logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»

1. Прочитайте песенку Одушевлённого имени существительного. Выпишите из него одушевлённые существительные. Определите у них род и число.
На вопрос «Кто» я отвечаю,
Что-нибудь живое означаю.
Кошка, мальчик, бегемот, Ваня, волк и кашалот.
А ещё собака и петух-гуляка.
Бабушка и внучка, и барсук в норе,
И собака Жучка, та, что в конуре.
Птица на берёзе, на лугу стрекозы.
Лягушки зелёные, заяц и медведи.
Вот одушевлённых сколько слов на свете!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Придумайте похожую песню Неодушевлённого существительного с примерами. На какой вопрос оно отвечает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Создайте словесный портрет Одушевленного и Неодушевленного имени существительного. (Каким характером обладает Одушевлённое и Неодушевлённое существительное? С какими словами или предметами окружающего мира дружат они? Чем они любят заниматься?)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. А знаете ли вы, ребята, что у Одушевлённых и Неодушевлённых существительных есть верные сторожа – это их вопросы «Кто?» и «Что?». Эти два вопроса верно стерегут доверенные им группы слов. Но вот однажды вопросы «Кто?» и «Что?» срочно потребовались на работу в роли вопросительных местоимений. Составьте заявление для этих вопросов, чтобы их ненадолго существительные отпустили. Обратитесь за помощью к учителю.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вот что написано о категории одушевлённости существительных в энциклопедии Аванта+«Русский язык»:
«Большинство носителей русского языка уверены: одушевлённые существительные – это те, которые называют живые предметы (людей и животных), а неодушевлённые – все остальные. Определить, одушевлённое существительное или нет, можно якобы по вопросу: «кто?» - волк, одушевлённое; «что?» - дом, неодушевлённое. О том, как вопросы «помогают» понять грамматику, уже говорилось. И в этом случае, как и при определении рода или падежа, мы заранее знаем, какой вопрос задавать. Откуда? Первое предположение – по значению: живое или неживое. Действительно, волк живой – «кто?», дом неживой – «что?». Но дуб – «что?», хотя растения вообще-то живые Дальше ещё удивительнее: мертвец – «кто?» (какой же он живой?!), снеговик – «кто?», а народ –«Что?», хотя из живых людей состоит. Между тем, вопросы заданы правильно. <…> Для языка «живыми» оказываются кукла, воздушный змей, шахматный ферзь, а неживыми – толпа и человечество» (Аванта, с. 174) .

Носителями русского языка называются все люди, говорящие на русском языке. Русский язык – национальный язык Российского государства, он включает в себя общеупотребительный пласт – слова, понятные всем носителям языка, то есть всем людям, где бы они ни жили, какой бы профессией не владели. Есть ещё и диалектные слова, которыми пользуется лишь часть носителей русского языка.

5. Во многих сказках, стихотворениях и рассказах роль одушевлённых существительных часто на себя принимают неодушевлённые предметы. Так, царевич Елисей обращается к ветру, как к живому существу:
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч»
Приведите подобные примеры из книг. С какими чувствами обычно обращается человек к неодушевлённым существительным как к одушевлённым?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Придумайте самостоятельно подобные примеры со словами:
-дерево;
-звёзды;
-шкаф;
-столовая ложка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте рассказ о каком-нибудь неодушевлённом предмете (можно воспользоваться примерами из предыдущего упражнения) так, чтобы этот предмет, благодаря вашей фантазии, стал живым. Можете выбрать одну из следующих тем:
-«На что жалуется старый шкаф»;
-« Один день из жизни футбольного мяча»;
- «О чём размышляет глобус в кабинете географии»;
- «О чём мечтает дневник двоечника»;
-«Что снится компьютерной мышке».

Вашему вниманию предложен уже Старый Шкаф.

shkaf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразите и вы своего героя на отдельном листе!

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх