Задания по теме «Омонимы»
1. Прочитайте миниатюру и ответьте на вопрос, как называются слова, встретившие свои «пары», которые звучат точно так же, но имеют совсем иное значение. Озаглавьте текст и составьте его план.
В избе одного охотника жили-были два друга: Ключ и Лук. Ключ обычно лежал на полке: им охотник запирал или отпирал дверь. А Лук тоже не скучал: из него охотник тренировался в стрельбе.
Но как-то однажды надоело Ключу и Луку в избе охотника. И отправились они тогда на прогулку. Много чего видели они на своем пути. С кем только не познакомились: и с облаками, и с кустами шиповника, и с петляющей речкой. Все было хорошо, пока Ключ и Лук не спустились в овраг, где бил источник.
-Ты кто? – спросил наш Ключ у него. –Как зовут тебя?
-Меня зовут Ключ,- зазвенел родник.
-Этого не может быть!- возмутился дверной Ключ. У тебя не может быть такого имени. Ты совсем не похож ни на один из ключей, которые я видел у охотника: ни на ключ от амбара, ни на ключ от чулана, ни вообще на одного из моих братьев.
-И все же я Ключ…- услышал наш дверной ключ в ответ.
Как называется орфограмма, на которую слово «ключ»? Приведите примеры других слов на эту же орфограмму.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ребята, вы, конечно же, поняли, что здесь играют с нами два слова-омонима. Напишите, какие слова называют омонимами и запишите, обратившись к толковому словарю лексическое значение каждого «ключа».
Омонимы-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1)Ключ-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Ключ-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Те омонимы, с которыми вы познакомились только что - это лексические омонимы. Но есть еще и такие разновидности омонимов как омоформы - слова, совпадающие в какой-то одной грамматической форме: Три (глагол) морковь – три ( числительное) зайца; Это был молодой человек (прилагательное в форме именительного падежа, мужского рода)- я не видел молодой женщины ( прилагательное в форме женского рода родительного падежа. Омофоны - разновидность омонимов, слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному: Цветущий луг- зеленый луг; Мужчина был еще очень молод - гербом СССР был серп и молот. Есть еще одна разновидность омонимов - омографы- слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Как правило, эти слова различаются ударением: замок - замок, кружки - кружки, засыпать - засыпать, парить - парить.
3. Придумайте продолжение истории про Ключ и Лук. Пусть Ключ и Лук теперь отправятся в огород и там похожая ситуация произойдет с Луком, из которого стреляют и с тем, который растет на грядке.
Пусть их рассудит хозяин дома, который и расскажет про слова-омонимы. Сделайте смешную иллюстрацию к миниатюре, например, изобразите спорящих «Луков».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте мини-историю (4-5 предложений) с использованием омонимов:
- про норку, которая жила в норке;
-про клуб дыма, который витал над клубом;
- про девочку, которая заплетала косу на косе реки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В толковых словарях значение многозначных слов толкуется под цифрами, но в одной словарной статье. А значение омонимов - каждое слово в своей словарной статье.
5. Приведите из одного из толковых словарей, который есть в школе или у вас дома пример словарных статей омонимов и многозначных слов с толкованием их лексических значений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________