logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

1. Прочитайте два текста. Какой из них – стихотворный, какой – прозаический?

а) Все лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет...
Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей
Идут, как рать сторожевых,
И солнце мутное Жар-Птицей
Горит в их дебрях вековых (И. Бунин).

б) Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня (К. Паустовский).

Заполните памятку «Отличия стихотворной речи от прозаической»

2. Прочитайте образцы художественных текстов, определите, это стихотворная или прозаическая речь. Устно докажите своё мнение.

а) В небе тают облака

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное (Ф. И. Тютчев)

б) А однажды было так. Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:

- Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху
держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
Дядя Федор попробовал - так и вправду вкуснее. Он кота угостил и
спрашивает:

- А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором звать?
Кот отвечает:

- Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто
хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить
негде. А потом и вовсе могут дверь запереть (Э. Успенский)

3. Подберите рифмы к словам:

- берёзы _______________________________________________;

- утюг ________________________________________________;

- подушка _____________________________________________;

- пакет _______________________________________________;

- гайка ________________________________________________;

- снежинка ____________________________________________;

- удочка _______________________________________________;

4. Будут ли эти слова рифмами? Почему?

а) букет – портрет;

б) листва – трава;

в) фикус – кактус;

г) сестричка – электричка;

д) подружка – бабушка;

е) сон – сом;

ж) стриж – Париж;

з) лыжи – слышишь;

и) ромашка – Чебурашка.

5. Найдите лишнее слово, устно докажите, почему оно лишнее:

а) платок, глоток, мешок, поток;

б) закат, самокат, плакат, показ;

в) обезьяна, банан, баран, барабан;

г) лужа, дружба, хуже, стужа.

6. Поиграем в «буриме»? Составьте двустишия (или четверостишия) с использованием следующих рифм:

а) стакан – таракан;

б) мама – панама;

в) река – облака;

г) котята – утята;

д) индюк – ноутбук;

е) уж – душ.

 

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх