logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Падеж имени существительного»

1. Прочитайте грамматическую сказку Валентины Волиной «Откуда пошли названия падежей» и попытайтесь ответить на вопрос миниатюры

Откуда пошли названия падежей
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительным.
Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
У падежа как-то спросили:
-А зачем нужны вы, падежи, существительным?

А теперь прочитайте, как на этот вопрос ответит Падеж.

-Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
-Указываем на отношение места и действия (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета и его части (ветка берёзы, стрелка прибора)… Без нас Существительное не проживёт, как без рода и числа, и превратится в наречие.

3. Прочитайте стихотворение Валентины Волиной и определите, в каких падежах употреблено в нём слово «весна».
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».

Склоняем вслух: весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
За партой не сидится мне,
А тут – весна, весны, весне.

Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне.
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце по стене.
Составьте свою миниатюру, ключевым словом в которой будет, например, слово «игрушка», «светофор», «самолёт» (или свой вариант). Составьте миниатюру так, чтобы это слово было употреблено в разных падежах.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

В статье энциклопедии «Русский язык. Языкознание» написано: «Почему нельзя сказать «Жизнь и ловля пресноводных рыб»? Десятки, сотни подобных словосочетаний не вызывают возражений: поиски и находки учёных, труд и отдых рабочих и т.д. Обычно отвечают так: жизнь рыб – это они сами живут, а ловля рыб – это не они ловят, а их ловят. Модно соединить эти два словосочетания, когда обозначаются действия, поступки одних и тех же существ. Следовательно, падеж один, а смысл разный…» (Аванта, с. 171)
На самом деле, каждый из падежей имеет ещё и дополнительные значения, которые не изучаются в школе. Так, например, именительный падеж имеет 8 значений. Если слово является в предложении подлежащим, то его падеж – именительный субъекта: Птицы летят на юг. Если существительное в предложении является сказуемым, то его падеж –именительный предиката: Мой брат – инженер. А если это существительное является обращением, то его падеж – именительный обращения: Маша, приходи в гости. У других падежей есть тоже много разных значений и их порой отличить сложно.

Выполните одно из заданий 4-7

4. Составьте характеристику Дательному падежу как выпускнику Института Щедрости.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Оформите творческий проект «Один день из жизни творительного падежа». Можете сделать его в рисунках, можете написать рассказ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сочините басню «Почему предложный падеж теперь не расстаётся с предлогами». Обозначьте слова на орфограмму «Раздельное написание предлогов со словами».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составьте миниатюру на одну из заданных тем, употребив в нём как можно больше существительных в разных падежах.
-«Путешествие трёх мудрецов, которые в тазу пустились по морю в грозу»;
-«Приключения вороны, которая решила отправиться в кругосветное путешествие»;
-«Впечатления лягушки-путешественницы».

Если хотите, выберите свою тему. Обозначьте падеж у всех существительных вашего текста и выделите все известные вам орфограммы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. А теперь немного отдохнём. Прочитайте сказку Г. Граубина «Ленительный падеж». Придумайте свои забавные, необычные названия падежей. Можете их охарактеризовать и даже сделать портрет кого-нибудь из них.
Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Из знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответит он рассерженно:
- В том не моя вина,
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу.
Трудиться
И, тем более,
Творить
Я не хочу.
Такой падеж как дательный,
Я с детства не терплю.
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
-Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты мог бы новые
Придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх