1. Давайте начнём с того, что перенесёмся в античный мир и подслушаем беседу древнегреческого мудреца Сократа, его учеников и оружейника Пистия. Прочитайте текст и попробуйте самостоятельно заполнить пропуски.
Знаменитый греческий мудрец Сократ ходит со своими учениками по улицам Афин, по мастерским ремесленников, по рынку, беседуя с ними и поучая молодёжь. Заходят они в мастерскую оружейника Пистия, особенно удачливого ремесленника, и спрашивают его:
- Как получается, что ты продаёшь больше панцирей, чем другие мастера, хотя делаешь их не более прочными и не более роскошными?
- Потому что я делаю их более «пропорциональными».
-Но ведь бывают непропорциональные фигуры. Как же ты можешь делать «пропорциональные» панцири для непропорциональных фигур?
- А я их подгоняю. Панцирь по мерке и есть панцирь «пропорциональный». Панцирь, сделанный по мерке, меньше давит своей тяжестью, так как его вес равномерно распределяется по всему телу: по плечам спине, животу, суставам.
И Сократ делает вывод: значит более удобные вещи и есть более «пропорциональные». Главное в вещи – ____________________________. Продолжая эти рассуждения, мудрец говорит, что критерий прекрасного – ________________________. А один из учеников его возражает:
- Тогда и навозная корзина – прекрасный предмет?
- Да, клянусь Зевсом, - отвечает Сократ – и золотой щит – предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй – дурно [5, с. 25].
Из этого разговора следует, что уже в древности человек не только на практике, но и в своём сознании как бы утверждал в каждом предмете два начала _______________ и _____________________________.
2. Оформите дерево искусств предметного мира
3. Определите, для каких видов искусства предметного мира характерно следующее соотношение пользы и красоты:
а) первостепенное значение – красота;
б) первостепенное значение – польза;
в) и красота и польза играют одинаковую роль.
4. Прочитайте сказку «Дизайнер-неудачник». О чём очень важном забыл дизайнер?
Однажды в городе объявился человек, который умел великолепно рисовать. Как он стал дизайнером – история умалчивает.
Однажды он явился в магазин посуды.
- Какая скудная посуда здесь продаётся, - подумал дизайнер. – Какие простые узоры, никакого разнообразия, никакой красоты! Но я исправлю эту ошибку. Я сегодня же сделаю проекты новой посуды и отнесу их на фарфоровый завод! Пусть в магазинах продаётся по-настоящему красивая посуда!
Через некоторое время в магазин поступили необычайные по своей красоте кружки, тарелки, сковороды. Они были с резными лепнинами, ручка представляла собой переплетенные виноградные кисти, а по бокам чашки – диковинные цветы. Однако надежды дизайнера не оправдались – новый товар люди покупали очень плохо.
- Я вижу, люди этого города совсем не имеют вкуса, - сказал дизайнер в следующий раз продавцу магазина. – Иначе бы они купили всю мою посуду!
- Да, ваша посуда очень красива, - признался продавец. – Но, увы, эти кружки чересчур хрупкие. Слишком много мелких деталей, а это в данном случае – непрактично. Кроме того, из-за такой переплетенной ручки кружки из неё совсем неудобно держаться, когда пьёшь чай. Тарелки с горельефами античных богинь совсем неудобно мыть. А чайник… его цвет чересчур броский и яркий. Как сувенир, пожалуй, он бы пригодился бы, но не как предмет быта. А сковорода ещё и небезопасна. Об неё легко можно обжечься – видите, какая неудобная ручка? Так что, ваши проекты нуждаются в доработке…
5. Ребята, вы знаете, что в прикладном искусстве часто учитываются национальные черты, а также возраст, интересы и другие индивидуальные особенности людей. Раскрасьте эти чашки так, если:
а) это подарок маленькой девочке, которая любит птиц и цветы;
б) это подарок бабушке, которая очень любит свой город Ярославль;
в) мальчику, который любит машинки, велосипеды и путешествия;
г) Винни-Пуху, Волку из «Ну, погоди», Незнайке или любому другому сказочному персонажу.