Задания по теме «Падеж имени существительного»
1. Прочитайте грамматическую сказку Валентины Волиной «Откуда пошли названия падежей» и попытайтесь ответить на вопрос миниатюры
Откуда пошли названия падежей
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительным.
Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
У падежа как-то спросили:
-А зачем нужны вы, падежи, существительным?
А теперь прочитайте, как на этот вопрос ответит Падеж.
-Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
-Указываем на отношение места и действия (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета и его части (ветка берёзы, стрелка прибора)… Без нас Существительное не проживёт, как без рода и числа, и превратится в наречие.
3. Прочитайте стихотворение Валентины Волиной и определите, в каких падежах употреблено в нём слово «весна».
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
Склоняем вслух: весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
За партой не сидится мне,
А тут – весна, весны, весне.
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне.
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце по стене.
Составьте свою миниатюру, ключевым словом в которой будет, например, слово «игрушка», «светофор», «самолёт» (или свой вариант). Составьте миниатюру так, чтобы это слово было употреблено в разных падежах.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
В статье энциклопедии «Русский язык. Языкознание» написано: «Почему нельзя сказать «Жизнь и ловля пресноводных рыб»? Десятки, сотни подобных словосочетаний не вызывают возражений: поиски и находки учёных, труд и отдых рабочих и т.д. Обычно отвечают так: жизнь рыб – это они сами живут, а ловля рыб – это не они ловят, а их ловят. Модно соединить эти два словосочетания, когда обозначаются действия, поступки одних и тех же существ. Следовательно, падеж один, а смысл разный…» (Аванта, с. 171)
На самом деле, каждый из падежей имеет ещё и дополнительные значения, которые не изучаются в школе. Так, например, именительный падеж имеет 8 значений. Если слово является в предложении подлежащим, то его падеж – именительный субъекта: Птицы летят на юг. Если существительное в предложении является сказуемым, то его падеж –именительный предиката: Мой брат – инженер. А если это существительное является обращением, то его падеж – именительный обращения: Маша, приходи в гости. У других падежей есть тоже много разных значений и их порой отличить сложно.
Выполните одно из заданий 4-7
4. Составьте характеристику Дательному падежу как выпускнику Института Щедрости.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Оформите творческий проект «Один день из жизни творительного падежа». Можете сделать его в рисунках, можете написать рассказ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сочините басню «Почему предложный падеж теперь не расстаётся с предлогами». Обозначьте слова на орфограмму «Раздельное написание предлогов со словами».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Составьте миниатюру на одну из заданных тем, употребив в нём как можно больше существительных в разных падежах.
-«Путешествие трёх мудрецов, которые в тазу пустились по морю в грозу»;
-«Приключения вороны, которая решила отправиться в кругосветное путешествие»;
-«Впечатления лягушки-путешественницы».
Если хотите, выберите свою тему. Обозначьте падеж у всех существительных вашего текста и выделите все известные вам орфограммы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. А теперь немного отдохнём. Прочитайте сказку Г. Граубина «Ленительный падеж». Придумайте свои забавные, необычные названия падежей. Можете их охарактеризовать и даже сделать портрет кого-нибудь из них.
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Из знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответит он рассерженно:
- В том не моя вина,
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу.
Трудиться
И, тем более,
Творить
Я не хочу.
Такой падеж как дательный,
Я с детства не терплю.
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
-Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты мог бы новые
Придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________