1. Прочитайте сказку «Петухан Куриханыч» и на её основе заполните схему «Признаки бытовой сказки:
Петухан Куриханыч
Жила-была старуха, у нее сын Иван. Раз Иван уехал в город, а старуха одна осталась дома. Зашли к ней два солдата и просят чего-нибудь поесть горяченького. А старуха скупа была и говорит:
- Ничего у меня нет горяченького, печка не топлена и щички не варены.
А у самой в печке петух варился. Проведали это солдаты и говорят между собой:
- Погоди, старая! Мы тебя научим, как служивых людей обманывать.
Вышли во двор, выпустили скотину, пришли и говорят:
- Бабушка! Скотина-то на улицу вышла.
Старуха заохала и выбежала скотину загонять. Солдаты между тем достали из печки горшок с похлебкой, петуха вынули и положили в ранец, а вместо него в горшок сунули лапоть.
Старуха загнала скотину, пришла в избу и говорит:
- Загадаю я вам, служивые, загадку.
- Загадай, бабушка.
- Слушайте: в Печинске-Горшечинске, под Сковородинском, сидит Петухан Куриханыч.
- Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, нашу загадку.
Но старуха не поняла солдатской загадки.
Солдаты посидели, поели черствой корочки с кислым квасом, пошутили со старухой, посмеялись над ее загадкой, простились и ушли.
Приехал из города сын и просит у матери обедать. Старуха собрала на стол, достала из печи горшок, ткнула в лапоть вилкой и не может вытащить. “Ай да петушок, - думает про себя, - вишь как разварился, - достать не могу”. Достала, ан... лапоть!
2. Самостоятельно познакомьтесь с другими бытовыми сказками («Каша из топора», «Дурак и берёза», «Как поп работницу нанимал»). Кто и почему высмеивается в этих сказках? Чему они учат?
3. Пользуясь приобретёнными знаниями, придумайте свою бытовую сказку. Работу можно выполнить в паре или группе. По желанию выполните иллюстрацию.