logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

1. Начнём беседу с репортажа, который ведёт архитектор. Внимательно познакомьтесь с его рассказом и ответьте на вопросы.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Иван Семёнович. Я – архитектор. Спросите, что такое архитектура? Это – искусство возводить дома, прокладывать улицы, строить сёла и города. Здания школы, церкви, стадиона, театра, библиотеки - это всё произведения архитектуры.

Казалось бы, построить дом или храм просто. Но на самом деле всё намного сложнее. Прежде чем построить дом или тем более улицу, храм нужно создать чертёж или проект храма.
Издавна считалось, что все архитектурные сооружения должны отвечать трём требованиям: прочность, польза, красота. «Польза, прочность, красота» - так звучит формула архитектуры. Прочность зависит: во-первых, от строительного материала. Изначально на Руси сооружения строили из дерева, но уже в 10 веке появляются строения из плинфы – широкого и плоского кирпича. К таким сооружениям относят десятинную церковь в Киеве. Жители Новгорода предпочитали природный серый камень, Владимиро-суздальского княжества – белый камень. Он мягок и легко поддаётся обработке. Из белого камня, кстати, построен Московский Кремль.
Кирпич, который доступнее и дешевле камня, появился на Руси лишь в 15 веке. Во-вторых, прочность архитектуры зависит от конструкции. Очень важную роль играет фундамент, подпорки, арки и крыша.
Что же такое «польза»? Это назначение архитектурного произведения: дом строится для жилья, храм – для молитвы, крепость – для защиты от врагов. Так, дворцу пользу приносят украшения, крепости – неприступность стен и башен, а крестьянскому жилищу – простота и удобство. Польза часто была связана с климатом: в северных краях дома обязательно нужно было утеплять.
Красота – это, пожалуй, самое сложное. Недаром говорят, что каждый считает что-то по-своему красивым. К примеру, для кого-то в храме красивы пропорции, то есть соотношение частей здания, для кого-то – внешнее убранство (кокошники, изразцы), а для кого-то форма или цвет здания.
«Польза, прочность, красота» - эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришёл к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры. Спасибо, ребята, за внимание! Желаю удачи в освоении архитектуры!!! (по материалу [13 часть 1, с.9-14] )
Ответьте на вопросы по репортажу:
Архитектурные сооружения строили из ____________________________________________________________________

Польза – это __________________________________________________________________________________________

Прочность зависит: а)__________________________________________________________________________________;
б) ___________________________________________________________________________________________________.
Красота для меня – это _________________________________________________________________________________
Напишите примеры:

а) деревянных архитектурных сооружений;

б) каменных архитектурных сооружений;

Устно ответьте на вопросы [13, часть 1, с. 11-12]:
а) Почему в средней части древней Руси чаще всего строили архитектурные сооружения из дерева, а в южных и северных – из камня?
б) Почему кирпич, как строительный материал, был проще и доступнее камня?

2. Докажите, что формуле «Польза, прочность, красота» соответствует:
а) Спасо-Преображенский монастырь (Ярославский Кремль) 
б) Здание театра имени Ф. Г. Волкова в Ярославле 
в) Здание вашей школы
г) Ваш дом (дача) 

3. Подпишите названия
а) типов куполов;

tipcupol

tipcupol

 

 

 

 

 

 

 

б) типов барабана;

tipbara

tipbara

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) типов колокольни;

tipcolo

tipcolo

 

 

 

 

 

 

 

 

д) типов храма по количеству глав.

colvoglav

colvoglav

4. Подпишите части храма [13, часть 1, с. 15]:

chastichr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассмотрите храмы в учебнике «История русской культуры» (часть 1, с. 18-23) и найдите у них следующие архитектурные элементы: барабан (определите тип), купол (определите тип), закомары, апсиды, портал, архитектурный пояс. Определите тип храма с точки зрения количества глав.

5. Подпишите части дома [13, часть 1, с. 31].

chastidom

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6. Прочитайте стихотворения Н. И. Фроловой и вставьте в него пропущенные слова: венец, клеть, крыльцо, подклет, слюда, теремок, шатёр.

Плотник долго собирался,
Но на славу постарался.
Он построил наконец
Дома первый ряд - ___________________.

В старом доме есть секрет –
Тёмный с лестницей _________________.

Чуден терема убор –
Устремлённый ввысь ________________.

Из колечек свили сеть,
Из венцов сложили __________________.

Служит входом в дом оно
С крышей красное __________________.

Затейлив, светел и высок
Златоверхий ________________________.

Серебрится, как вода,
В окнах тонкая _____________________ [14, часть 1, с. 26].

