(учебник – страницы 210-211, часть 1)
1. Дополните определения, пользуясь учебником.
Цветопись – это ___________________________________________________
Цвета могут описывать не только прилагательные но и______, _____, ______.
2. Подчеркните слова, которые помогают автору передать цвет в стихотворении:
а) Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт. (С. Есенин «Вот оно, глупое счастье»)
б) За горами, за жёлтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень (С. Есенин)
в) Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая
С замиранием летит на звезду.
3. Изобразите с помощью цветных карандашей и красок цветовую палитру стихотворения:
а) Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью чёрной на окнах сырых.
б) Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
в) Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытая сереньким ситцем
Этих северных бедных небес»
4. Пользуясь словарём синонимов, подберите как можно больше синонимов к цветовым прилагательным.
а) Красный; б) Жёлтый; в) Зелёный; г) Синий.
Составьте с любыми из них тексты миниатюры (3-4 предложения), подготовьтесь к выразительному чтению.
5. Вставьте вместо пропусков цветовые прилагательные. Сравните получившиеся тексты с оригиналами.
а) «________________________ туман. Снеговое раздолье.
Тонкий ____________________ лунный свет.
Сердцу приятно с _____________________ болью.
Что-нибудь вспомнить с ранних лет.
(С. Есенин «Синий туман»)
б) Вижу сад в ____________________накрапах,
Тихо ____________________ прилёг ко плетню.
Держат липы в ___________________лапах
Птичий гомон и щебетню (С. Есенин «Эта улица мне знакома…»)
6.Составьте небольшие прозаические или поэтические тексты, используя приём цветопись и пользуясь следующими словами:
а) Изумруд, листья, зеленеть, травянистый.
б) Апельсин, ночная лампа, лисица, осенний лист.
в) Сирень, небеса, фиалки, бирюзовый.
7. Самостоятельно в Интернете найдите стихотворения других поэтов, в которых используется приём цветопись. Подготовьтесь к творческой презентации, в которую включите:
а) Выразительное чтение стихотворений;
б) Иллюстрации к стихотворению.
в) Кратко – анализ цветовой палитры стихотворения. Почему именно эти цвета? Почему именно эти слова? Какова их роль, как они помогают передать основную мысль автора.