logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Прилагательные: полные и краткие»

1. Откуда произошли полные и краткие прилагательные? Над этим вопросом сегодня задумались пятиклассница Таня. Прочитайте текст и выделите орфограммы в словах.
Таня сидела за столом с учебником и читала правило о кратких прилагательных, которые ей задали выучить. Вообще-то правило нетрудное, да и упражнений на него она сделала уже немало.
Вдруг Таня задумалась: а почему же некоторые прилагательные имеют и полную, и краткую форму? И как образовались они, эти краткие прилагательные? Только Таня об этом подумала, как вдруг послышался шорох.
- Да, трудный это вопрос, - вздохнула Таня.
-Здравствуй, Таня, - послышался откуда-то голос, и к Тане вышел маленький человечек, похожий на гнома. – Я – Прилагательное «Трудный». Ты ведь звала меня? Хочешь, я отвечу на твой вопрос?
Таня не растерялась и кивнула.
- Опять же, всё дело в окончаниях! – сказало прилагательное Трудный. – Ну такие они неугомонные, весь Русский язык на дыбы хотят поставить. Помнишь, было уже дело, когда в существительных после шипящих –Ом и –Ем всё спорили? С тех пор, кстати, «О» сдружилась с ударением, а «Е» - только в безударной позиции.
- А причём здесь прилагательные? – не поняла Таня.
-А притом, что после этого все остальные окончания стали брать пример с –Ом и –Ем и тоже стали капризничать и время от времени убегать от своих хозяев-прилагательных.
Так прилагательное «высокий» превратилось в «высок», «жестокий» в «жесток», «красивый» в «красив». Поняла, Таня, как получились краткие прилагательные? А ну, давай, потренируемся!
Ребята, потренируемся превращать полные прилагательные в краткие! Выделите окончания.
Низкий - _______________________;
Глубокий - ______________________;
Умный - ________________________;
Добрый - ________________________;
Весёлый - _______________________;
Ясный - _________________________;

2. -Ты, Таня, наверно, заметила, что у некоторых прилагательных в краткой форме появился беглый гласный «о» или «е». Да, эти беглые гласные пришли на помощь прилагательным, узнав о том, что их предали окончания. Смотри: - Низкий – низок, умный – умён. С этими беглыми гласными кратким прилагательным стало не так скучно!
-А что же никто в Королевстве Русского Языка не заступится за прилагательные, от которых просто удрали окончания?- поинтересовалась Таня с участием.
-А потому что все вдруг поняли, что краткие прилагательные тоже нужны, так как некоторые из них привносят в слово новый смысловой оттенок – краткие прилагательные обозначают какой-то временной признак, а полные – постоянный.
Например, прилагательные «бледен» и «бледный»: у него бледные руки – значит, они бледные всегда, а вот пример «он был бледен» - говорится о том, что кто-то был бледен только в какой-то конкретный промежуток времени. А ещё краткие прилагательные более категоричны, а полные – более смягчённые: Мальчик был смел – мальчик смелый. Кроме того, краткие прилагательные характерны для книжных стилей речи, а полные – в нейтральной и разговорной речи: «Кто же виноват?» - «Говори, кто виноватый».

Ответьте на вопрос, чем отличаются полные и краткие прилагательные. Поможет вам в этом наша рубрика «Это интересно».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! Он больной… Конструкции с полной и краткой формой прилагательного могут различаться по смыслу. Характерный пример – предложения Он болен и Он больной. В первом случае речь идёт скорее всего о временном болезненном состоянии, во втором – о плохом здоровье, т.е. о признаке постоянном. Но дело здесь не в различном
значении полных и кратких прилагательных, а в разном синтаксическом поведении прилагательного больной в разных значениях.
В одном значении полные формы прилагательного больной употребляются только с зависимыми словами (больной гриппом, больной корью) и т. д.), обозначая временное состояние. В этом значении в сказуемом должна быть непременно употреблена краткая форма (нельзя сказать: Он больной гриппом, надо Он болен гриппом.) Это значение не допускает образования степеней сравнения.
В значении «поражённый недугом, отличающийся слабым здоровьем» прилагательное больной употребляется без зависимых слов. Краткие формы и сравнительная степень в этом значении почти не употребляются. Всё же изредка они встречаются в художественной литературе: «На улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома…» (Ф.М. Достоевский).
(Энциклопедия «Русский язык», Аванта+, с. 179)
Вот такая вот интересная картинка прилагается к этот статье в энциклопедии Аванта Русский язык.

Выполните одно из заданий 3-8 на ваш выбор

3. Вы знаете, что краткие имена прилагательные не изменяются по падежам, а изменяются по числам, в единственном числе – по родам. Сочините лингвистический рассказ, дающий ответ на этот вопрос.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сочините лингвистическую сказку «Как краткое прилагательное устроилось работать Сказуемым». (Пусть это краткое прилагательное захочет поработать в роли других членов предложения. Что у них из этого получится – ваша фантазия! А как дальше сложатся взаимоотношения между краткими и полными прилагательными, когда полные узнают о работе кратких в роли сказуемых?)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

skazyem

skazyem

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. В тот же вечер, после встречи прилагательного «Трудный» с Таней, девочка, сделав уроки, пошла гулять. Были тёплые апрельские сумерки, ей вечер так понравился, что, придя домой, она решила написать о нём рассказ с… использованием кратких прилагательных. Вот как он начинался:
Вечер был тих и свеж. Я вышла на улицу, которая была пустынна. Небо было бездонно, на нём сияли звёзды, которые были ярки. Одна только какая-то казалась бледна и загадочно мерцала.
Найдите в отрывке краткие прилагательные, подчеркните их как члены предложения, определите у них род (если это возможно) и число.

Продолжите рассказ Тани, поставив полные прилагательные в краткую форму:
Дорога спускалась к реке, которая тоже становилась (тёмный). Лес за рекой был (глухой) и (мрачный). К реке спускались кусты ивняка. Они были (похожий) на медведя, который, казалось, был (огромный) и (страшный).
Долго я бродила по окрестностям, потом пришла к своему огороду, который был мне (знакомый).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В выделенных словах устно объясните орфограмму.

6. Сочините самостоятельно рассказ с использованием как полных, так и кратких прилагательных. Выберите тему из предложенных или придумайте свою. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
-Прогулка в зоопарк;
-Деревья в лесу;
-Комната бабушки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Опираясь на правило, сочините лингвистическую сказку «Как краткие прилагательные, которые оканчиваются на шипящий, поссорились с мягким знаком». Как звучит правило, которое должно лечь в основу этой миниатюры?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Нарисуйте и подпишите грамоту «За что мы скажем «спасибо» кратким прилагательным»

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх