logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области


1. Пользуясь книгами, напишите несколько пейзажей каждого художника. Заполните все пропуски.
Иван ________________________ Айвазовский: «Девятый вал», «Чёрное____________»,
____________________________________________________________________________

___________________________ Александрович Васильев: «Деревня», «После грозы»,______
_________________________________________________________________________________

Архип ______________________ Куинджи: «На острове Валааме», _____________________
________________________________________________________________________________

Исаак Ильич____________________________: ______________________________________
_______________________________________________________________________________

_______________ Михайлович Матвеев: ________________________________________
_____________________________________________________________________________

______________________ Дмитриевич Поленов: __________________________________
_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________Саврасов:
____________________________________________________________________________

Иван Иванович ______________________________: _______________________________
_____________________________________________________________________________

2. Соедините стрелками слова и словосочетания так, чтобы получились названия картин: [6; 366-379]
peizag shishin

peizag shishin

Что объединяет эти картины?

3. Внимательно прочитайте сочинение школьника по одной известной картине И. И. Левитана, исправьте все ошибки. Воспользуйтесь книгами «Шедевры русской живописи» (с. 478-495), «Мастера русской живописи» (с. 192-199).

Передо мной – портрет Исаака Ивановича Левитана «Вечер. Серебряный Плёс». На этой картине изображён большой шумный город на реке Которосль. На самом берегу мы видим каменный дом с зелёной крышей. Чуть в стороне – высокая церковь. За ней – дома города и мельница. По воде к городу подплывает «Метеор»…
4. Попробуйте сами написать небольшое сочинение о картинах Левитана, но уже без ошибок:
Кроме картины «Вечер. Золотой Плёс», я знаю такие пейзажи Левитана как________________________________________________________________________________________________________________. Из всех произведений Левитана мне больше всех нравится картина______________________________________________
_________________, потому что______________________________________________
__________________________________________________________________________


5. Вычеркните лишнее название картины и объясните, почему оно лишнее:
а) «Лесная глушь», «Среди долины ровныя», «Грачи прилетели», «На севере диком»
[ 17, с. 366-380]________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________;
б) «Весна. Большая вода», «Вечер. Золотой Плёс», «Свежий ветер. Волга», «Корабельная роща» [6, 192-203]______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________;
в) «Заросший пруд», «Христос и грешница», «Ранний снег», «Монастырь над рекой» [6; 256-263] _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________;
г)* «Берёзовая роща», «Золотая осень», «После дождя», «Над вечным покоем»___________
_____________________________________________________________________________.

6. Пользуясь книгой «Шедевры русской живописи», выпишите фамилии художников-пейзажистов, о которых не было сказано на занятии. Выпишите по 2-3 картины каждого из этих художников.

