logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Создайте опорную схему «Способы создания сравнения». Подберите к каждому виду сравнений примеры.

_______________________ __________________________

______________________ ___________________________

2. Найдите сравнения. Определите, каким способом они были образованы.

а) «В небе тают облака.

И лучистая, на зное

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное» (Ф. И. Тютчев)

б) Он бежал быстрее, чем лошадь (А. С. Пушкин)

в) «Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы» (Н. А. Некрасов»

г) «На Красной площади, будто сквозь туман, неясно вырисовывались очертания башен» (А. Н. Толстой)

д) «Сильнее кошки зверя нет» (И. А. Крылов)

3. Вставьте в высказывание В. Г. Белинского, известного критика 19 века, подходящие по смыслу сравнения.

Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок как __________________,

тягуч и густ, как _______________, ярок, как ________________________,

прозрачен и чист, как _____________________, душист и благовонен, как ___________, крепок и могуч как ___________________________________

_________________________.

Найдите это высказывание в оригинале. Сравните свои вставленные слова и слова критика. Какой вариант кажется вам интереснее, образнее, почему?

4. Выпишите только предложения со сравнениями. Определите их вид.

а) Лес, точно терем расписной.

б) Это точно наша улица.

в) Люди видели, как он скрылся за поворотом.

г) Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей.

д) Можно подумать, будто я хвастаюсь.

е) Чайник свистел, будто плохо настроенный радиоприёмник.

(с сайта bugaga.net.ru – подготовка к ЕГЭ)

5. Составьте сравнения на основе следующих пар слов (воспользуйтесь словами как, словно, будто)

а) Лес-море,

б) Дорога – лента,

в) Книга – клад,

г) Поезд – гусеница.

Составьте предложения с получившимися сравнениями.

6. Составьте рассказ «Раннее утро», пользуясь сравнениями:

Солнце, словно раскалённый шар, туман стелился клубами, берёзки-подружки, тропинка, будто капризная змейка, таволга душистей мёда.

7. Отправьтесь на прогулку в лес, в поле или даже по улицам города. Подберите как можно больше оригинальных, необычных сравнений, образованных разными способами.

Оформите словарик эпитетов, на их основе составьте небольшой рассказ-миниатюру (в любом жанре).

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх