logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое»

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения ввел писатель и ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Подлежащее – значит лежащее в основе предложения, сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякую информацию о подлежащем. Оно то, «что сказано о подлежащем».

1. Прочитайте лингвистическую миниатюру. Что можно сказать о характере короля Синтаксиса из этой и предыдущих миниатюр? Устно найдите вопросительные и восклицательные предложения.

Подлежащее и сказуемое
С тех пор, как в королевстве Синтаксиса изобрели предложение, и определили его как единицу языка и, более того, научились характеризовать его по цели высказывания и по интонации, любимым занятием горожан стала игра. Вечерами в знатных семьях королевства собирались гости, которые затевали такую игру: один кто-то называл предложение, а остальные отгадывали, какое это предложение, восклицательное или невосклицательное, повествовательное, вопросительное или побудительное? И предложение ли это вовсе? Бывали и такие случаи, когда какой-нибудь гость из хитрецов загадывал что-нибудь типа «пирог с ягодами». Ломали-ломали все голову, а потом оказалось, что это всего лишь словосочетание, а не предложение. Так популярна стала эта игра, что дошла она до самого короля Синтаксиса. И, представьте, сам король увлекся этой игрой! Но игра-то хоть и оставалась игрой, но была непростой.
Однажды, в самый разгар игры короля Синтаксиса к нему подошли два каких-то странных человечка: маленькие, одного роста, но совсем друг на друга непохожие. Один - спокойный, рассудительный, а другой - бойкий и деловитый, сразу видно, работать любит, действовать. Поклонились они королю Синтаксису, а тот их и спрашивает:
-Кто вы такие? И как вы сюда попали? И почему вы нарушаете нашу игру, входите без приглашения?
Король даже рассердился.
-А разве те предложения, которые вы использовали в игре, не приглашениями для нас были?- прощебетали человечки.- Спрашиваете, откуда мы? Из предложений, да, да. И, более того, мы главные его члены, а зовут нас Подлежащее и Сказуемое.
- Что еще за Подлежащее и Сказуемое?- удивился король.- Почему же я никогда ничего не знал о вас? и где же вы в предложении живете?
-Прямо в предложении и живем,- сказали человечки.
-Я, подлежащее, отвечаю на вопросы «кто?», «что?» и подчеркиваюсь одной чертой,- сказал один человечек.
-А я - сказуемое,- сказал другой человечек. - Я отвечаю на вопросы «что делает?», «что делал?», «что будет делать?» и подчеркиваются двумя горизонтальными чертами.
-Вот те и на!- почесал затылок король. – Сколько уже мы… Да что мы - все королевство играет в игру с предложениями, а ни о каких подлежащих и сказуемых никто не слышал.
-Так вот мы и хотим вам посоветовать еще одну игру,- сказали Подлежащее и Сказуемое.- Игра заключается в том, чтобы найти нас в предложении. Вот, например, последним в вашей предыдущей игре было предложение «Папа уехал в город». Подлежащее здесь «папа», так как в этом предложении говорится о папе. «Кто»- папа, подчеркиваем одной чертой.
-А теперь от подлежащего задаем вопрос, - подхватило Сказуемое. – Папа «что сделал?»- уехал. Уехал - второй главный член предложения, сказуемое, подчеркивается двумя чертами. Ну как, король Синтаксис, потренируемся? Вот тебе предложение: «Верблюды поедают кактусы». Где здесь подлежащее и где сказуемое?
-Гм…- протянул король.- В предложении говорится о верблюдах. Значит, подлежащее Верблюды. Верблюды « Что делают?» Поедают. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Ура, я понял!!!
-Совершенно правильно!- сказали Подлежащее и Сказуемое.- Так что, играйте - вот вам новое увлечение-развлечение.
-Как интересно!- сказал король Синтаксис. - Так, значит, во всех предложениях есть подлежащее и сказуемое?
-Может в некоторых предложениях и не быть подлежащего или не быть сказуемого. Но об этом немного позже. Что ж, удачи!

papayehal

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что ж, давайте и мы поиграем в эту игру!

Найдите, где спрятались в предложениях подлежащее и сказуемое. Какими частями речи они выражены?
Воробьи купаются в лужах.____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Золотые звезды ярко и торжественно сияли на осеннем небе. __________________________________________________________
__________________________________________________________ Вчера вечером собирались ребята в поход. _____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Подлежащее подчеркивается одной чертой. ______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставьте на место главных членов предложения подходящие по смыслу слова и укажите, какими частями речи они выражены.
Трудолюбивый ______________ выполнял домашнее задание по русскому языку.
Маша _______________ на урок, потому что она уже опаздывала.
____________ собираются улетать в теплые края.
Завтра утром ____________________ уезжает на юг.
Библиотекарь___________________ прочитать мальчику книгу «Приключения Тома Сойера», потому что она приключенческая и интересная.
Кот___________________ в подполье и там сидел и______________ , не пробежит ли какая мышка.

4. Составьте сценку-спор подлежащего и сказуемого. С чего может начаться этот спор? Да хотя бы с того, что Сказуемое обвинило Подлежащего в лености. Мол, сказуемое все время что-то делает, трудится…Пусть Подлежащее докажет, что и сказуемое не всегда трудится, потому что не всегда выражено глаголом, приведите примеры. Разыграйте экспромтом сценку: пусть два ученика из класса проиграют сценку-спор, остальные пусть составят свою сценку и запишут ее.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх