1. Время и пространство в литературном произведении получило название «хронотоп». Воспользуйтесь источниками и узнайте, от каких двух слов оно произошло.
2. Определите, хронотоп какого литературного произведения перед вами. Назовите автора произведения.
а) Довоенное время (30-е годы ХХ века), Сибирь, низрвье реки Енисей.
б) Середина ХIХ века, лето, июль, главные события происходят в течение одной ночи. Пространство – русский пейзаж, леса, поля, луга.
в) ХХ век, конец Великой Отечественно войны, весна, центральная Россия, село, лес, болото (М. М. Пришвин «Кладовая солнца»)
(Из разработки Кулигина О. В. «Время и пространство в лит.произведении», Санкт-Петербуг)
3. Прочитайте любую другую сказку Г.Х. Андерсена (по программе – «Снежная королева») и проанализируйте её хронотоп по плану:
а) Есть ли точное указание, где происходит действие? (страна, город, село).
б) Есть ли точное указание на время, когда происходит действие? (век, год, месяц)
в) В какое время суток происходят события сказки? Важно ли автору время суток? Если да, то почему?
г) Как перемещаются герои в пространстве? Случайно ли выбрано место действия?
д) Какое время занимает всё действие?
Выпишите временные характеристики, указывающие на это.
4. Проанализируйте прочитанные вами в разделе «Дороги к счастью» сказки:
- «Шиповничек» Братьев Гримм;
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин;
- «Спящая царевна» В. А. Жуковский.
а) Указано ли точное время действия?
б) Какие слова на это указывают?
в) С какой целью, как вы думаете, автор это делает?
г) М. М. Бахтин, учёный, говорил, что в народных и авторских сказках большую роль играет «переходное пространство» - между своим миром и чужим, между миром реальности и волшебством. Обычно роль такого пространства играли лес, река и т.д. Найдите в этих сказках варианты переходного пространства. Чем оно схоже во всех трёх сказках, чем различается?