logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Запишите стадии создания юмористического рассказа в правильном порядке

- продумайте средства комического;

- продумайте, будут ли в рассказе портреты, пейзажи, интерьеры и т.д.

- подумайте, какая будет основная мысль рассказа;

- продумайте ситуации, в которые будут попадать герои;

- подумайте, в каких художественных образах вы воплотите эту идею;

- напишите черновой вариант работы;

- выберите персонажей, которые будут совершать поступки;

- дополните черновой вариант деталями, напишите работу на чистовике.

- продумайте фабулу – основные события рассказа, составьте краткий план;

2. Приведите примеры явлений комического в литературе:

а) комические герои;

б) комические ситуации;

в) комический язык.

3. Проанализируйте отрывки из рассказов Н. Носова и определите, в каком случае смех вызывает герой, в каком – ситуация, в каком – язык.

а) Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

- Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?

- Куда?

- Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

б) - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

в) Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шёпотом разговаривали - всё было слышно. Уроки я кончил поздно и думаю:

“Позвоню ещё раз Мишке, перед тем как лечь спать”.

Позвонил, а он не отвечает. “Что же это? - думаю. - Неужели телефон испортился?”

Позвонил ещё раз - опять нет ответа! Думаю:

“Надо пойти узнать, в чём дело”.

Прибегаю к нему... Батюшки! Он телефон положил на стол и ломает. Батарею из аппарата вытащил, звонок разобрал и уже трубку развинчивает.

- Стой! - говорю. - Ты зачем телефон ломаешь?

- Да я не ломаю. Я только хочу посмотреть, как он устроен. Разберу, а потом соберу обратно.

- Так разве ты соберёшь? Это понимать надо.

4. Составьте юмористический рассказ на основе комической ситуации:

а) Боря пришёл в школу в домашних шлёпанцах, забыв выходя из дома переобуться.

б) Петя научился мяукать точь-в-точь как его котёнок.

в) Саша уговорил папу, чтобы за каждую двойку ему давали по шоколадке.

5. Понаблюдайте за жизнью одноклассников на перемене, после уроков.

Подумайте, кто из ребят мог бы стать героем юмористического рассказа. Какие смешные ситуации с ним происходили? Или могут произойти? С помощью каких фраз можно об этом рассказать? Пользуясь памяткой, запишите рассказ в черновом и чистовом вариантах.

Отредактируйте вместе с учителем.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх