Русский художник 19 века, изображающий батальные сцены на море (битвы на кораблях).
9. Имя сына Ивана Грозного, которого царь убил на картине И. Репина.
5. Разгадайте «наоборотки» и напишите, кто является художником каждой зашифрованной картины:
а) «Победители. Триумфальный парад» ;
б) «Первая ночь Нью-Йорка» ;
в) «Стояние холопа Михаила Фёдоровича с боярами на его холопской улице»;
г) «Отступают запланированно».
6.Установите, кому именно принадлежит каждый из фрагментов и о какой картине исторического жанра идёт речь. Фрагменты воспоминаний русских художников второй половины 19 века.
а) … И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена казни, да так ясно, что сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина [13, часть 2, с. 243].
б) У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влёгшие в лямку груди обтёрлись докрасна, оголились и побурели от загара… Лица угрюмые, иногда только сверкнёт тяжёлый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели…[13, часть 2, с. 243]
в) А юродивого я на толкучке нашёл. Огурцами он там торговал. Вижу – он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю – идём. Еле уговорил его. Идёт он за мной, всё через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой – ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натёр. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели… Так на снегу его и писал [13, часть 2, с. 243].
7. Вычеркните лишнее название. Объясните, почему оно лишнее.
а) «Опричники», «Присяга Лжедмитрия Первого польскому королю Сигизмунду Третьему на введение в России католицизма», «Иван Грозный и его сын», «Петр Первый в иноземном наряде»;
б) «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин»;
в) Сани, лошадь, снег, корабль;
г) «Спящая царевна», «Царь Иван Васильевич», «Ковёр-самолёт», «Иван Грозный на сером волке»;
8. Однажды мальчики, Женя и Серёжа поспорили.
- Картины Венецианова, на которых изображены крестьяне, являются примерами бытового жанра, - сказал Женя.
- А вот и нет, - возразил Серёжа. – Крестьяне – это ведь историческое прошлое. Сейчас ведь их уже нет! Значит, и «Гумно», и «На жатве. Лето», и «Крестьянские дети» - произведения исторического жанра.
- Но ведь на картинах изображается повседневная жизнь, то есть быт крестьян!
- И «Бурлаки на Волге» тоже исторический жанр. Бурлаки давно уже ушли в историю. Они тянут корабли на мелях, а теперь на Волге водохранилища построили – мелей нет больше и бурлаки не нужны.
Кто из ребят прав? Почему?