7. Познакомьтесь с документом англичанина Д. Флетчера «О деревянном строительстве». О каких достоинствах и недостатках деревянного строительства говорит в своём описании Д. Флетчер?
Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма прочно из сосновых брёвен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам связями. Между брёвен кладут мох (его собирают в большом изобилии в лесах) для предохранения от действия наружного воздуха…
Деревянная постройка для русских, по-видимому, гораздо удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в последних больше сырости и они холоднее, чем деревянные дома. Деревянные дома построены из сухого соснового леса, который больше даёт тепла. Провидение наградило их лесами в таком изобилии, что можно выстроить порядочный дом… даже там, где мало леса.
Неудобны же деревянные строения особенно тем, что могут сгореть; пожары там случаются часто и бывают очень страшны по причине сухости и смолы, заключающейся в дереве, которое раз загоревшись, пылает подобно факелу, так что трудно бывает потушить огонь, пока всё не сгорит [13, часть 1, с. 32].

8. Разгадайте кроссворд:
1) Один из древнейших соборов Руси, который находится в Киеве.
2) Внутренняя стена храма, уставленная иконами и отделяющая алтарь от остальной части храма.
3) Горизонтальные брусья, на которых держатся доски крыши.
4) Большой городской храм.
5) Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, то образуются стены и …
6) Внутренняя часть храма, которая является «прихожей» и отделена от церкви стеной и дверью.
7) Церковное помещение для хранения утвари и одежды (ризы).
8) Внутренняя часть храма, святилище, расположенная в апсиде.
9) В русской избе оно может быть волоковое, красное и слуховое.
10) Одна из составляющих «формулы архитектуры».

kross

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Сделайте рисунки храмов по описанию:
а) Каменный, пятиглавый с золотыми куполами луковичной формы. У храма одна апсида, три закомары, глухие барабаны и украшенный архитектурный пояс. Рядом – четырёхъярусная колокольня, первые три яруса сквозные, последний – глухой.

б) деревянный, трёхглавый со сквозными барабанами, главы луковичной формы. Колокольня шатрово-ярусная. У храма есть крыльцо и одна апсида.

А теперь нарисуйте свой храм и опишите его так, как это сделано выше.

10. Прочитайте сказку «Чудо-дерево» и составьте вопросы по ней.

Отправился как-то Вася в лес по грибы. Не особо мальчик любил природу: то цветы редкие сорвёт просто так, то ветку дерева сломает. В этот день мальчику не везло. И под дождь попал, и грибов не набрал. Рассердился Вася, сел под старую ель, и давай лес ругать.
- Ну что это за лес, раз грибов нет? И зачем он вообще нужен, этот лес? Вот ты, ель, зачем растёшь? Клён – у него хотя бы листья красивые осенью. А тебя даже на Новый год не спилишь – такая ты большая и некрасивая. Что от тебя толку?
Затрещала ель, зашумела, и Вася услышал над собой старый скрипучий голос.
- Напрасно ты ругаешь меня, - сказала ель. – А, между тем, именно у меня, сосны и лиственницы самая прочная древесина.
Удивился Вася: дерево разговаривает! Даже испугался немного. Уж не в сказку ли он попал?
А дерево продолжало:
- Знаешь ли ты, юный отрок, что именно деревянной была первая архитектура? Из дерева возводили дома, дворцы, храмы, крепости, мосты и многие другие сооружения. Когда-то, представляешь, Московский Кремль был деревянным, дома до сих пор часто строят именно из древесины.
- Это верно, - сказал Вася. – Я ведь тоже в деревянном доме живу!
- Значит, ты, наверно, замечал, что в деревянном доме жить приятнее, чем в каменном! Правда, и у дерева есть враги. Это и влага, и огонь (представляешь, в былые времена выгорали целые города!), и жучки-древоточцы. Но зато древесиной отапливали и освещали жилище, из него мастерили домашнюю утварь – мебель, посуду, изготавливали орудия труда. Из прутьев плели корзины, из коры – лапти и короба. Кроме того, писали в старину тоже не на бумаге, а на бересте.
- Вот это да, - воскликнул Вася. – А я и не думал, что деревья могут столько пользы принести.
- Не люблю хвастаться, - проскрипела ель, - но всё же скажу, что в стройке хвойные породы даже лучше лиственных. Наши стволы – прямые, это намного удобнее. Кроме того, мы смолисты (чувствуешь, как я свежо пахну?), а значит, наша древесина мало подвержена гниению. И всё же, старинных древесных построек в наших краях сохранилось немного. И вот тебе на прощание загадка: у нас в Ярославской области есть старая деревянная церковь, которая была построена без единого гвоздя. Возле какого города она находится? Как она называется? В каком году она была построена? Какая интересная легенда с ней связана? Как найдёшь ответ на эту загадку – приходи снова побеседовать. Люблю поговорить! Тем более, с таким собеседником, как ты.
- Да, значит, не только грибы и ягоды можно принести из лесу, но и мудрость, - подумал Вася и зашагал домой (по материалу [13, часть 1, с. 25-27].

* Отгадайте загадку старой ели

11. Напишите, что символизируют следующие знаки на деревянных домах [12, с. 483]:

znakinalich

znakinalich

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

znacinalichn

znacinalichn

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Понаблюдайте, какие из изображённых выше знаков есть на домах в Красных Ткачах, Ноготино, Ершово, Карабихе и других деревнях и сёлах, где вы когда-то были.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх