logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области


1. Заполните пропуски в названиях картин бытового жанра. Воспользуйтесь словами для справок и книгой «Мастера русской живописи».
Николай Богданов-Бельский «Воскресное чтение __________________________________»;
Алексей Венецианов «Крестьянские дети ________________________________________»;
Алексей Корзухин «Возвращение _______________________________________________»;
Борис Кустодиев «Гуляние ____________________________________________________»;
Борис Кустодиев «Земская школа ______________________________________________»;
Василий Максимов «Приход колдуна ___________________________________________»;
Василий Перов «Чаепитие ____________________________________________________»;
Василий Перов «Старики-родители ___________________________________________»;
Павел Федотов «Сватовство __________________________________________________»;
Слова для справок: на Волге, из города, на крестьянскую свадьбу, в поле, в Мытищах близ Москвы, майора, в Московской Руси, на могиле сына, в сельской школе.

2. По описанию определите, герой какой картины это рассказывает? Кто автор картины?
а) Наконец-то моя дочь выходит замуж! Сегодня к ней сватается майор. Все в доме разряжены для приёма жениха. На столе стоит разная закуска, кухарка несёт кулебяку. Шампанское уже стоит на столе. Даже кошка, мурлыча, зазывает гостей. Но вдруг, увидев за дверью жениха, дочь засмущалась и хочет уже убежать, но я её удерживаю за платье…

б) Однажды летом мы с сестрёнкой отправились в лес по грибы. Много боровиков-красноголовиков мы нашли! Так увлеклись мы, что не заметили, как солнце зашло за тучи. Загремело. Я схватила сестрёнку на руки и мы побежали домой. Неблизко деревня, за полем. А ветер уже поднялся, ещё несколько минут и начнётся ливень. Я перебегаю ручеёк по мостику из двух досочек. Эх, успеть бы…

в) Как ни увлекательно сочиняет Матвей, а я его всё равно перехитрю. Ну разве я поверю ему, как от него медведь с испугу на дерево залез и человеческим голосом стал просить пощадить его? Или ещё говорит он, как видел погоню зайца за лисицей. Теперь моя очередь. Расскажу сейчас о том, как своими руками зайца поймал. За уши. Никита даже папиросу вынул изо рта – так заслушался. А Матвей с иронией почёсывает затылок: «Врёшь, за уши не поймать!» Ничего, я в следующий раз что-нибудь поинтереснее выдумаю.
Всё-таки это здорово – привал на охоте, когда ружья и пойманную дичь можно отложить в сторону и порассказывать друг другу интересные охотничьи байки…

3. Определите, о каком художнике идёт речь. Выпишите 3-4 картины бытового жанра каждого из этих художников.
а) Его называли «деревенским живописцем» и «певцом родной природы». Это неслучайно: он первым среди русских художников открыл для искусства богатый и самобытный мир русской деревни.
Родился этот художник в семье небогатого московского купца. Рисовать начал рано. Среди товаров, которые продавал его отец, упоминаются очень хорошие картины, сделанные, по-видимому, «юным Алексеем». Никто в русском искусстве не умел так поэтично показать жизнь и труд крестьян, как это сделал он.
Этот человек оставил о себе добрую память не только как художник, но и как выдающийся педагог. Со временем возникла целая художественная школа и даже направление первой половины 19 века, названное по фамилии художника. Самые талантливые его ученики – Г. В. Сорока, А. А. Алексеев, К. А.Зеленцов, Е.Ф. Кредовский [13, часть 2, с. 171-174].

б) Об этом художнике говорят как о создателе бытового жанра, хотя в этом жанре работали и до него. Как бы в противовес картинам Венецианова, этот художник изображает городскую среду. Картины этого художника сюжетны: по каждой из них можно составить небольшой рассказ. Некоторые картины его полны иронии и тонкого юмора. Первой крупной картиной этого художника был знаменитый «Свежий кавалер». Последние картины этого художника сделаны в мрачных, зловещих тонах – чувствовалась душевная болезнь художника, от которой он скончался в психиатрической лечебнице.
В настоящее время картины этого художника являются достоянием Третьяковской галереи [13, часть 2, с.180-183].

в) Фамилия этого художника возникла из детского прозвища и связана была с каллиграфическим почерком мальчика.
Этот художник открывает такое направление в живописи как «Критический реализм». Некоторые картины живописца могут служить иллюстрациями к известным литературным произведениям. Так, картина «Проводы покойника» - идеальная заставка к поэме Некрасова «Мороз, Красный нос», а «Старики-родители на могиле сына» - к «Отцам и детям» Тургенева. Этот художник является автором портретов В. И. Даля, Ф. М. Достоевского и множества произведений бытового жанра [6, с.246-249].


4. Ответьте на вопросы:

1. Картина В. Маковского «Крестьянские дети» относится к бытовому жанру, так как:
а) то, что на ней изображено, действительно было в жизни;
б) так как на ней изображена сцена из повседневной, бытовой жизни людей;
в) так как на ней изображены люди;
г) так как на ней изображена русская деревня.
2. К бытовому жанру не относится следующая картина В. Перова:
а) «Птицелов»;
б) «Приезд гувернантки в купеческий дом»;
в) «Проповедь в селе»;
г) «Фомушка-сыч».
3. Кто автор картин «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна»?
а) Алексей Венецианов; в) Исаак Левитан;
б) Алексей Корзухин; г) Борис Кустодиев.
4. Кто из русских художников конца 19-начала 20 века любил изображать сцены из купеческого быта, ярмарки, гулянья, а также русские праздники?
а) Архип Куинджи; в) Борис Кустодиев;
б) Иван Крамской; г) Василий Перов.
5. Чем занимаются бабушка с дедушкой на картине Владимира Маковского?
а) чистят картошку; в) собирают колорадских жуков;
б) варят варенье; г) смотрят программу «Малахов+».
6. У кого на картине В. Максимова тоже «Всё в прошлом»?
а) у толстого ленивого кота; в) у коровы;
б) у пса; г) у лошади.
7. На чём тренируется рисовать «будущий художник» на картине В. Максимова?
а) на бумаге; в) на стене церкви;
б) на бересте; г) на асфальте.
8. Что (или кто) лежит под крыльцом на картине В. Перова «Сельский крестный ход на Пасху»?
а) старый башмак; в) лохматый пёс;
б) колесо от телеги; г) пьяный мужик.
9. На какой реке Илья Репин изображает бурлаков?
а) на Которосли; в) на Неве;
б) на Волге; г) на Ниле.
10. В какой губернии Илья Репин изображает крестный ход?
а) в Курской; в) во Владимирской;
б) в Рязанской; г) в Ярославской.
11. Над чем задумались школьники на картине Н. Богданова-Бельского?
а) над вопросом, как пишется слово «собака»;
б) над сложным математическим примером;
в) над вопросом о смысле жизни;
г) над вопросом, произошёл человек от обезьяны или нет.
12. Откуда пришло письмо, которое читают герои картины Лактионова?
а) с фронта; в) от Деда-Мороза;
б) из пенсионного фонда; г) от заграничного родственника.
13. Кто является единственным сочувствующим героем на картине В. Решетникова «Опять двойка»?
а) мама; в) четвероногий лохматый друг;
б) младший брат; г) сестра-пионерка.

5. Выпишите с диска [8] имена и фамилии нескольких западноевропейских художников и их картины бытового жанра, которые вам больше запомнились.

6. Представьте, что вы – художник, работающий в бытовом жанре. Ваша задача – найти в повседневной жизни как можно больше сюжетов для картин (в школе, автобусе, дома, в магазине). Подумайте и напишите, кто будет изображён на вашей картине? Сколько будет персонажей? Кто будет изображён в центре композиции?
Образец: картина «И я хочу помогать». В центре композиции – полная женщина-дворничиха с лопатой. Она убирает снег, выпавший за ночь. Возле неё – совсем маленький мальчик с игрушечной лопаткой в руке. Он внимательно смотрит, как работают взрослые, и пытается своей маленькой лопаткой копаться в снегу. Неподалёку бегает совсем маленький озорной щенок, наверное, он увидел снег первый раз в жизни. Вдали – другие дворники, сгребающие снег. Утро. Городская заснеженная улица.


Если хотите, можете не только описать, но и нарисовать свою картину бытового жанра.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх