logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

(учебник – страницы 210-211, часть 1)

1. Дополните определения, пользуясь учебником.

Цветопись – это ___________________________________________________

Цвета могут описывать не только прилагательные но и______, _____, ______.

2. Подчеркните слова, которые помогают автору передать цвет в стихотворении:

а) Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт. (С. Есенин «Вот оно, глупое счастье»)

б) За горами, за жёлтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень (С. Есенин)

в) Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Словно бабочек лёгкая стая

С замиранием летит на звезду.

3. Изобразите с помощью цветных карандашей и красок цветовую палитру стихотворения:

а) Капли жемчужные, капли прекрасные,

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью чёрной на окнах сырых.

б) Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

в) Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытая сереньким ситцем

Этих северных бедных небес»

4. Пользуясь словарём синонимов, подберите как можно больше синонимов к цветовым прилагательным.

а) Красный; б) Жёлтый; в) Зелёный; г) Синий.

Составьте с любыми из них тексты миниатюры (3-4 предложения), подготовьтесь к выразительному чтению.

5. Вставьте вместо пропусков цветовые прилагательные. Сравните получившиеся тексты с оригиналами.

а) «________________________ туман. Снеговое раздолье.

Тонкий ____________________ лунный свет.

Сердцу приятно с _____________________ болью.

Что-нибудь вспомнить с ранних лет.

(С. Есенин «Синий туман»)

б) Вижу сад в ____________________накрапах,

Тихо ____________________ прилёг ко плетню.

Держат липы в ___________________лапах

Птичий гомон и щебетню (С. Есенин «Эта улица мне знакома…»)

6.Составьте небольшие прозаические или поэтические тексты, используя приём цветопись и пользуясь следующими словами:

а) Изумруд, листья, зеленеть, травянистый.

б) Апельсин, ночная лампа, лисица, осенний лист.

в) Сирень, небеса, фиалки, бирюзовый.

7. Самостоятельно в Интернете найдите стихотворения других поэтов, в которых используется приём цветопись. Подготовьтесь к творческой презентации, в которую включите:

а) Выразительное чтение стихотворений;

б) Иллюстрации к стихотворению.

в) Кратко – анализ цветовой палитры стихотворения. Почему именно эти цвета? Почему именно эти слова? Какова их роль, как они помогают передать основную мысль автора.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх