logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области
1. Прочитайте отрывки из русских народных волшебных сказок.

а) В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь таково слово:
«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.

б) А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется - баба-яга гонится, и уж совсем близко…

Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.

Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит. Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется - баба-яга гонится, и уж совсем близко.

Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река - широкая-преширокая, глубокая-преглубокая!


в) Царевич улегся спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

- Гей вы, пчелы работящие! Сколько вас на белом свете ни есть, все летите стада и слепите из чистого воску церковь божию, чтоб к утру 'была готова.

Поутру встал Иван - царевич, глянул - стоит церковь из чистого воску, и пошел к морскому царю с докладом.

- Спасибо тебе, Иван - царевич! Каких слуг у меня ни было, никто не сумел так угодить, как ты. Будь же за то моим наследником, всего царства сберегателем, выбирай себе любую из тринадцати дочерей моих в жены.
Иван - царевич выбрал Василису Премудрую; тотчас их обвенчали и на радостях пировали целых три дня.

Ни много ни мало прошло времени, стосковался Иван - царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь.

Выпишите из текстов:

а) Постоянные эпитеты ___________________________________

б) троекратные повторы __________________________________

в) волшебные предметы ____________________________________

2. Как называются волшебные предметы, которые умеют:

а) исполнять желания ______________________________________

б) быстро переносить на далёкие расстояния __________________

в) верно показывать дорогу _________________________________

В каких волшебных сказках они встречаются?

3. Изучите структуру волшебной сказки, найдите эти элементы сюжета в любой волшебной сказке.

4. Расставьте пункты плана волшебной сказки «Царевна-лягушка». Найдите в этой сказке элементы сюжета; вспомните, какие в ней есть волшебные превращения, волшебные предметы и устойчивые сказочные выражения.

- Иван-царевич добыл иглу со смертью Кощея.

- Царь велел своим сыновьям пустить по стреле, чтобы найти себе жён.

- Иван-царевич сжёг лягушачью кожу, и Василиса Премудрая снова оказалась у Кощея Бессмертного.

- У младшего сына стрела попала в болото к лягушке.

- Иван-царевич в поисках Василисы Премудрой встречается с героями-помощниками.

- Царь приготовил испытания для невесток: спечь пирог, соткать полотенце, исполнить танец на пиру.

- Иван-царевич и Василиса Премудрая снова вместе.

- Сыновья сыграли три свадьбы, Иван-царевич женился на лягушке.

5. Напишите волшебную сказку по опорным словам: в тридесятом царстве, за тридевять земель, в одном сказочном царстве, добрый молодец, белогривый конь, волшебное блюдечко и наливное яблочко, царевна-краса писаная, долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается – не скоро дело делается, лес тёмный, реки широкие, избушка на курьих ножках, печка, яблонька, волшебный клубочек, ковёр-самолёт, сто сапог износить, сто дорог исходить, стали жить-поживать и добра наживать. Сделайте иллюстрацию.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх