1. Найдите олицетворения в предложенных текстах, попробуйте определить их роль.
а) Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость (А. С. Пушкин)
б) Идёт седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мрак, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного её дыхания
Природы взор оцепенел. (Г. Р. Державин)
в) Устало всё кругом:
Устал и цвет небес.
И ветер, и река, и месяц, что родился.
И ночь, и в зелени потусклый спящий лес,
И жёлтый тот листок что, наконец, свалился
(А. Фет)
2. Вставьте подходящие по смыслу олицетворения. Сверьтесь с авторским вариантом.
а) «Луна ____________ как клоун» (С. Есенин)
б) «Лазурь небесная ________________,
Ночной омытая грозой» (Ф. И. Тютчев)
в) «А заря _________________обходя кругом,
Осыпает ветви новым серебром (С. Есенин)
3. Найдите олицетворения. Составьте с ними красивые, подробные предложения.
Лес проснулся. Ребёнок проснулся. Камыш шепчет. Девушка шепчет. Темнота подкралась. Разведчик подкрался. Зарыдал двоечник. Зарыдали бубенцы.
4. Изучите 5-7 стихотворений о природе С. А. Есенина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. Рубцова и т.д.
Составьте «Словарик олицетворений» каждого из поэтов. Сделайте вывод о своеобразии авторского стиля того или иного писателя.
5. Составьте собственную копилку олицетворений. Понаблюдайте за природой в разное время года и суток. Как ведут себя неживые объекты? Чем они напоминают живых? Составьте с этими олицетворениями рассказ.