Загадка – это метафорическое (основанное на переносе) выражение, в котором один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство.
1. Проанализируйте загадки первой и второй группы. По какому принципу они создаются?
1) Зубастый, мохнатый, как есть начнёт – песенку поёт (кот);
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок);
Часто умывается, а полотенцем не утирается (кошка)
2) Сидит девица в темнице, а коса – на улице (морковь);
Сидит дед, во сто шуб одет (лук);
Разноцветное коромысло над рекой повисло (радуга)
2. Подчеркните опорные слова, которые помогают разгадать загадку:
а) Угадайте, что за птица:
Света белого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это______________
б) Стоит кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое?
в) Звенит звонок на тонкой ножке
В фиолетовой одёжке.
3. Дополните загадку подходящими по смыслу словами:
а) Не крапива, а _________________,
Не солнце, а ____________________ (печка).
б) Не рубашка, а _________________
Не человек, а _____________________ (книга).
4. Самостоятельно составьте загадки, пользуясь опорными словами:
а) Рыжая, хитрая, с пушистым хвостом, охотится за зайцами и мышами, живёт в норе… (лисица)
б) Колючий, клубок иголок, пыхтит, топает, в иголках – но не ёлка… (ёж)
в) Алый, сахарный, полосатый, снаружи зелёный, внутри – красный, с хвостиком… (арбуз)