logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками, составьте таблицу-памятку «Роль пейзажа в литературном произведении».

2. Прочитайте три отрывка.

а) Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

<…>

Свет луны. Таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля (С. Есенин)

б) Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты (С. Есенин)

в) Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград (И. С. Тургенев)

3. Сравните пейзаж в стихотворении А. С. Пушкина «Медный всадник» и на иллюстрации к этому произведению. С помощью каких средств описывает картину художник и поэт?

peyzazh

 

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В своей постеле беспокойной.

Уж было поздно и темно;

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул, печально воя.

 

 

4. Познакомьтесь со статьёй «Пейзаж в литературе» Алексея Мурзалёва. Ответьте на вопросы:

- Какие мысли кажутся вам интересными, мудрыми?

- Какие советы вы возьмёте себе на вооружение?

Очень часто, занимаясь литературным творчеством, мы забываем о роли пейзажа в художественном произведении. Мы ударяемся в интриги, прописываем диалоги, создаём уникальных персонажей с увлекательными судьбами, но забываем о том, что все действия происходят на определённом фоне, который также требует нашего пристального внимания и добросовестного отношения.

Вспомните, как часто в школе мы писали сочинения на тему «Роль пейзажа в данном эпизоде, отрывке, стихотворении…». И не всегда понимали, зачем это надо. Подумаешь, на улице гремит гром, а в поле уже отцветает рожь! Ну кому какая разница, если в это время убивают одного из главных героев или происходит очередная авантюра! Мы стремимся залезть в центр повествования и выудить оттуда всё самое эмоциональное и интересное. А пейзаж – это так… Нечто попутное. Так это или нет? Сейчас-то мы и попробуем выяснить.
А начнём мы с такого масштабного заявления, как то, что пейзаж – это один из самых главных способов создать условный мир. На нём, между прочим, держатся многие фильмы со слабым сюжетом. Очень часто люди после просмотра подобной картины говорят: «Какой зрелищный фильм! Какая графика! Какой пейзаж». В книге, может, это и не так заметно, но лишь потому, что мы не привыкли его замечать. А стоило бы…
Пейзаж – это не только кустики, ветерок и солнышко, как мы привыкли отмечать. Это выразительные картины древних городов, таинственные аллеи садов и парков, жизнь неба и моря, дыхание времён года и пробуждение самой Матушки-Природы. Согласитесь, не так уж и мало? С помощью пейзажа мы описываем не только живую природу. Автора может интересовать и описание дома, квартала и даже космического пространства. Именно благодаря пейзажным зарисовкам произведение живёт полноценной жизнью, в которой меняется время суток, и наступают сезонные изменения, так привычные нам. Не будь этого всего, перед нами красовался бы абсолютно картонный мир, ничем не привлекающий внимания.
Если вы хорошо знакомы с русской классикой, то явно обращали внимание на то, что невозможно встретить текст без пейзажных описаний. Другое дело, их объём. Кто-то из писателей тяготел к длинным и пространственным словесным картинам, порой несколько утомляющим тех, кто привык к действиям. Кому-то достаточно было буквально одного предложения, чтобы обрисовать фон, имеющий определённое символическое значение. Многое зависит и от формы произведения. Если мы создаём роман, то можем себе позволить потратить и несколько страниц на то, чтобы описать некий вымышленный мир, над чьим созданием так усердно трудимся. А вот в рассказе у нас нет возможности долго что-то описывать, поэтому нам придётся довольствоваться только самым главным.
В чём же, собственно, функции пейзажа? А их, как оказывается, не так уж и мало.
1. Пейзаж помогает подготовить читателя к будущим событиям, создать соответствующую эпизоду атмосферу. Например, если в начале главы вы читаете о том, как бушевала непогода, как сильно мерцали разряды молнии, а гром зловеще кашлял, как будто сейчас небо расколется на две половины, то вполне можно ожидать каких-нибудь неприятностей или даже катастрофы. Уже на этом месте читатель понимает, что скоро произойдёт что-то плохое, но пока он даже не догадывается, что именно. Таким образом, вы создали себе благодатную почву для дальнейшего рассказа, создали интригующую обстановку и поддерживаете интерес своей публики.
Иногда, наоборот, нужно создать эффект неожиданности. Пусть ничего не предвещает беды. Наоборот, на небе светит солнце, а дети радостно бегают вокруг дома. Так, последующие за этим события будут восприниматься, как роковая случайность, коих очень много встречается в реальной жизни. Пожалуй, этот вариант даже более естественный, ибо все плохие новости приходят к нам именно в том момент, когда мы думает совершенно о другом. И, кажется, что мир рухнул и уже никогда не будет прежним. И пусть на улице светит солнце, но в душе героя стало темным-темно. Так тоже бывает.
2. Пейзаж помогает лучше понять героя, его внутренний мир. Подумайте, каждый ли из вас способен остановиться утром по дороге на работу, чтобы полюбоваться упавшей на пальто снежинкой? А часто ли вы обращаете внимание на детали старинных построек, когда отправляетесь на очередную экскурсию? А о чём говорит то, что человек совершенно запутался во времени и одевается по-летнему, несмотря на пришедшую осень?
Пейзаж – это в какой-то степени отражение наших мыслей, нашего мировосприятия. Циники и материалисты увидят в луже только препятствие и почувствуют раздражение. Мечтатели увидят в этой луже отражение далёкой луны или близкого солнца. Решительный человек её стремительно перешагнёт, а флегматик встанет и будет стоять, пока не решит, с какой стороны её обходить. И так происходит не только с лужей.
Иной раз бывает, что к нам приезжает гость, выглядывает с утра в окно и вздыхает: «Какая красота!», имея в виду три зеленеющих клёна, которые тянутся макушками к окнам домов. А мы можем только мягко улыбнуться или удивиться: «Надо же, и как я раньше этого не замечал/а».
То, каким мы видим окружающий мир, зависит от нас. Поэтому в литературе пейзаж в этом плане помогает охарактеризовать героя, раскрыть его сущность, приблизить к читателю. Когда же мы пишем сами, то не должны руководствоваться только случайным набором фраз. Каждая деталь пейзажа должна иметь определённую цель. Не бойтесь постоянно задавать себе вопрос, нужно то или иное слово и предложение, или текст и без него сможет существовать? Не нагромождайте своё произведение ненужными подробностями, даже если на вас вдруг напало вдохновение.
Пейзаж не равен герою, но именно он позволяет понять, что за человек перед нами, чего от него ждать в дальнейшем, каковы его пристрастия и особенности.
3. Пейзаж передаёт душевное состояние героя. Вы проснулись в плохом настроении, выглядываете в окно и видите дождь. Первая ваша мысль будет о том, что сейчас придётся мокнуть, ожидая автобуса. Вы уже оплакиваете свои новые замшевые ботинки и думаете, что погода специально смеётся над вами. Если вы проснулись в хорошем настроении, то подумаете о том, как свежо теперь будет вокруг, а первые цветы получили наконец-то свою порцию влаги. Вы уже хотите пробежаться под этим тёплым дождиком, представляя, как его капли ласково скатываются по молодой коже. Если вы задумчивы, то капли дождя будут лишь усугублять ваши думы. Вы будете ненароком вытирать слёзы, вызванные старыми воспоминаниями, и искренне верить, что сама природа выражает вам сочувствие. И так далее. Несомненно, то, в каком мы находимся состоянии, будет влиять и на то, что и как мы видим. Радостные люди после дождя увидят радугу, а пессимисты – только огромные скопления луж мокрой грязи. И это тоже очень важно учитывать, когда речь заходит о пейзаже.
То, что видит (или то, чего не видит) ваш герой, говорит о его внутреннем состоянии, о его душевных переживаниях и волнениях. Человек, не замечающий смены дня и ночи, явно находится в печали и чем-то озабочен. Тот, кто ждёт рассвета, куда-то торопится. А тот, кто подмечает каждую краску заката, явно знает, что скоро его жизнь изменится, и, возможно, всю эту прелесть он видит в последний раз. Когда возьмётесь за очередную пейзажную зарисовку, вообразите себя на месте героя. Не рисуйте пейзаж отдельно от человека. Напротив, подумайте, на что бы вы обратили внимание, если бы вам только что признались в любви или ненависти. Будет ли человек, ожидающий казни, замечать пыль на дороге? Или же он всё-таки последний раз вдохнёт свежесть утра и взглянет на пёструю толпу, расстилавшуюся перед ним?
Можно, напротив, противопоставлять щедрость природы скудным представлениям человека о мире. Как подчеркнуть чёрствость души? Да изобразите перед своим героем пышные розовые кусты, маленьких ярких бабочек, собирающих драгоценный нектар. Пусть солнце озаряет изумрудную траву, а дети играют среди распустившихся ромашек. Пусть самые красивые девушки плетут себе венки и говорят о любви. Пусть рай расстилается перед человеком, он не заметит его, если не привык видеть красоту жизни. И наоборот, утончённого и душевного человека не смутят копны сена и потные розовощёкие лица земледельцев. Он увидит во всём это некую деревенскую идиллию, позабытую в шуме городского мира. Он вспомнит мрачные стены домов и асфальтированные улицы, представит перед собой вырубленные деревья и картошку на прилавках магазина. И пустится в веселье общей работы, снимая напряжение и усталость последних лет, которых он провёл, будто в запертой клетке.
Пейзаж, пожалуй, — это лучший друг автора, который создаёт вторую реальность. Это своеобразная волшебная палочка, которая обнажает все движения души и сердца, передаёт идеи и мысли писателя. Лишите текст пейзажа, и он потеряет все свои краски. Из него уйдёт дыхание жизни. Читатель больше не сможет прощупать пульс ваших слов, он перестанет вам доверять. Вы можете представить себе спектакль без декораций? Это больше относится к домашним и школьным постановкам, но даже там люди пытаются украсить помещение подобающими предметами.
Если вы хотите создавать истинные произведения искусства, то вы должны овладеть мастерством и живописца, и психолога, и философа. Только так можно стать настоящим писателем, радовать читателей всё новыми текстами, которые достойны уважения и, возможно, восхищения.
Художественно произведение – это не только набор героев, интересный сюжет и куча мыслей. Это ещё красота. Красота слова, красота мира, красота жизни. И именно природа помогает каждому из нас обрести в самом себе великого эстета. Научитесь управлять пейзажем, сделайте его одним из героев своего творения, даруйте ему слово, как если бы он был настоящим человеком. Стоит вам овладеть искусством пейзажа в литературе, как вам откроется много новых и удивительных возможностей, о которых сейчас вы даже не представляете.
Вы ещё думаете, что пейзаж – это нечто попутное, что идёт параллельно повествованию? По-моему, его роль в литературе очевидна, а его мощь позволяет преклоняться перед ним, как перед могущественным орудием, создающим великие вещи. Не забывайте этого, друзья! http://liter-rm.ru/pejzazh-v-literature.html
5. Познакомьтесь с пейзажами из повести К. Г. Паустовского «Мещерская сторона». Подчеркните слова и словосочетания, которые помогают создать образ пейзажа. Какие изобразительно-выразительные средства вы выбрали? Какова их роль?

«Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звои слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и козятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха».

Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/mescherskaya-storona/storona_1.htm

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх