logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Найдите олицетворения в предложенных текстах, попробуйте определить их роль.

а) Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость (А. С. Пушкин)

б) Идёт седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мрак, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного её дыхания
Природы взор оцепенел. (Г. Р. Державин)

в) Устало всё кругом:
Устал и цвет небес.
И ветер, и река, и месяц, что родился.
И ночь, и в зелени потусклый спящий лес,
И жёлтый тот листок что, наконец, свалился
(А. Фет)

2. Вставьте подходящие по смыслу олицетворения. Сверьтесь с авторским вариантом.

а) «Луна ____________ как клоун» (С. Есенин)
б) «Лазурь небесная ________________,
Ночной омытая грозой» (Ф. И. Тютчев)
в) «А заря _________________обходя кругом,
Осыпает ветви новым серебром (С. Есенин)

3. Найдите олицетворения. Составьте с ними красивые, подробные предложения.

Лес проснулся. Ребёнок проснулся. Камыш шепчет. Девушка шепчет. Темнота подкралась. Разведчик подкрался. Зарыдал двоечник. Зарыдали бубенцы.

4. Изучите 5-7 стихотворений о природе С. А. Есенина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. Рубцова и т.д.
Составьте «Словарик олицетворений» каждого из поэтов. Сделайте вывод о своеобразии авторского стиля того или иного писателя.

5. Составьте собственную копилку олицетворений. Понаблюдайте за природой в разное время года и суток. Как ведут себя неживые объекты? Чем они напоминают живых? Составьте с этими олицетворениями рассказ.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх