1. С помощью стрелок отнесите жанровые признаки либо к пословице, либо к поговорке.
2. Конкурс «Знатоки пословиц». Определи, какой пословице посвящена миниатюра.
а) Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете?
б) Во время летних каникул каждый из ребят что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Серёжа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и всё жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья?
в)Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и всё получится», - ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну?
г) Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая, в свою очередь, поделилась ещё с кем-то. Вскоре об этом знали все.
(Из разработки Волосухиной И. Я., Смоленск, 2015)
3. Объясните смысл пословиц. По одной из них составьте рассказ-миниатюру.
а) Сидя на печи генералом не станешь.
б) Языком болтай, а рукам воли не давай.
в) Язык мой – враг мой.
г) На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит.
4. Продолжи рассказ по пословице «Кто не работает, тот не ест»
Жили-были петушок и поросёнок. Предложил петушок посадить огород. Встал петушок утром, позвал поросёнка, а поросёнок в луже лежит, греется на солнышке. Вскопал петушок землю, посеял семена, а поросёнок в луже нежится.
Всё лето петушок работал: поливал, полол, ухаживал за огородом, а поросёнок отдыхал между грядками.
Пришла осень. Позвал петушок поросёнка убирать урожай, а тот желудями лакомится.
5. Подготовьте виртуальный музей пословиц и поговорок. Продумайте, какими будут в нём экспонаты. Чему будет учить этот музей? Будут ли в нём проводиться экскурсии, интерактивные программы? На какую аудиторию будет рассчитан этот музей?