7. Прочитайте сказку «Путешествие по картинам Шишкина». Напишите, в каких картинах художника побывали Олеся и Костя. В каких картинах хотели бы оказаться вы? Почему?
Однажды вечером Олеся и её маленький брат Костя сидели на террасе и смотрели книгу. Из сада пахло сиренью и жасмином, капал мелкий тёплый дождь. Книга, которую листали дети, была непростой – это был альбом с репродукциями картин Ивана Шишкина.
«Вот бы прямо сейчас оказаться там, в картинах художника, - воскликнула Олеся. – Такие красивые пейзажи…»
Не успела девочка и оглянуться, как вдруг чудо свершилось: очутились ребята не у себя на террасе, а в широком бескрайнем поле.
И направо и налево колосилась золотистая рожь. Дорога – полевая, а не асфальтовая, как в наши дни, вела среди поля и терялась во ржи. Прямо в поле, среди колосьев, возвышались пышные, могучие сосны.
- Какие величавые деревья! – воскликнула девочка. – Гляди, одна сосна засохшая… А полю – конца и края нет! Смотри, какие-то птицы над полем кружат.
Пошли ребята дальше по дороге.
Становилось жарко. Был настоящий полдень. На голубом небе возвышались кучевые облака, напоминающие башни. Скорее всего, недавно здесь прошёл дождь, неслучайно дорога была грязной. По-прежнему вокруг росла рожь, но сосен уже не было. Вдали ребята увидели село с церквушкой, а ещё дальше – река и синий-синий горизонт.
Навстречу ребятам шли крестьяне с граблями. Наверно, с полевых работ на обед.
Долго ли, коротко ли, - а ребята всё шли и шли. Село осталось позади, да и дорога превратилась в тропку. Ребята поднялись на пригорок и увидели чудный пейзаж: посреди поля стоял один-единственный, но могучий, раскидистый и высокий дуб, каких в наши дни ребята не видывали.
За дубом расстилались синие дали. Вдалеке виднелась речушка – поднимался крутой её берег. Что-то белело вдалеке, церковь, наверно…
Снова стало жарко. Кучевые облака вдали продолжали клубиться.
- Пойдём в лес, - предложил Костя. – Там прохладнее. Дорожка, кстати, туда и ведёт!
Лес оказался на редкость свежим и могучим – настоящий сосновый бор! Мощные оранжевые стволы сосен – пусть не такие как среди ржи, но всё же – подарили ребятам чудесный аромат.
Ребята увидели небольшой лесной ручеёк, а может, маленькую каменистую речку. Через неё шёл старый забор-плетень. Речка была совсем неглубокая: в ней было два больших камня и много маленьких. Видно было, что весной ручей разливается, берега были подмыты и кое-где даже виднелись корни сосен. Справа была опушка, где росли молодые сосенки.
Ребята отправились дальше и вскоре увидели, что лес стал глуше. Сосны стали попадаться старые, некоторые из них были уже поваленными. То и дело приходилось пробираться через овраги и буреломы.
- Смотри, смотри! – вдруг зашептал Костя. – Медвежата!
- Бежим скорее, - испугалась Олеся.
- Подожди, давай понаблюдаем за ними! Мне знакомый охотник говорил, что медведи просто так не тронут, если близко к медвежатам не подходить и не тревожить их.
Ребята спрятались за толстое дерево и продолжили наблюдение. На поваленной и даже вывороченной с корнем сосне лазали три медвежонка. Возле них сидела, разинув пасть, медведица. Вдруг медведица зарычала. Ребята испугались и бросились наутёк. Когда они убедились, что медведица за ними и не думает гнаться, они успокоились. Тем временем лес стал светлее, всё чаще стали встречаться дубы. Лес даже чем-то здесь был похож на парк. И дорожка появилась, и даже гуляющие люди встретились нашим ребятам. Тут загремело и пошёл настоящий летний дождь. Гуляющие раскрыли зонтик, а дубовый лес заметно посвежел после жаркого дня.
Долго бы ещё гуляли ребята, если бы не услышали голос мамы: «Олеся, Костя!»
Ребята открыли глаза… И что же? Они сидели на своей террасе. Дождь уже прекратился, и был тихий летний вечер. Мама звала пить чай.
- Неужели это всё нам приснилось? – дивился Костя. – Значит, мы во сне путешествовали по картинам Шишкина?
- А разве это плохо? – улыбнулась Олеся. – Главное – путешествовали, а остальное уже не важно…

8. Ребята, знаете, что такое файнворд? Это рассказ, в котором зашифрованы какие-то слова. Так, в фразе «Пей за жизнь, Бонапор третий» зашифрованы два жанра живописи – портрет и пейзаж. Прочитайте рассказ и найдите в нём картины Левитана, Куинджи, Шишкина, Саврасова.
Утром артист Буом встал поздно. Со сна он выглядел как вобла, которую долго вялили. Поэтому Буом сделал зарядку и стал писать стихи. Артист всегда сочинял, если нужно было поднять себе настроение. Он написал о розе, роскошных лилиях, букете мимоз и мае и отправился к знакомой артистке Гале, которая приехала из Дублина. Артист всегда был рад у Гали побывать. Галя рассказывала ему про город Дублин, а артист – про село, которое было его родиной. Потом Артист читал Гале свои стихи. Одно лишь Буом утаил: он писал стихи ради Гали.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх