logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

 

 

1. Определите, какой литературный приём перед вами. Докажите свой выбор.
а) «В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам – с ноготок» (Н. А. Некрасов)

б) «Великовозрастный ученик бурсы ростом мало чем пониже киевской колокольни» (Н. В. Гоголь).

в) «Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки» (А. Плещеев)

г) «Стоят татаровья престрашные,
Престрашные татаровья, преужасные;
Во плечах у них так велика сажень,
Между глазами велика пядень.
На плечах головушки, как пивной котёл» («Добрыня и Василий Каземирович»)

2. Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилась гипербола. Составьте с ними предложения (несколько предложений)
а) Богатырь размером с __________________________________________
б) Иван был большой водохлёб. За один раз мог _____________________
_______________________________________________________________
в) Когда Чудо-юдо бежит по земле, ________________________________
_______________________________________________________________
г) Закат пылал так ярко, что _______________________________________
________________________________________________________________

3. Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилась литота. Составьте с ними несколько предложений.
а) Малыш ростом ________________________________________________
б) Дождика почти не было: ________________________________________
________________________________________________________________
в) У Анны была очень тонкая талия _________________________________
________________________________________________________________
г) Этот мальчик совсем ничего не ел _________________________________
_________________________________________________________________

4. Найдите в тексте гиперболы и литоты, определите их роль в художественных текстах:
а) «Между тем перед глазами ехавших расступилась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов» (А. П. Чехов)
б) «Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчание,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…» (М. Ю. Лермонтов)
в) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н. А. Некрасов)
г) «Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленькой рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» (Н. В. Гоголь)
д) «Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот» (фольклор)

5. Пользуясь гиперболами, составьте текст «Рассказ рыбака Ивана Ивановнча»
- щука размером с молодого крокодила;
- ливень, словно всемирный потоп;
- окуней целый бидон;
- болото до самого горизонта;
- боровики размером с футбольный мяч;
- глухарь почти с поросёнка;
- звёзды, словно гирлянда на новогодней ёлке.

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх