logo

Творческая мастерская
Бутусова Алексея Владимировича
Учителя русского языка, литературы, ИЗО
МОУ Красноткацкой СШ ЯМР
Ярославской области

Задания по теме «Имя прилагательное как часть речи»

1. Прочитайте сказку и выпишите из неё прилагательные, которые помогли Майскому жуку найти Ворону. Какими прилагательными можно было бы дополнить адрес Вороны?
Точный адрес
В одном лесу жили-были звери, птицы и другие животные. Хорошо владели они русским языком, но только вот беда: не умели они употреблять прилагательные в речи.
И однажды из-за этого случилась в лесу такая история. Пригласила как-то Ворона Майского Жука к себе в гости.
-Приходи, куманек, ко мне! – зазывала его Ворона. – Будешь гостем!
- Я бы пришел, – сказал Жук. – Но как мне тебя найти? Где ты живешь?
-В гнезде! – прокаркала Ворона. – А гнездо в лесу на дереве. Вот и прилетай завтра по этому адресу.
Запомнил Майский Жук адрес и решил на другой день залететь в гости к Вороне.
-В лесу, на дереве, в гнезде! – повторил Жук и полетел на поиски.
Прилетел Жук в лес и тут растерялся. В лесу росло, наверное, несколько десятков тысяч деревьев – и осин, и берез, и рябин.
-Вот те и на! – сказал Жук. – Сколько деревьев в лесу! И где же живет Ворона?
Долго кружил Жук – так и не нашел дерева с гнездом. Хотел было лететь он восвояси, но подумал-подумал и решил еще раз посмотреть, нет ли на каком дереве гнезда?
И тут ему повезло. Увидел на одном дереве Жук гнездо: аккуратное, чистенькое, сделанное из лесных травинок и пушинок.
-Привет, Ворона! – постучал Жук. – Выходи, это я, твой гость.
-Какая же я тебе ворона? – послышался тоненький обиженный голосок. – Я - Пеночка-весничка, неужто не веришь?
Посмотрел Жук на гнездо: и вправду не воронье. Маловато, да и стиль не тот.
Понял Жук, что ошибся адресом. Полетел он дальше лесом, видит – еще одно гнездо.
-Ну это уж точно дом Вороны! – прокряхтел Жук, присаживаясь рядом на сук.
-А вот и не угадал! – затрещал кто-то. – Живу здесь я, Дрозд-рябинник.
«Ну и дела, - покачал головой Жук. – Выходит, что деревьев с гнездами много»!
Полетел Жук дальше искать гнездо Вороны. Смотрит дерево, а на суку какой-то странный домик висит, будто из бумаги сделанный.
-Ну это уж точно вороний, - сказал Жук. – Эй, вылезай, подруга Ворона!
-Ж-ж-ж! – послышалось из домика.
- Она еще и жужжать научилась, - усмехнулся Жук. – Вылезай, Ворона, все равно я тебя нашел!
Тут из домика как вылетит целый рой ос, да ка-ак набросится на бедного Жука! Насилу тот улетел.
Весь день провел Жук в поисках домика Вороны. И у Зарянки побывал Жук, и в скворечнике, и в дупле у Дятла, а Вороны - не нашел.
Прилетел Жук усталый вечером к себе и только ахнул.
-Ну, спасибо, кума, верный мне адресок дала! «В лесу на дереве, в гнезде». А попробуй, разыщи это гнездо!
Решил не сдаваться Жук, отправился на другой день снова на поиски дома Вороны. Летит себе, летит – и тут на тебе! Навстречу ему летит сама Ворона, Собственной персоной.
- Ну и умаялся же я, ища тебя, - сказал Жук. – Ты бы мне описала, какое дерево в лесу твое, какое гнездо на нем. Используя прилагательные, опиши мне дерево и гнездо.
-А что такое прилагательное? – спросила Ворона, раскрыв от удивления клюв.
-Часть речи такая, - объяснил Жук, - отвечающая на вопросы «какой?», «какое?», «какая?» и «какие?», и обозначающая признаки предмета. Как раз прилагательные служат для описания чего-либо. Теперь понятно хоть?
-Ничего не понятно! – заявила Ворона. - Какое-то прилагательно, какое-то описание…
-Ну вот смотри, - Жук усадил Ворону на опушку. – Сейчас я с помощью прилагательных опишу эту опушку. Она светлая, зеленая и маленькая, еще она мягкая, травянистая и живописная. На опушке растут колокольчики. Может, теперь ты попробуешь их описать с помощью прилагательных?
-Да чего тут пробовать? Колокольчики синие, резные, длинные, ну и... красивые, что ли?
-Вот видишь! – обрадовался Жук. – У тебя получается. Теперь так же опиши свое жилище.
-Да чего уж тут описывать? – каркнула Ворона. – Дерево мое высокое, раскидистое и старое с огромной выдолбленной расщелиной посередине. А гнездо мое неряшливое, крупное и совсем неопрятное; прутья-палки торчат во все стороны, того гляди рухнет гнездо.
Ворона аж плюнула с досады.
-Такие уж мы ленивые вороны! Как будто бы самой приятно в таком разваленном доме жить, да красивые мы строить не умеем. Инстинкт не позволяет. Ну, прилетай завтра!
Без проблем нашел Жук на другое утро домик Вороны. Оказалось, он и вовсе не там и искал! В том лесу деревья были маленькие, а не большие.
Разыскал Жук раскидистое дерево огромной расщелиной посередине, а там - неряшливое неопрятное гнездо, где ждала его старая знакомая.
-Ур-ра! Каррр! – закричала Ворона. – Как быстро ты меня нашел!
-Вот видишь, что прилагательные делают! – сказал Жук. – И знай, Ворона, что нельзя без прилагательных. Мало того, что они делают речь более четкой, понятной и конкретной, они еще и делают ее более красивой, выразительной, яркой. Вот таки дела!

vorona
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Представьте, что к вам в школу приезжает человек, ни разу не бывавший здесь и не видевший школы. Подберите прилагательные, описывающие школу снаружи как здание и внутри. Составьте с ними небольшой рассказ-инструкцию по схеме:
Вы проходите по___________________, __________________ улице, мимо ______________, ____________________дерева и видите ____________________ ____________________ здание ___________________________школы. Оно________________________, _____________________________________.Около школы вы увидите __________________клумбы,_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Соедините слова из первого и второго столбика, чтобы получились словосочетания.

slovosoche

slovosoche

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой общей темой будут объединены эти прилагательные? Напишите небольшую миниатюру и подчеркните эти прилагательные в тексте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! Мы от души смеёмся над дворянским сынком Митрофанушкой, лентяем и невеждой, который учился много лет и всё-таки не сумел толком уяснить себе разницу между существительным и прилагательным. В наше время даже второклассник справился бы с этой задачей и определил бы точно, что дверь обозначает название предмета, т. е. является существительным (хотя сам термин существительное во втором классе не употребляется).
Дело, однако, обстоит весьма просто, пока речь идёт о таких словах как дверь, стол, школа, чистота и др. Но вот нам попалась на глаза фраза: Больной встал с постели. Тут необходимо серьёзно подумать прежде, чем дать ответ на вопрос, является ли слово больной существительным или это прилагательное.
Дело в том, что в русском языке непрерывно совершается процесс перехода прилагательных в существительные. Некоторые прилагательные окончательно перешли в существительные, например, лесничий, запятая, кладовая, прачечная, приданое, портной (раньше – портной мастер, т. е., тот, кто шьёт порты – штаны; от последнего образовалось и существительное женского рода портниха). Другие прилагательные (таких имеется значительно больше) выступают и как существительные и как прилагательные, например, новая столовая, столовая ложка. (Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. – Минск: Народная Асвета, 1965., с.118)

Выполните одно задание 4-5 на выбор

4. Составьте миниатюру «День из жизни прилагательных», которые жили у школьника Васи. Пусть в вашей миниатюре будут следующие эпизоды:
-утро Васи;
-учебный день Васи;
-игры с друзьями;
-помощь родителям и выполнение уроков.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте лингвистическую миниатюру на тему «Прилагательные-синонимы» и «прилагательные-антонимы». Предлагаем возможный вариант сюжета:
Жизнь Прилагательных в городе Частиреченске – дружба Прилагательных, сходных по смыслу и вражда прилагательных, противоположных по смыслу – появление Прилагательных-синонимов и Прилагательных-антонимов – их работа в русском языке, их цели и функции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! Старик Хоттабыч вместе с Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавляет он к той же букве полевое волокнистое растение – и перед ним лиственное дерево.
Не выдержал тогда Буратино:
-Дай-ка и я попробую.
Прибавил он к этой букве морское животное – оно тут же превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит:
-Эта волшебная буквы обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – кузнечным или столярным инструментом.
Какая же это буква, отгадайте!
(Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. – Минск: Народная Асвета, 1965., с. 69)

Обратная связь

Бутусов Алексей Владимирович. Учитель русского языка, литературы, ИЗО МОУ Красноткацкой СШ ЯМР. 2016 г.

Наверх